Эмпирические теории права

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сущностью направлений, школ и персоналий, которые объединены под этим общим названием, является то, что они отвергают наличие мета­физических предпосылок права и утверждают, что право не открывается, а создается с учетом опыта и истории.

Право, которое благодаря государственной власти рас­пространяется на все наше общество в виде общеобязательных норм, со­стоит из позитивных законов; законы имеют своим источником позитив­ные парламентские решения, проводятся в жизнь с помощью позитивных исполнительных органов, а в спорных случаях отправляются на истолко­вание в суд. Тем самым, государственно-правовой порядок предстает в ка­честве сложного комплекса исключительно позитивных правил, инстанций и властей. И в таком позитивном комплексе апелляция к сверхпози­тивной критической инстанции теряет смысл.

Позитивизм – термин, введенный О. Контом для выражения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения Конт считал, что наука развивается от ранних теологической и метафизической форм к такой форме, которая будет заниматься только видимыми фактами и отношениями.

Юридический позитивизм – направление в философско-правовой мысли, оформившееся в середине ХIХ в. в европейском правоведении. На процесс его становления в методо­логически самостоятельное течение, обладающее собст­венным философским само­сознанием, оказало решающее воздействие развитие общефи­лософского позитивизма, рас­пространение идей О. Конта и Г. Спенсера. Для позитивистов главным и един­ственным предметом позна­ния служат феномены поло­жительного права. Узость пози­тивистского правопонимания проявляется в его стремлении считать право производным только лишь от воли государ­ства.

Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Дж. Остиным в его фундаментальном труде «Чтение по юриспруденции» (1832 г.). Остин объявил право, как и явления природы, реальным, существующим фактом. Реальность праву придает государство, которое закрепляет конкретные нормы в принимаемых им письменных источниках «в целях руководства разумной сущностью».

Позитивное право –система источников публич­но признаваемого права, за­фиксированного исходящим от государства законодатель­ством. Является продуктом сознательного нормотворче­ства, имеет утилитарно-при­кладную направленность и видит свое предназначение в служении интересам конкрет­ного государства.

Значительная часть понятий  и принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. Вся система позитивного права подчинена нескольким исходным принципам:

- принцип государственного патернализма предполагает покровительственно-опекунс­кое отношение государства к праву и заставляет тракто­вать сущность права в терми­нах государственности – как «волю государства, возведенную в закон», «совокупность юридических норм, действующих в государстве» и т. п.;

- принцип секулярности, позволяющий рассматривать право как самостоятельную регулятивную силу, не нуж­дающуюся в религиозно-ме­тафизических обоснованиях своих норм. Секуляризованное сознание, ищущее высшие ценности, неизменно устремляет свой взор в сторону светского госу­дарства и начинает творить из него «земного бога»;

- принцип минимума мо­ральности свидетельствует о том, что в позитивном праве мораль присутствует в той мере, которая не позволя­ет ему превратиться в непра­во, но не более того. Данный принцип проявляется в сле­дующих особенностях позитивного права: отношение к жизни, свобо­де, собственности как отно­сительным, а не абсолютным ценностям; ори­ентация на сведение права к законам государства, что в итоге влечет за собой ликви­дацию всей системы естест­венного права.

Среди эмпирических теорий выделяют:

- позитивистские теории права;

- «историческую школу» в праве;

- реалистическую теорию права;

- нормативистскую теорию права;

- теорию солидаризма и социальных функций;

- социологические концепции права;

- психологическую концепцию права;

- марксистскую теорию права.

3.1. Позитивистские теории права. Одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм (это слово производно от слова «закон»). Легизм появился в Китае в IV–III вв. до н. э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь.

Теоретически обоснованные позитивистские концепции права появляются только в Новое время. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма считают Т. Гоббса, обращая внимание на его ключевую фразу: «Не истина, но авторитет создает закон». В противоположность наивному мышлению естественного права Гоббс утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами. Они производятся людьми и являются искусственными образованиями.

