Эмпирические методы исследования. Сравнение и измерение, эксперимент

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под сравнением понимают установление сходства и различия объектов. Процессов путем их сопоставления (непосредственное) или через промежуточный объект или процесс (опосредованно). Сравнение проводится при наличии определенной общности объектов (процессов) и по наиболее важным, существенным признакам.

Под измерением подразумевают определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение включает в общем случае два вида действий: а) численную оценку измеряемой величины и б) проверку достоверности измерений. Прямое измерение – нахождение искомого значения величины непосредственно по опытным данным. Косвенное измерение – нахождение значения величины на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, полученными прямыми измерениями.

В качестве эксперимента понимают изучение объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путём создания искусственных или пользования естественных условий, необходимых для выполнения соответствующих свойств, характеристик, зависимостей и других его особенностей. Он предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения. Экспериментпроводится в целях а) обнаружения новых свойств объекта (исследовательский); б) проверки правильности теоретических положений (проверочный); в) демонстрации какого-либо явления (демонстрационный или иллюстрационный).

С целью обозначения нюансов данного метода исследования приведем еще несколько уточняющих определений этого метода исследования: а) эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания; б) экспериментисследовательский метод получения информации, при котором создается или изыскивается необходимая ситуация воздействия на исследуемый объект (зависимая переменная) и осуществляется наблюдение за его последствиями и их фиксация; в) эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксированных и контролируемых условиях.

Характерными чертами эксперимента являются запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях, относительно точного измерения их параметров. Если отсутствует хотя бы один из названных признаков, то проводимую работу, в строгом смысле, нельзя назвать экспериментальной.

Различают натуральный и модельный (мысленный) эксперименты. Натуральный эксперимент проводится непосредственно с исследуемым объектом; модельный (пакетный)  - с моделью объекта, замещающей его с интересующих исследователя сторон. Мысленный экспериментявляется основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ; лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в пииtально создаваемых условиях (специальные помещения, оборудование, регистрационные приборы и т.д.), его можно повторять многократно (с различными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях пительности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента, в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских и задач лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими (зондирующими, проверочными) и формирующими (созидательными, преобразующими). Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния исследуемого объекта. Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого свойства, явления в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения пительности.

К исследовательским методам эмпирического характера относят также анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседу, а также изучение документальных источников.

Названные методы исследования, исключая последний, относят к пиису опросных методов. Опрос – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос (в любой его форме) позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и тому подобных состояний человека.

Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности, короче – о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому не увидеть, не прочитать никоим образом не удастся.

Искусство использования опросных методов состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. пиивив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, - мы получим более или менее полное представление о возможностях таких методов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!