Эмоции и чувства

Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное вы­ражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непо­средственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реак­цию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребно­стей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием прият­ного, и отрицательными, когда, переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и ас­теническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощу­щений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось вы­ше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аф­фекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредст­венные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направлен­ности чувства делятся на: моральные (переживания, свя­занные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к са­мому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью - со­мнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к ис­тине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющи­еся при восприятии произведений искусства, явлений при­роды, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состоя­ние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и со­провождающиеся явно выраженными двигательными и вис­церальными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризую­щие человеческие эмоции. Амбивалентность — несогласо­ванность, противоречивость переживаемых эмоций к опре­деленному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым пережива­нием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицатель­ным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двига­тельных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стой­кое и всеохватывающее чувство, главенствующее над дру­гими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессо-ры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия - сопережива­ние, постижение эмоционального состояния, проникнове­ние, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологичес­кие и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоци­ональное состояние сопровождается многочисленными фи­зиологическими изменениями в организме.

Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции Джемса - К. Ланге, развивающей эволюционную теорию, органические изме­нения являются первопричиной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были предложены новые концеп­ции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) ис­ходит из того, что положительные эмоциональные пережи­вания возникают тогда, когда ожидания человека сбывают­ся и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реаль­ные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеет­ся диссонанс (несоответствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информа­ционная концепция, предложенная отечественным физио­логом академиком П. В. Симоновым, исходя их которой сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотде­лимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отлича­ются друг от друга эмоциональной возбудимостью, дли­тельностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астениче­ских, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержа­нии и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означа­ет личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!