Энтони Гидденс — аналитический конспект

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Гидденс Э.: сведения из биографии, концепции    3
2. План произведения         6
3. Гидденс Э. Новые правила социологического метода   7

Список литературы         22

1. Гидденс Э.: сведения из биографии, концепции

Энтони Гидденс (Giddens) родился  в 1938 году. Известный английский социолог и политолог, профессор Кембриджского университета. Основная тема его работ - индустриализм, разработка и критика теории индустриального общества.
Гидденс выступает против эволюционизма и детерминизма технологии, традиционно связываемых с этой теорией (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, А.Турен и др.). Согласно его трактовке, индустриальное развитие состоит не столько в технологическом росте, сколько в освоении людьми соответствующих форм и норм поведения.
В плане социологической теории Гидденс выдвигает "теорию структурации" - проект интегративного макро-микроподхода к социальным явлениям. Предмет теории структурации определяется как изучение социальных практик (типов социального поведения), упорядоченных в пространстве и во времени. Стержень ее содержания сводится к следующему положению. Ни структура (социальные институты), ни действие (социальное поведение) не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется воспроизводство устойчивых социальных структур.
Основные понятия теории структурации Э. Гидденса - «агент», «участие», «структура», «система», «структурация», «дуальность».
«Агент» - это участник социального действия, личность, вступающая в социальные взаимодействия и производящая социальные практики.
«Участие» - это сам акт, собственно социальное действие. Гидденс подчеркивает, что в условиях современности важным элементом социального действия становится рефлексия агента (знание агентов о своих действиях, осознанность действия). Само же действие становится все более и более рефлексивным. Поэтому модель действующего агента выступает у Гидденса точкой отсчета теоретических построений.
Социальный агент сложен и может быть адекватно описан только как стратификационная модель. Стратификационная модель является абстрактным описанием любого действующего субъекта как с точки зрения социальной; так и психологической. Стратификационная модель объекта включает три уровня:
1. Мотивация действия - это потенциал действия, осознанные и неосознанные желания, побуждающие агента к действию. Применительно к личности данный уровень соответствует бессознательным мотивам.
2. Рационализация действия - это компетентность в поведении, когда агенты в состоянии объяснить, что они делают. В структуре личности данному уровню соответствует практическое сознание.
3. Рефлексивный мониторинг - это сознательное отслеживание агентами своей деятельности и социальных контекстов, а также ожидание аналогичных действий от других агентов. В системе личности данный уровень соответствует дискурсивному сознанию.
Такой подход к социальному агенту позволяет Э. Гидденсу по-новому взглянуть на социальное действие. Социальное действие и познание представляются теперь потоком поведения.
Понятия «структура», «система», «структурация» отражают у Гидденса три главных стороны социальной действительности. Структуры - это регулярные наборы отношений, производимые и воспроизводимые субъектами действий. Системы - это отношения между индивидами и коллективами, воспроизводимые как регулярные социальные практики (типы поведения). Структурация - это условия, управляющие преемственностью и преобразованием структур, которые поддаются рассмотрению исключительно на уровне эмпирических обобщений.
Раскрывая сущность «структуры», Гидденс указывает, что традиционно понятие «структура» использовалось в социологии для моделирования социальных отношении и явлений, чтобы отметить некие общие институциональные черты общества. Наряду с традиционным значением, социолог предлагает использовать термин «структура» в ином смысле -как порядок, позволяющий представить воспроизводство социальных практик во времени и пространстве. Структура, согласно Э. Гидденсу, - это образец социальных отношений, существующий в определенном времени и в определенном пространстве, который предусматривает соответствующий образец поведения индивидов. Гидденс понимает структуру как набор правил, относящихся к трансформации социальных практик.
За теорему теории структурации Э. Гидденс принимает дуальность структуры (взаимообусловленность существования, функциональная зависимость структуры и агента). Дуальность структуры состоит в том, что правила (которые лежат в основе структуры) являются одновременно и результатом, и условием действия индивидов. Субъект действия одновременно и создает правила, и воспроизводит их. Правила же выступают условиями воспроизводства социальных практик. Таким образом, структура не только принуждает, задает рамки, она одновременно, и создает возможности.

2. План произведения

1. Предисловие
1.1. Причины формирования социологии
1.2. Влияние Конта и Маркса
1.3. Дискуссии и безуспешность в социологии
1.4. Влияние Т. Парсонса
1.5. Цели работы и определение теоретической позиции
2. Действование, акты идентификации и коммуникативная интенция
2.1. Влияние Витгенштейна на социологию
3. Проблемы действования
3.1. Действие в жизни человека
3.2. Понятие, сущность и свойства действования
4. Интенции и проекты
4.1. Понятие интенции
4.2. Свойства интенции
5. Идентификация актов
5.1. Смысл актов
5.2. Проблема определения действий
6. Рационализация действия
6.1. Мотивы и основания действий
6.2. Понятие и способы рационализации действий
7. Смысл и коммуникативное намерение
7.1. Связь действий и коммуникации

