Эмпирические методы исследования. Интервьюирование

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Достаточно распространенной формой опросов является интервью. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало общераспространенным методом получения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера (лицо, ведущего интервью) с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Другими словами, интервьюсвоеобразная целенаправленная, заранее запрограммированная беседа «с глазу на глаз» с респондентом.

         Имеется множество разновидностей интервью: от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованнойпроцедуры опроса.

По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов суждений.

По технике проведения существенно разняться свободные и формализованные интервью. Свободное интервьюэто длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе. Его проводят не пииtально выделенные лица, а сами исследователи. Они определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность и т.д. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (глубинным, «клиническим») и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Особенность интенсивного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, но и объясняющую причины появления данных фактов. Цель фокусированного (направленного)интервью – изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации.

Так называемые ненаправленные интервью носят «терапевтический» характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему «излить душу».

Нарративное интервью – направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни.

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и пиивидуальные интервью. Первые – это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе (методика проведения телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру). Вторые – это как видно из названия беседа «с глазу на глаз».

         При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер. Развертывание беседы предполагает постановку открытых вопросов и далее уточнение ответов в зависимости от ситуации. Конечный итог по отдельным разделам интервью можно сформулировать в виде закрытого вопроса, перечисляя указанные респондентом суждения с просьбой уточнить их и сопоставить.

Кроме того, на проведение интервью существенное влияние оказывают место (на рабочем месте, по месту жительства, специальное место для интервью) и время (сколько времени респондент может выделить для интервью, после ночной смены, вернувшись из командировки и т.п.); стратегия (цель и значимость опроса) и тактика (не торопиться, внимательно слушать, держаться спокойно, естественно и уверенно, подбадривать, плавно переходить от одной темы к другой и т.д.) его проведения, состав участников (женщина добивается более искренних ответов, чем мужчина; недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом). «Третье» лицо – нежелательно.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении. Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!