Эмпириокритицизм

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эту форму позитивизма, называемую иногда махизмом, основали Рихард Авенариус (1843–1896) и Эрнст Мах (1838–1916). Центральным вопросом эмпириокритицизма является проблема объективности научного знания. Основные выводы, которые следуют из философии Авенариуса и Маха, можно сформулировать так: любой материальный объект воспринимается человеком через органы чувств в виде совокупности ощущений. Поэтому то, с чем имеет дело познающий разум, не есть материальный объект, а только его идеальная модель в виде определенного набора ощущений, возникающих при работе с исследуемым объектом. Изменения объекта воспринимаются нами в виде смены ощущений, их интенсивности и последовательности. Об исчезновении объекта мы также судим по ощущениям: исчезновение определенного «набора» ощущений воспринимается нами как исчезновение объекта.

Таким образом, нет смысла говорить об объекте в его «чистом» виде, всякое знание о нем субъективно. И от такой субъективности невозможно избавиться. Правда, есть субъективность иного рода, связанная с оценкой объекта, от которой наука должна отказаться. Дело ученого – не оценивать события, а описывать их. Это и будет максимальной объективностью, на которую способен человеческий разум.

Другой источник ошибок в науке – образование понятий, которые не могут быть представлены в виде ощущений. Таковыми являются, например, понятия «материя», «Бог», «субстанция» и т. п. Можно исследовать воду, кислород, бумагу, получая при этом определенные ощущения, которые поддаются описанию. Но невозможно таким образом изучать то, что называют субстанцией или Богом, говорят сторонники эмпириокритицизма. Следовательно, эти понятия должны быть удалены из науки, утверждают они.

Эмпириокритицизм имел довольно широкое распространение в европейской науке конца XIX– начала XX вв. По ряду вопросов идеи этой философии развивали известный ученыйА. Пуанкаре, а в России – А. Богданов, А. Луначарский и др.

Несмотря на малый срок своего существования, эмпириокритицизм оказал заметное влияние на методологию научного познания. Синтезировав фундаментальные идеи неклассического рационализма с естественнонаучными знаниями своего времени, он обратил внимание ученых на необходимость учета влияния на результат познания тех средств, при помощи которых проводится исследование. Главный его вывод – «нет объекта без субъекта», ибо то, что называют объектом, есть, по сути, только его идеальная модель, возникшая в сознании субъекта. Таким образом, абсолютно объективного научного знания быть не может, ибо на пути его получения находятся органы чувств человека с их преломляющим информацию характером.

Идея субъективности научного знания далее была развита в неопозитивизме, представители которого включили в анализ науки ее язык, и постпозитивизме, представители которого исследовали влияние на научное знание мировоззренческих и ценностных установок ученых.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!