Весьма распространенным вариантом позитивизма в обосновании природы права является утилитаризм, который в качестве основания морали и права берет принцип полезности. Для утилитаризма центральными являются понятия «общего блага» и «общей пользы». Только они могут служить критерием для оценки положительного права и политических действий. Критерием полезности является обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей.

Основными представителями утилитаризма являются британские философы И. Бентам, Д. С. Милль, Дж. Остин. Так, Бентам, обосновывая принцип пользы в праве, приходит к выводу, что идея естественного права является заблуждением, т. к. полезность вытекает не из рационального, а из эмпирического. Вместо того чтобы возводить все присущие человеку от природы качества в закон, следует давать возможность реализовываться лишь тем, которые соответствуют критерию полезности. Против проявления тех естественных свойств, которые этому критерию не соответствуют, законодательство должно противопоставить наиболее суровые законы.

3.2. «Историческая школа» в праве сложилась в первой трети ХIХ века в Германии. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта и Ф. Савиньи, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей к тому времени поражение Великой французской буржуазной революции.

Основоположник «исторической школы» – немецкий теоретик права Ф. Савиньи (1779–1861) выразил суть своего подхода к происхождению права в следующих положениях:

- каждый народ или нация обладает специфической, только ему присущей ментальностью – совокупностью духовных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали «духом народа»;

- каждый народ имеет свою историю, которая органична и в которой нет места случайностям и произволу. История имеет место в силу внутренне необходимых законов;

- «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»;

- законодатель – это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть ничто иное, как формы распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

Таким образом, историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное только ему право, не похожее на право какой-либо иной страны, и определяемое исторически присущим ему «духом народа».

Право каждого народа и есть проявление этого «народного духа», выражающее общее «сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Согласно этой теории право образуется так же незаметно, само собою, как, например, складывается язык.

Мнение о том, что решающая роль в возникновении и развитии права принадлежит регулированию сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной среди источников права.

На первое место среди источников сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, например, рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует. С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им реакционные феодально-крепостни-ческие институты, резко выступала против любых его изменений.

Вместе с тем историческая школа права:

- впервые обратила внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивала постепенное (эволюционное) развитие права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- верно подметила значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Рассматриваемая школа оказала известное влияние на последующее развитие правовой мысли, особенно на социологическую и психологическую теории.

3.3. Реалистическая школа права возникла во второй половине ХIХ века в Германии. Создателем этого направления является немецкий правовед Рудольф Иеринг.

Иеринг, подвергнув критике абстрактные идеалы естественно-правовой теории, «романтизм» исторической школы права с ее идеализацией прошлого и мирного развития права из так называемого «народного духа», а также получившую к тому времени довольно широкое распространение догматическую юриспруденцию, сводившую изучение права к формально-логическим операциям с юридическими понятиями, призывал юристов «спуститься с неба на землю», сосредоточить усилия на исследовании права в связи с реальной жизнью, ее потребностями. Отсюда и название «реалистическая теория», которое он сформулировал.

«Цель права – мир, средство для этого – борьба <…> жизнь права – борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов» (Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1912). Всякое право в мире, по его убеждению, – результат борьбы нарождающегося, нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. «Поэтому правосудие, держащее в одной руке весы, которыми оно взвешивает право, в другой руке держит меч, которым утверждает право. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права».

Сущность права, утверждал Иеринг, заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда не осуществлялась или переставшая осуществляться, не имеет больше никакого права называться таковою. Опираясь на принудительную силу государства, право, по Иерингу, служит, с одной стороны, охране жизни, здоровья, чести, имущества граждан, с другой, ограничению пределов самой государственной власти, особенно ее вмешательству в сферу частной собственности, ибо «деспотизм начинал везде со вторжения в частное право».

Особое значение Иеринг придавал воспитанию и утверждению правового чувства как высшей ступени правосознания, процесс формирования которого охватывает ряд ступеней от мотива интереса (пусть низменного и эгоистического) до нравственного самосохранения личности и содействия отдельного человека осуществлению правовой идеи в интересах общества. «Сила народа, – утверждал Иеринг, – равняется силе правового чувства. … В борьбе обретешь ты право свое».

