Эмпирические методы исследования. Беседа

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

         Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица,  группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по составленной программе.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.

1. В ходе беседы необходимо создать благоприятную атмосферу для разговора: соблюдение анонимности гарантируется; разговор на какие-либо отвлеченные темы (погоде, семье, спорте и т.д.); сообщить продолжительность беседы.

         2. В ходе беседы необходимо соблюдать следующие правила:

         а) не допускать своей интерпретации формулировки вопросов.

         Б) не допускать своего толкования ответа на вопрос;

         в) задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена планом;

г) исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, кроме специально оговоренных.

3. Использование наиболее распространенных средств стимулирования ответовреспондентов, получения наиболее полной и точной информации:

а) выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание);

б) использование коротких пауз;

в) повторение основного вопроса;

г) частичное несогласие, например: «Вы говорите что …, однако некоторые люди полагают, что …»;

д) просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как …Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду …»;

е) уточните с помощью неправильного повторения ответа;

ж) указания на противоречия в ответах;

з) повторение последних слов респондента (метод «эхо»);

и) нейтральное требование добавочной информации, например: «Это интересно, расскажите немного подробнее …»;

к) требование определенной добавочной информации, например: «Почему Вы думаете именно так?».

4. Если исследователь получил ответтипа «не знаю»,  то обязательно должен понять, что скрывается за ним: а) действительное незнание – совет: детализировать вопрос; б) непонимание смысла вопроса – совет: повторить вопрос; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие – совет: поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

5. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.

6. Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе.

7. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако записывать ответы надо сразу после окончания беседы.

8. В заключение беседы можно вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы.

9. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.

В заключение отметим, сто беседа в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в любой опросный метод.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!