Элементы метода бухгалтерского учета

12 Апр 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Характеристика элементов метода бухгалтерского учета 4

2. Понятие и правовая классификация документов (по назначению, местам возникновения, объему содержания, способу заполнения, качественным признакам), их виды и практическое значение 6

3. Понятие, виды и основные этапы проведения инвентаризации.

Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов 12

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований.

Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Развитие научно-технического прогресса предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

1. Характеристика элементов метода бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивать сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета [5, c. 56].

Оценка - способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации за состоянием активов и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по стадиям кругооборота, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производятся путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета, счета же позволяют получать обобщенные их характеристики.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями [5, c. 58].

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно.

Результаты хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

2. Понятие и правовая классификация документов (по назначению, местам возникновения, объему содержания, способу заполнения, качественным признакам), их виды и практическое значение

В повседневной работе организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности создаются документы по различным вопросам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. К их числу относятся приказы, распоряжения, акты, договоры, протоколы, товарные накладные, ведомости и др. Особую группу учетно - экономических документов составляют бухгалтерские документы.

Документ (лат. documentum – доказательство) – основа построения всей системы бухгалтерского учета. Он является объектом анализа при документальной ревизии, аудиторской проверке и судебно-бухгалтерской экспертизе.

Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство законности и реальности совершенной хозяйственной операции, являющееся средством ее юридического оформления [8, c. 92].

Документирование хозяйственных операций является неотъемлемым элементом бухгалтерского учета. Любая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета только на основе правильно оформленных документов.

В зависимости от степени обобщения учетной информации различают следующие виды бухгалтерских документов:

1) первичные учетные документы (ст. 9 ФЗ № 129);

2) регистры бухгалтерского учета (ст. 10 ФЗ № 129);

3) документы бухгалтерской отчетности (гл. 3 ФЗ № 129).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 129).

Первичные учетные документы фиксируют факты совершения хозяйственных операций в той последовательности, в которой они проводятся на различных участках, складах, в цехах и т. п. Это обеспечивает сплошной учет всех объектов на основе записей в документах, а также контроль сохранности всех форм собственности.

В соответствии с п. 7 ст. 9 и п. 1 ст. 10 ФЗ № 129 первичные и сводные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Они дают право на совершение хозяйственной операции и подтверждают факт ее исполнения. В случае оформления бухгалтерского документа машинным способом организация, оформившая такие документы, обязана за свой счет и своими силами сделать их копии на бумажных носителях по требованию своих клиентов, правоохранительных и контролирующих органов.

Ответственность за обеспечение контроля проводимых хозяйственных операций и регистрацию их в первичных документах несет руководитель организации [8, c. 100].

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства должны быть завизированы двумя лицами, имеющими право подписи на них согласно утвержденному руководителем организации перечню: первая подпись – лица, осуществляющего функцию общего руководства, вторая – лица, осуществляющего бухгалтерскую функцию в управлении организацией. Указанные лица, составившие и подписавшие первичные документы, несут ответственность за своевременное и правильное их составление, достоверность содержащихся в них сведений, а также передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.

При отсутствии главного бухгалтера руководитель организации назначает контролера, имеющего право второй подписи на документах и несущего юридическую ответственность.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции. Такие документы создаются на бланках типовых межведомственных форм, разрабатываемых и утверждаемых Росстатом, и на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами. При необходимости организациям дано право самостоятельно разрабатывать отдельные формы первичных документов и учетных регистров, которых нет в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации и альбомах отраслевых специализированных форм документов (например, торгово-закупочные акты на приобретение материалов у физических лиц) [4, c. 72].

Не допускается внесение в первичные документы поправок, не подтвержденных участниками хозяйственных операций. В денежных (банковских и кассовых) документах не должно быть никаких исправлений.

Первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и иметь для придания им юридической силы соответствующие реквизиты. При создании унифицированной формы документа разрабатывается формуляр - образец - общая модель построения всех документов системы (ГОСТ Р.6.30-2003).

Документы могут оформляться чернилами, шариковой ручкой, печататься на компьютере или пишущей машинке. Для обеспечения сохранности записей в документах запрещается использовать для записи простой карандаш. В свободных строках в первичных документах обязательно делается прочерк.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования, – дату записи в учетный регистр. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «получено» или «оплачено» с указанием даты.

