Эмпирико-теорерические и теоретические методы исследования

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Без теории невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему. Сведение задач науки только к сбору фактического материала означало бы «…полное непонимание характера науки. Ученый должен организовать факты, наука слагается из фактов, как дом из кирпичей, но одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же, как куча камней не составляет дом» (А. Пуанкаре). Сущностью теоретического познания является не только описание и объяснение многообразия фактов и пииtiмерностей, выявленных в ходе эмпирический исследований в определенной предметной области, исходя из небольшого числа законов и принципов. Она выражается также в стремлении ученых предсказать будущее развитие мироздания. С этой точки зрения важны и необходимы знания о эмпирико-теоретических и теоретических методов исследования, представим их в тезисном плане.

Анализ и синтез – комплексный метод исследования, основанный на последовательном применении совокупности приёмов и закономерностей деления объектов на основные части и элементы или свойства (анализ) и соединения отдельных частей (объектов) в единое целое (синтез). Анализ и синтез – противоположно направленные (анализ – от целого к части, синтез – от части к целому), вместе с тем взаимосвязанные и взаимообусловленные методы познания, обеспечивающие высокую эффективность в случае их комплексного использования. Методы анализа и синтеза проявляются в диалектическом единстве двух противоположных процессов: мысленного выделения сторон изучаемого объекта, уточнения их и синтеза на более высоком уровне.

Индукция и дедукция– комплекс взаимосвязанных и взаимообратных методов исследования, процесс познания от частного к общему, от менее общих положений к более общим (индукция) и от общего к частному, от общих свойств множества элементов к отдельным элементам (дедукция). Дедукция (от лат.deductio-выведение) – переход от посылок к заключению, пиирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному умозаключению. Индукция (от лат.inductio-наведение) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опираются на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. Индукция может давать из истинных посылок ложное заключение; её заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках. В процессе исследования индукция и дедукция дополняют друг друга. Индивидуальное исследование в определённом отношении включает элемент дедукции и наоборот.

Абстрагированиемысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений объектов и одновременное выделение одной или нескольких сторон этих объектов. Процесс абстрагирования имеет две ступени: 1) подготовку этапа абстракции (отделение существенного от несущественного, выделение наиболее важных сторон объекта) и осуществление его (замещение исследуемого объекта его моделью, менее богатой свойствами).

Аналогия – метод научного познания, посредством которого получают знания об одних предметах и явлениях на основании их сходства с другими. Данный метод является основой моделирования и благодаря своей наглядности широко используется в науке и технике.

Понятие моделирование с точки зрения материалистической гносеологии имеет в виду такой способ познания действительности, который состоит в отображении или воспроизведении изучаемого явления (его свойств, структуры, динамики и т.д.) при помощи какой-либо системы, построенной искусственно человеком. Самым общим признаком научных моделей справедливо считается способность отражать, воспроизводить явления, процессы объективного мира, их закономерный порядок, их структуру. Модель – это не просто и не только отражение или копия некоторого состояния дел, но и предполагаемая форма (образ) деятельности, репрезентация (представляемость)  будущей практики и освоенных форм деятельности.

В соотношении с такими логическими процедурами как абстрагирование, идеализация и формализация, моделирование выступает как синтетический метод, предполагая их как более элементарные операции. Являясь средством познания, модель, кроме того, есть форма организации и представления знания. Модель изучаемого процесса,  получаемая в результате абстрагирования, фиксирует структуру сложных явлений и процессов, освобождает их от деталей, затемняющих сущность, выражает их в более простом и «чистом» виде. Моделирование является теоретико-познавательной процедурой, осуществляемой на основе абстрактно-логического мышления, независимо от того, идет ли речь об эмпирическом или теоретическом познании.

Наиболее существенной мыслительной операцией в процессе моделирования является абстрагирование. Хотя два объекта различны, но мы отвлекаемся от их различий, ибо в некоторых отношениях они тождественны. Абстракция отождествления выступает в качестве основы всякого научного познания, однако сама по себе она автоматически не приводит к созданию модели. Только на уровне абстракции потенциальной осуществимости можно говорить о переходе к собственно процессу моделирования. Итак, всякая процедура моделирования неизбежно основана на том или ином виде абстракции и вне ее не может быть осуществлена.

Другой важной мыслительной процедурой, сопровождающей процесс моделирования, является идеализация. Сущность ее заключается в том, что, опираясь на абстрагирование отношений, она превращает сами эти отношения в объекты и тем самым делает возможным их изучение. Процедура идеализации так же, как и абстракция потенциальной осуществимости, неизбежно связана с моделированием. Это вытекает из того обстоятельства, что вместо отношений мы исследуем объекты, а исследование таких объектов не имеет смысла вне их интерпретации.

Следующей необходимой логической операцией в процессе моделирования является формализация. Логические процессы не могут протекать вне тех или иных форм языка. Настоятельная потребность модельной интерпретации научных теорий возникает в том случае, когда язык, используемый научной теорией, формализован. Под формализацией понимается создание языка более узкого, чем естественный, и приспособленного для решения специальных задач.

Следующая группа образована методами теоретического исследования.

Идеализация – мысленное конструирование и изучение объектов, которые значительно отличаются от существующих в действительности или практически отсутствуют (точка, линия и т.д.).Слово «идеализация» вводит в заблуждение, создаётся впечатление о подгонке действительности под идеал. Научное идеализирование – это выработка идеи, того, что в наши дни называют промежуточным понятием. Некоторая часть научных идеализаций –промежуточные этапы на пути к выработке более развитых понятий. В науке достаточно часто строится упрощённая модель явлений. Такое упрощение называют идеализацией. Она позволяет значительно упростить исследование сложных систем, облегчает обнаружение существенных связей, отношений и формирование законов. Любая идеализация правомерна лишь в определённых пределах. Идеализация как упрощение научной картины и как выработка строгих научных понятий – не одно и то же.

Формализация– метод изучения объектов путём отображения их содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственных языков и символов, обеспечивающих однозначность, краткость и чёткость фиксации знания. Формализация связана с другими методами: моделированием, абстрагированием, идеализацией и т.п. По отношению к моделированию она имеет служебный характер, поскольку выступает в качестве средства знакового моделирования объектов.

Процесс формализации состоит не в простом отвлечении от содержания, а в диалектическом его «снятии», смысл которого заключается в особом выражении через форму того существенного в содержании, что необходимо для решения задач с помощью анализа.

Конструктивизация ставит в соответствие исследуемым объектам конструктивные объекты. Для получения конструктивного объекта исходный объект так упрощается, огрубляется, идеализируется, что становится четко различаемым и отождествляемым. Производный же объект получается из исходного по алгоритмическим правилам.

Формализация и конструктивизация широко применяются для выделения сущности изучаемых явлений в «чистом» виде.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод познания, заключающийся в движении мысли от абстрактных определений конкретного объекта, полученных в результате его деления и описания при помощи понятий и суждений, к всестороннему целостному знанию о данном объекте мышления. Восхождение от абстрактного к конкретному – всеобщая форма движения научного познания, закон отражения действительности в мышлении.

Завершая главу о методах исследования, подчеркнем, что знание и грамотное использование в научной деятельности представленных и других исследовательских методов содействует не только поиску эффективного пиисания и объяснения изучаемой реальности, но и ее пониманию. Это способствует выработке у исследователя интуиции, позволяющей ему свободно двигаться в интеллектуальном пространстве, актуализируя не только явное, зафиксированное знание, но и так называемое неявное, невербализованное восприятие реальности. Это выводит работу специалиста-исследователя за грани стандартности и превращает ее в подлинно творческую деятельность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!