3. Гидденс Э. Новые правила социологического метода

Цитата Комментарии
Социальные науки, какими мы их знаем сегодня, сформировались под воздействием впечатляющих успехов естественных наук и технологии в конце XVIII в. и в XIX в. Я говорю это прямо, вполне осознавая все сложности, подразумеваемые таким заявлением. Разумеется, было бы неверно утверждать, что успехи человека в его, казалось бы, явном покорении природы (интеллектуальном в виде науки и материальном в виде технологии), были некритически взяты за образец для социальной мысли.  Причиной возникновения социологии является развитие естественных наук, которые накопили эмпирическую базу для общественных наук.
Упоминание лишь одного-двух имен рискованно, но я думаю целесообразно рассматривать Конта и Маркса как оказавших непреходящее влияние на последующее развитие социальных наук (я буду использовать этот термин применительно прежде всего к социологии и антропологии, но иногда и в отношении экономики и истории).  По мнению Гидденса влияние Конта основополагающее, поскольку его понимание социологического метода, пропущенное через работы Дюркгейма, вполне возможно проследить вплоть до некоторых основных тем «академической социологии» и антропологии XX в.

Марксизм, следуя пренебрежительному игнорированию Конта самим Марксом, выступал против тех течений социальной теории, которые связаны с влиянием Конта. Контова формулировка идеи естественной науки об обществе на самом деле была довольно сложной, в чем каждый сможет убедиться, просмотрев хотя бы несколько страниц «Позитивной философии», даже если она и не отличается проницательностью (а порой, надо сказать, и логической ясностью) Марксовых работ, снабженных переиначенной гегелевской диалектикой.  Марксизм, таким образом, стоял непосредственно против теории Конта.
Как отмечает исследователь, Маркс и Конт рассматривали распространение науки на изучение человеческого поведения в обществе как непосредственный результат поступательного движения человеческого познания по направлению к самому человечеству.

Некоторые такие дискуссии в естественных науках имеют непосредственное значение для эпистемологических проблем в социальных науках. В любом случае я берусь утверждать, что социальная наука должна выйти из тени естественных наук, в какую бы философскую мантию они ни рядились. Тем самым я не хочу сказать, что логика и метод изучения человеческого социального поведения целиком и полностью расходятся с логикой и методом исследования природы, во что я точно не верю. Гидденс считает, что социология имеет несколько иные методы познания, чем естественные науки и полностью перенимать их методологию нельзя.
Безуспешность социальной науки, понимаемой как естественная наука об обществе, проявляется не только в недостатке совокупности абстрактных законов, условия приложения которых точно известны и которые принимаются «профессиональным сообществом»; эта безуспешность очевидна и в реакции широкой общественности. Социальная наука, задуманная Контом и Марксом как проект, должна была стать разоблачением, которое сметет смутные предрассудки прежних времен и заменит их рациональным самоосознанием.  Социальная наука еще не может похвастаться такими достижениями, как естественные науки. Во многом из-за того, что не сформулированы теоретические обобщения, основные законы развития социума.
Разница между обществом и природой заключается в том, что природа не является продуктом человеческой деятельности, она не создана человеческим действием. Общество же, хотя и не сделано ни одним человеком, создано и воссоздается заново, если не ех nihilo, участниками каждого социального контакта. Производство общества — это квалифицированное действо, поддерживаемое и «вызываемое к жизни» людьми.  Фактически Гидденс повторяет слова Маркса о том, что общество – вторая природа. Общество не является продуктом стихии, в нем действуют строгие законы.
Сегодня интерес к проблемам действия наверняка не чужд существующим в социальных науках ортодоксиям. Само понятие действия в виде «деятельностного подхода» занимает первое место в работах Талкота Парсонса. По крайней мере, в своих ранних работах Парсонс в особенности стремился включить «волюнтаристский» момент в свой подход. Но Парсонс (как и Дж. С. Милль) стал отождествлять волюнтаризм с «интернализацией ценностей» личностью и тем самым - с психологической мотивацией («потребности-установки»). В парсонсовской системе координат действия нет действия, есть одно только поведение, возбуждаемое потребностью-установкой или ролью-ожиданием.  Дается понятие действия, отграничивается понятие действие от поведения. Сравнивается концепция Т.Парсонса, указываются ее недостатки.
Первая часть этой работы представляет собой краткое и критическое кругосветное путешествие по некоторым известным школам социальной мысли и социальной философии.
В этом исследовании я рассмотрю несколько школ мысли в социальной теории и в социальной философии — от феноменологии Шютца до последних разработок в герменевтической философии и критической теории. Я постараюсь пояснить, что я позаимствовал, если вообще что-нибудь позаимствовал, у каждой из этих школ, и попытаюсь указать на некоторые их недостатки.  Намечается цель первой главы исследования. Далее автор рассматривает концепцию Витгенштейна. Исследователь настаивает, что есть параллели между теорией Витгенштейна и Хайдеггера.
Гидденс делает исключение для следующих теорий: функционализм, структурализм и символический интеракционизм, поскольку считает, что это не теории, а ярлыки для огромного количества взглядов различающихся между собой.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!