Реалистическая теория права получила широкое распространение и оказала значительное влияние на последующее развитие мировой юридической мысли, в т.ч. в дореволюционной России, где идеи Р. Иеринга получили оригинальную трактовку в трудах Н. М. Коркунова, Ю. С. Гамбарова, С. А. Муромцева. Особенно заметно воздействие реалистической школы права на буржуазные нормативную и социологическую теории права.

3.4. Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права является одной из разновидностей правового позитивизма. Она берет свое начало от «категорического императива» И.Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в ХIХ в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности. Она способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом.

Однако к концу ХIХ в. – второму десятилетию ХХ в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое «чистое» учение о праве, наиболее видным представителем которого был Ганс Кельзен.

Кельзен исходил из того, что позитивная правовая наука может быть построена в качестве науки о фактически значимых нормах, то есть  речь идет о науке, свободной от всех метафизических (внепозитивных) элементов. Кельзен сосредотачивает внимание на исследовании позитивного, то есть действующего права.

При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права.

Достоинство этого подхода состоит в том, что он:

- фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

- указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность;

- подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.

3.5. Теория солидаризма и социальных функций возникла в конце ХIХ – начале ХХ вв. во Франции. Ее представители (Э. Дюркгейм, Л. Дюги), отталкиваясь от идеи солидаризма, ранее высказанной основоположником позитивизма О. Контом, полагали, что спасение общества от гибели, которую несет ему обострение социальных противоречий, возможно лишь на основе их примирения, обеспечения солидарности и гармонии интересов различных классов и иных социальных групп. Путь к этому – безусловное выполнение каждым членом общества своих общественных обязанностей – социальных функций, предписанных для них возвышающейся над обществом «высшей нормой социальной солидарности».

По утверждению виднейшего представителя солидаризма Леона Дюги, как Евклид основал свою систему геометрии на постулате параллельных прямых, так и современное общество может основать политическую и социальную системы на постулате нормы поведения, обязательной для всех. При этом Дюги подчеркивал что, во-первых, норма поведения есть не правило морали, а норма права, во-вторых, «глубокая пропасть» отделяет концепцию социальной нормы от прежней концепции естественного права.

Дюги приходит к выводу, что «в настоящее время<…> создается общество, из которого исключается метафизическая концепция субъективного права, чтобы дать место понятию объективного права, содержащего в себе социальную обязанность каждого исполнить некоторую миссию и власть совершить акты, необходимые для выполнения этой миссии». При этом источником обязательности объективного права, по Дюги, является не государство, а высшая норма социальной солидарности, которая, помимо всего прочего, предопределяет назначение и самого государства как организации служения общему благу, предусматривает «пределы» государственной власти.

Теория солидаризма и социальных функций оказала значительное влияние на развитие западной юриспруденции и социологии, была поддержана теоретиками социал-демократии.

3.6. Социологическая теория права. То обстоятельство, что право существует как социальный феномен, является исходным аргументом для построения социологических теорий обоснования права. Именно общество является той средой, в которой следует искать право. Наиболее значительными из социологических теорий права являются концепции Р. Иеринга, М. Вебера, Е. Эрлиха, С. А. Муромцева.

Социологическая школа права как одно из основных направлений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилось в первой трети ХХ в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США.

Сторонники социологического подхода в отличие  от приверженцев юридико-позитивистских воззрений интерпретировали право не как систему законодательства или иерархическую систему волеустановленных норм, а как явление, обусловленное фактическими общественными отношениями, как «живое право» в противопоставлении «мертвому закону».

Познание этого «живого права», коренящегося в социальных отношениях, предполагает использование социологической методологии, которая вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучать право не в качестве оторванной от жизни системы абстрактных норм, а как «живой порядок», как систему конкретных правоотношений.

