Эмоциональная компетентность в сфере подготовки кадров для туристской отрасли

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Несмотря на колоссальную роль, которую эмоции и чувства иг­рают в жизни человека, эта сфера до сих пор в образовательной системе в целом и в туристской, в частности, не занимает ведущих мест. И это - при том, что социальная адаптация во многом опре­деляется эмоциональной экспрессией и эмоциональной саморегу­ляцией, как утверждают П.Лафренье и А. Сроуфом [6, с. 12]. Очевидно, что многие вчерашние школьники, став студентами, рабочими, служащими, порой не умеют ладить с людьми, вести себя достойно в конфликтной ситуации, идут на поводу у перво­го эмоционального порыва, совершенно не задумываясь над тем, что произошло. Выпускник школы оказывается социально неком­петентным, и одной из причин этого является эмоциональная некомпетентность. Специалисту, работающему с людьми, а ту­ристские вузы выпускают именно таких специалистов, просто не­обходимо быть эмоционально компетентным. Компетентность в «Словаре иностранных слов» определяется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. [8, с.241]. Современная ситуация развития общества диктует иную трактовку данной дефиниции. И.А. Зимняя так определяет компетентность - «актуальное, формируемое личностное качество как основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика че­ловека, его личностное качество» [4, с. 16].

Социальная компетентность включает в себя: «компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, ин­формационно-технологическая компетентность, компетентность социального взаимодействия, компетентность общения» [5, с.28]. Социальные компетентности характеризуются следующими ком­понентами [5, с.25]:

а) готовностью к актуализации компетентности;

б) знаниями;

в) опытом реализации знаний, умений;

г) отношением к процессу, содержанию и результату компетент-ностей;

д) эмоционально-волевой саморегуляцией.

Другими учеными компетентность рассматривается, как правило, без привлечения эмоциональной сферы (В. А. Болотов, В. В. Сери­ков и др.). Это совсем не означает тотального невнимания авторов к интересующей нас сфере. Конечно же, многие авторы, косвенно учитывают эмоциональную сферу, рассматривая личностные ком­петенции, но никто не выделяет ее в самостоятельную компетент­ность. Поэтому позиция И. А. Зимней нам ближе. Эмоциональную сферу необходимо рассматривать как самостоя­тельную компетентность - реальная необходимость, диктуемая временем, ситуацией, сложившейся в нашей стране. То, что писал Л. С. Выготский [3, с. 141] о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувств), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует техно-логизация жизни, в которой активно участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше об­щаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значи­тельной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому прос­то необходимо проводить целенаправленную работу по развитию эмоциональной сферы.

Обладать знаниями в области эмоциональной сферы, контроли­ровать свои проявления достаточно сложно. Во-первых, не все, что связано с нашими эмоциями, осознается, а, следовательно, ос­тается вне нашего влияния. Во-вторых, то, что мы способны осоз­нать, не всегда адекватно воспринимается нами. В-третьих, даже то, что мы осознаем и адекватно воспринимаем, не всегда подда­ется нашему влиянию. Это объясняется сложностью самих эмоци­ональных переживаний и некомпетентностью нас в этой сфере. Действительно, мы очень ответственно и с максимальной отда­чей относимся к развитию познавательной сферы, стараясь мак­симально совершенствовать ее - это является основной задачей всей нашей системы образования, и это востребовано обществом. Поэтому обладание знаниями в сфере чувств - на сегодняшний день вопрос второстепенный. Такое отношение к этой сфере не­допустимо.

