Эмоции в деятельности сотрудников ОВД

8 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Эмоции и их роль в решении оперативно-служебных задач

сотрудником ОВД 4

2. Эмоциональная устойчивость как фактор решения оперативно-служебных задач сотрудником ОВД 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

В связи с напряженными условиями профессиональной деятельности и обусловленным этим повышением требований к уровню самоподготовки роль психологического фактора в сфере службы в ОВД становится все более ощутимой.

Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий сотруднику ОВД надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов.

Для успеха в решении служебных задач сотруднику ОВД необходимо уметь производить анализ целого ряда внешних данных, быть устойчивым в эмоциональном плане.

Целью данной контрольной работы является анализ особенностей эмоциональных состояний сотрудников ОВД и их влияние на решение оперативно-служебных задач.

Объект работы – эмоции и их роль в жизнедеятельности человека.

Предмет работы - особенности эмоциональных состояний сотрудников ОВД.

Задачи работы: 1) уточнить понятие, сущность и значение эмоций; 2) определить роль в решении оперативно-служебных задач сотрудником ОВД; 3) охарактеризовать роль эмоциональной устойчивости в решении оперативно-служебных задач сотрудником ОВД.

1. Эмоции и их роль в решении оперативно-служебных задач сотрудником ОВД

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов .

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

Информационная теория эмоций утверждает: «Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент». Эмоции, по В.Н. Смирнову, являются механизмом вычленения тех потребностей, которые в данных условиях имеют преимущественную вероятность удовлетворения . В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызвать или положительную, или отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции подавляют потребности с очень низкой вероятностью их удовлетворения.

Итак, эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций.

Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний:

1) интерес - возбуждение;

2) удовольствие - радость;

3) удивление - изумление;

4) горе - страдание;

5) гнев - ярость;

6) отвращение - омерзение;

7) презрение - пренебрежение;

8) страх - ужас;

9) стыд - застенчивость;

10) вина - раскаяние.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, с возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы .

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства .

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические и астенические Стенические эмоции мобилизуют силы человека. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха). Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые). Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать .

Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этом соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно. И.П. Павлов говорил по этому поводу: "…эмоция - это есть работа инстинкта, а чувство - горечь, печаль и т. д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе" .

Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору и другие отделы головного мозга, влияют на протекание нервных процессов, положивших начало эмоции и чувству. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова .

В данном случае сфера человеческих переживаний значительно расширяется, эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием общественных условий, приобретают социальный характер. Слово позволяет человеку усваивать эмоциональный опыт других людей, содержание и форму выражения эмоций и чувств. С его помощью человек может осознавать и регулировать свои переживания, подчинять их требованиям долга, оказывать влияние на эмоции и чувства других людей и т. д.

Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность - астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного сотрудника ОВД является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов .

В процессе развития человека на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям. В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект .

Настроение - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний. Сотрудник ОВД должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настроение. Их складывается в основном четыре:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»*. Она активизирует это деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей: страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю). Сотрудник ОВД должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта .

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

В деятельности сотрудников ОВД эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для коммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение .

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.

Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.

В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предварительная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность сотрудника ОВД, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс происходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги .

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: психика, сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и физических действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели применяется специально разработанный тренинг - «гимнастика чувств».

2. Эмоциональная устойчивость как фактор решения оперативно-служебных задач сотрудником ОВД

Известно, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу .

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

В психологической литературе понятие «устойчивость» имеет несколько толкований. Так, слово «устойчивый» во многих станах мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий».

Многогранность понятия «устойчивости» обусловлена, прежде всего, тем, что использование данного термина применительно к процессам становления, развития и формирования личности, для описания различных аспектов ее поведения и деятельности. В литературе можно встретить следующие терминологические сочетания: «устойчивость личности», «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость к нагрузкам», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «нравственная устойчивость», «психологическая устойчивость».

Особое место нужно выделить эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД - как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности .

Под эмоциональной устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника.

Поэтому психологическая подготовка сотрудников в учебном заведении МВД должна быть направлена на формирование устойчивости к:

 негативным факторам оперативно-служебной деятельности: напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;

 факторам, сильно действующим на психику: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;

 ситуациям противоборства: умение вести психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, противостоять психологическому давлению, манипулированию со стороны, как законопослушных граждан, так и правонарушителей; не поддаваться на провокации и др.;

 конфликтным ситуациям в служебной деятельности: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций: оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и т. д.; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел .

Неумение сотрудника регулировать эмоциональное состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В этой связи овладение сотрудниками приемами и методами эмоциональной саморегуляции является весьма актуальной задачей современного времени. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою психологическую устойчивость.

Высокая потребность сотрудников в поиске новых способностей и возможностей противодействию негативным факторам, творческое отношение к себе и окружающей действительности, готовность к освоению приемов психологических техник (нейролингвистическое программирование, психосинтез, группотерапия, социально-психологический тренинг и др.) для регуляции психоэмоциональных состояний позволят преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать устойчивость личности работников правопорядка .

В ходе прохождения специального первоначального обучения сотрудниками рядового и младшего начальствующего на занятиях по профессионально-психологической подготовке для формирования психологической подготовки могут использоваться:

 психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);

 тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

 психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты);

 идеомоторная тренировка;

 тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

 тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя;

 СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуально-ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось).

Целесообразность практических занятий, тренингов оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них.

Проведенный анализ условий работы по выполнению служебных задач сотрудниками правоохранительных органов показал необходимость совершенствования методов формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

Мельников В.М., опираясь на данные изучения особенностей поведения личности сотрудника ОВД в экстремальных условиях деятельности, выделил следующие три группы психологических приемов совладания с ситуациями крайнего риска.

Когнитивная сфера: предпочитание или предпочтение философии «стоицизма», стремление не показывать своего состояния другим, взвешенный подход к ситуации, игнорирование своего состояния, сравнение с поведением других людей, отвлечение или переключение внимания, стойкость веры, религиозность, придание ситуации особого смысла, апломб (излишняя самоуверенность в поведении), подшучивание над другими сотрудниками, принятие неизбежного как должного, поиск собственного решения проблемы, осознание себя как особой ценности.

Эмоциональная сфера: переживание протеста (несогласие), возмущение предстоящими действиями, эмоциональная разрядка (отреагирование), изоляция как подавление своих чувств, сохранение самообладания, самоконтроль, сотрудничество (доверие, покорность, самообвинение, злость, раздражение, капитуляция, фатализм, перекладывание вины).

Поведенческая сфера: отвлечение (какая-либо деятельность), избегание обсуждения действий или задания, конструктивная активность, сотрудничество, альтруизм, уединение (покой), поиск эмоциональной поддержки.

Данные приемы, по моему мнению, позволят укрепить эмоциональную устойчивость сотрудников ОВД в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях.

Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере сотрудника ОВД создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать положительные эмоции. И, наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх.

Деятельность сотрудников ОВД нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому сотруднику ОВД необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Сотрудник ОВД должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настроение.

Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 196с.

2. Васильев В. А. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2002. 655с.

3. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003. 310с.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – М.: ЩИТ-М, 2005. 441с.

5. Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. 639с.

6. Психологический словарь / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: БРЭ, 1990. 502с.

7. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. 152с.

8. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. 287с.

9. Чуфаровский Ю.В. Основы юридической психологии. - М.: Дашков и Ко, 2005. 384с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.1 KiB, 38 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!