Например, австрийский правовед Е. Эрлих (1862–1922) утверждал, что «во все времена центр тяжести в развитии права находился не в законодательстве и не в учении о праве, а в самом обществе». Именно в общественной среде происходит стихийный процесс образования права, и как раз это «живое» право и является предметом изучения науки и философии.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям, которые и составляют центральное звено в правовой системе. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель же не создает новую норму права,  а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Право стало рассматриваться, прежде всего, в движении, в связи с чем на передний план выступила проблема правоотношений, взаимодействий конкретных субъектов в конкретной жизненной ситуации. Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной практике, изучению эффективности правовых норм и юридической практики.

Таким образом, социологическая теория:

- обращает внимание прежде всего на реализацию права;

- фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

- хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

3.7. Психологическая теория права. В основе психологического подхода к объяснению природы права лежит концепция реальности как совокупности физических и психических феноменов. При этом объектом исследования становятся не правовые нормы и принципы, а механизмы человеческого сознания. Право и мораль рассматриваются в психологической теории как психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку в осознании долга.

Наиболее последовательно психологический подход к праву реализован в учении Л. И. Петражицкого (1867–1931). Он различал позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах государственной власти, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называл «фантазмами».

Иное дело, интуитивное право: с ним человек сталкивается на каждом шагу в своих отношениях с другими людьми. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются импульсивные эмоции – переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Л. И. Петражицкий подразделял на две группы:

1) императивные, или нравственные эмоции;

2) императивно-атрибутивные, или правовые эмоции.

Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается переживанием другой стороны права потребовать выполнения данной обязанности. Например, переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему, при котором сам нищий не испытывает переживания права потребовать от прохожего выполнения такой обязанности, т.к. это личное дело прохожего. Подобные императивные эмоции образуют, по Л. И. Петражицкому, мораль.

Императивно-атрибутивная эмоция – это двусторонняя эмоция, при которой переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности. Например, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя и т.д.

Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Л. И. Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных, жилищных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей. При этом ученый исходил из того, что сколько людей, столько может быть и интуитивных прав.

Таким образом, Л. И. Петражицкий под правом понимал правосознание и правоотношения. Главное в его учении – попытка перенести проблему из области социальной жизни в сферу человеческой психики. Идеи Петражицкого получили развитие в работах представителей скандинавской школы права, социологической теории, особенно, в ее вариантах, получивших распространение в США.

3.8. Марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, основана на материалистической философии. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них активное обратное воздействие.

Главное в праве, считали основоположники марксизма, – это его классовая сущность. Сформулированная в «Манифесте Коммунистической партии» характеристика буржуазного права как возведенной в закон воли господствующего в данном обществе класса стала определяющей для марксистского понимания права вообще.

«Ваше право, – писали, обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс, – есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации: «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (В. И. Ленин).

Согласно взглядам основоположников марксизма, с исчезновением классов и переходом  к коммунизму право, как и государство, должно утратить политический, классовый характер и постепенно отмереть.

Марксистская теория права оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. Советские юристы и философы, придерживающиеся нормативного понимания права, на протяжении многих десятилетий неизменно исходили из марксистской трактовки права, важнейший признак которого видели в его классово-волевом характере.

На протяжении ХХ в. марксистский подход к праву, отрицающий сочетание в праве классового с общечеловеческим, акцентирующий внимание преимущественно на принудительной стороне права, становился все более односторонним и все более расходился с практикой. Тем не менее в марксистской теории права есть немало положений, которые сохраняют свое значение и в настоящее время.

Данная теория в целом:

- показывает обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

- обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм;

- выделяет четкие критерии правомерного и противоправного поведения, т.к. понимает право как закон.

Таким образом, анализ основных типов правопонимания дает по­вод утверждать, что в их основе лежат различные философские традиции – рационально-метафизическая и эмпирико-позитивистская. Первая традиция исходит из того, что первоначала права существуют объективно, и задача философии права состоит лишь в том, чтобы их обнаружить и воспроизвести. Вторая традиция считает, что источ­ником права является человеческий опыт, накапливаемый в ходе истории. Метафизическая традиция отстаивает принцип универсальности права, а из традиции эмпиризма можно сделать вывод, что значение той или иной социальной формы не простирается за пределы оп­ределенного пространства и времени.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!