Именно поэтому мы порой имеем дело с «эмоциональной тупос­тью». П. Б. Ганнушкин отнес данное выражение к антисоциаль­ным психопатам. Несмотря на это, цитируя характеристику пред­ложенную ученым, мы без труда можем узнать некоторых наших современников, причем психически совершенно здоровых. Он писал, что такие люди лишены социальных эмоций, а именно «чувство симпатии к окружающим и сознание долга по отноше­нию к обществу у них обыкновенно отсутствует; у них нет ни чес­ти, ни стыда, они равнодушны к похвале и порицанию, они не мо­гут приспособиться к правилам общежития... Грубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себя сначала своей склоннос­тью к мучительству животных и поразительным отсутствием при­вязанности к самым близким людям (даже матери), а затем своим как бы умышленно бесцеремонным нежеланием считаться с самы­ми минимальными неудобствами окружающих» [2, с.486]. П. Б. Ганнушкин описывал особенности поведения больных людей, но если так ведет себя здоровый человек, значит, наше общество пропустило что-то важное в воспитании этих людей. Осмелюсь предположить, что это связано, прежде всего, с обесцениванием развития эмоциональной сферы человека. А такое развитие воз­можно и необходимо. Именно оно позволит говорить об эмоцио­нальной компетентности человека.

Эмоциональная компетентность является неотъемлемой частью социальной компетентности. Рассмотрим, как понимают эмоциональную компетентность психологи. Но прежде отметим, что содержательные компоненты компетентности мы будем, вслед за И. А. Зимней [5], называть компетенциями. Конец прошлого века был ознаменован осознанием очень важного аспекта эмоциональной сферы, а именно - как люди умеют обхо­диться со своими эмоциональными переживаниями [1, с.136]. Так появляются понятия «эмоциональная компетентность» и «эмоци­ональный интеллект».

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интел­лектом, базируется на нем. Эмоциональный интеллект - это мыс­лительные способности человека относительно эмоциональных переживаний. А эмоциональная компетентность - это использо­вание этих способностей. Конечно же, наличие высокого эмоцио­нального интеллекта не говорит о таком же уровне эмоциональной компетентности, а лишь о предпосылках ее. Но, перечисляя отде­льные компетенции или составляющие, мы можем рассматривать оба понятия (эмоциональную компетентность и эмоциональный интеллект) как синонимы.

Понятие эмоциональной компетентности было введено К. Саарни и им же представлено в виде способностей и умений [1, с.276, 277]:

1) осознавать свои эмоциональные состояния;

2) различать эмоции других;

3) использовать словарь эмоций и формы их выражения;

4) эмпатийно включаться в переживания других людей;

5) понимать, что внутреннее эмоциональное состояние не обяза­тельно соответствует внешнему выражению;

6) справляться со своими негативными переживаниями, исполь­зуя стратегии саморегуляции;

7) осознавать, что выражение эмоциональных переживаний ока­зывает существенное влияние на характер взаимоотношений;

8) быть эмоционально адекватным, т.е. принимать собственные эмоции.

Данный подход позволяет представить многообразие эмоцио­нальных проявлений, составляющих эмоциональную компетент­ность. Однако отметим, что в этом подходе не в полной мере от­ражены способности к эмоциональной саморегуляции. К. Саарни указывает на нее только в связи с негативными переживаниями человека. А на саморегуляции в выражении эмоционального от­ношения к другим людям, к разного рода ситуациям, часто возникающих в туристской сфере, да и к собственным переживаниям, и не только негативного характера, акцента не делается. Кроме того, просматривается некоторая алогичность в последователь­ности предъявления компетенций: без использования словаря эмоций и форм их выражения (3 компетенция) невозможно осоз­нание и различение эмоций, да и остальные компетенции находят­ся с ней в прямой зависимости. Поэтому целесообразнее было бы начать перечисление именно с этой составляющей компетентнос­ти или не указывать ее вовсе, осознавая ее присутствие во всех компетенциях.

Другой подход к пониманию структуры эмоциональной компе­тентности предложил Д. Големан [1, с. 142]:

- личная компетентность (в управлении собой), куда входят три блока - понимание себя, саморегуляция, мотивация;

- социальная компетентность (в установлении взаимоотноше­ний), куда входят два блока - эмпатия и социальные навыки. Этот вариант, на наш взгляд, является более структурированным, но в нем нет такой четкой фокусировки на эмоциональной сфере как в первом варианте. Ученый в блоке «личной компетентнос­ти» рассматривает мотивации человека и тем самым несколько уходит от предмета обсуждения. Аналогичный уход наблюдается и во втором блоке, где постановка в один ряд эмпатии и социаль­ных навыков несколько обезличивает эмпатию, как составляющую эмоциональной компетентности, распыляя внимание на социаль­но-психологический фактор.

Довольно лаконичный подход к проблеме предложен Дж. Мейе-ром и П.Сэловей [1, с.137]. Но необходимо отметить, что здесь речь пойдет об эмоциональном интеллекте, который включает в себя:

- восприятие и выражение эмоций (способность идентифициро­вать эмоциональные явления);

- усиление мышления с помощью эмоций;

- понимание эмоций (способности перехода от одного состоя­ния к другому, понимание и адекватное выражение эмоциональ­ных характеристик взаимоотношений);

- управление эмоциями.

Заметим, что авторами этого подхода не рассматривается эмпа­тия. Это, скорее всего, связано с тем, что они говорят об эмоци­ональном интеллекте, а не об эмоциональной компетентности.

Эмпатия - слишком сложное чувство для рационализации, зави­сящее от многих условий. Оно во многом ситуативно, его сложно прогнозировать и контролировать, в нем много стихийности. Похожий вариант предложен Г. Орме [7, с.24]: погружение в собс­твенные эмоции и эмоции окружающих, понимание их и осущест­вление действий, направленных на эмоциональное удовлетворе­ние. Здесь уже, на наш взгляд, идет речь об эмпатии. Не обозначая это чувство конкретным словом, Г. Орме обозначает ее присутс­твие здесь фразами: «погружение в эмоции окружающих» и «осу­ществление действий».

Итак, рассмотрев ряд вариантов в рамках интересующей нас про­блемы, отметим:

1. Исследователи, определяя содержание эмоциональной компе­тентности и эмоционального интеллекта, солидарны в использо­вании следующих компонентов: понимание своих эмоциональных переживаний и переживаний других людей, эмоциональная само­регуляция.

2. Поскольку нас интересует эмоциональная компетентность, мы, ориентируясь, прежде всего, на авторов, рассматривающих эту проблему, укажем, что эмпатия входит в число основных компе­тенций.

3. Все содержательные компоненты эмоциональной компетент­ности являются осознанными, а это, в свою очередь, является бла­гоприятным условием для развития.

Таким образом, обобщая все положения, выделим наиболее зна­чимые, на наш взгляд, компетенции:

- понимание своих эмоциональных переживаний и пережива­ний других людей;

- эмоциональная саморегуляция;

- эмпатия.

Быть эмоционально компетентным - это быть способным адек­ватно эмоционально реагировать на различные обстоятельс­тва, быть ответственным за свои эмоциональные проявления и не быть безразличным к эмоциональным переживаниям других людей. Конечно, контролировать свои эмоциональные пережива­ния человек может не всегда, как бы он ни старался, очень много определяет социальная ситуация. Но стремиться к этому он дол­жен. «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не нача­ли управлять Вами» как сказал древний философ П. Сирус. А это- исключительно важное качество для специалистов, менедже­ров, работающих в сфере туризма, гостеприимства, ресторанном бизнесе, т.е. там, где весьма развиты сложные психологические взаимоотношения с клиентами, окружающими.

© В.М. Минаева

Литература

1. Бреслав Г. Психология эмоций/ Г. Бреслав. - М.: Смысл; Изда­тельский центр «Академия», 2004.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоций/ В. К. Вилюнас. - СПб.: Пи­тер, 2006.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский.

- М.: Педагогика, 1991.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И. А. Зимняя// Высшее образование се­годня. - 2005.-№6.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма ре­зультата образования/ И. А. Зимняя// Высшее образование сегод­ня. - 2003.- № 5.

6. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков/ П.Лафренье. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха/ Г. Орме. - М.: «КСП+», 2003.

8. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1986.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!