К первичным документам относятся: накладная, приходный и расходный кассовые ордера, платежное поручение, инвентарная карточка учета основных средств, лицевой счет, наряды, авансовый отчет, счет-фактура, приходный ордер (для материальных ценностей), лимитно-заборная карта, требование на отпуск материалов и др.

Необходимо отметить, что при оформлении бухгалтерских документов, составлении проводок, а также при записи операций в учетные регистры могут быть допущены случайные ошибки [4, c. 73].

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправления.

По способу охвата операций принято выделять разовые документы, которые отражают выполнение хозяйственной операции за один прием (чеки, платежные требования), и накопительные, составляемые в несколько рабочих этапов и отражающие однородные операции за определенный период времени (лимитно-заборная карта, накопительная ведомость, табели учета рабочего времени).

По количеству учитываемых позиций документы подразделяются на однострочные, имеющие одну учетную позицию, и многострочные (расчетно-платежная ведомость).

По месту составления бухгалтерские документы делят на внутренние и внешние. Внутренние документы отражают совершение хозяйственных операций внутри предприятия (накладные, кассовые ордера и т. д.), а внешние – взаимоотношения предприятия со своими партнерами по экономической деятельности. Данные документы поступают от сторонней организации (платежное поручение, счет-фактура) [4, c. 75].

По способу исполнения различают документы, составляемые: а) ручным способом; б) механизированным способом, т. е. исполненные на пишущей машинке или персональном компьютере. Компьютерное оформление бухгалтерских документов в настоящее время получило широкое распространение. В ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1–ФЗ «Об электронной цифровой подписи» закреплено, что «электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме». Из определения следует, что законодатель не делает различий в юридической значимости между обычным (бумажным) и электронным документами.

По второму основанию в юридической практике выделяют доброкачественные (полноценные) и недоброкачественные документы.

Доброкачественными (полноценными) признаются документы, отвечающие требованиям ст. 9 ФЗ № 129. Для классификации документов по качественным признакам целесообразно использовать следующие критерии доброкачественности документов.

1. Формальный критерий предусматривает составление документа по определенной форме. В России широко применяются типовые межведомственные формы различных первичных документов. Экономические субъекты используют их на различных участках финансово-хозяйственной деятельности, отражая ту или иную операцию на бланках соответствующих первичных документов. В документе должны быть заполнены все реквизиты, начиная с наименования хозяйствующего субъекта и заканчивая подписями лиц, оформлявших и санкционировавших данную хозяйственную операцию.

Одним из наиболее грубых нарушений, отрицательно влияющих на защитные функции бухгалтерского учета, является так называемая «инверсия», т. е. составление взаимосвязанных документов в обратной последовательности. Например, документы об оприходовании готовой продукции из цеха на склад (акт приемки-передачи, накладная внутрихозяйственного назначения, реестр сданной на склад готовой продукции и т. д.) составляются позднее и на основе накладных об отпуске этой же продукции покупателям, в результате чего появляется неучтенное количество готовой продукции на складе. При данном порядке изъятие ценностей на любом промежуточном этапе (на склад продукции) не вызовет недостачи или несоответствия в документах. Такое нарушение может рассматриваться как условие, способствующее совершению противоправных деяний [8, c. 133].

2. Критерий законности подразумевает, что хозяйственная операция, отраженная в документе, должна быть законна по своему содержанию и санкционирована уполномоченными должностными лицами. Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству. Контроль соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ должен обеспечивать главный бухгалтер.

3. Критерий действительности заключается в необходимости отражения в документе реальной хозяйственной операции, объемов операции, даты, данных лиц, участвующих в ней, и др. Своевременное и реальное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки в бухгалтерию должны обеспечивать лица, оформившие документ.

Бухгалтерские документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных требований, являются недоброкачественными.

Недоброкачественные документы в зависимости от нарушенных требований можно разделить на три группы:

1) неправильно оформленные: без необходимых реквизитов (подписи, даты), с лишними реквизитами (накладная с гербовой печатью и т. п.), с ненадлежащими реквизитами (чек на получение денег, подписанный неправомочным лицом). Подобные документы бухгалтерия не вправе принимать к учету;

2) отражающие незаконные операции: составленные на хозяйственные операции, которые по существующим правовым нормам не должны совершаться (акт на списание материалов на капитальный ремонт с завышением их стоимости и т. п.). Данные документы отражают как незаконность содержания операции (передача материальных ценностей без законного основания), так и нарушения технологии учетной работы (отпуск товаров сверх указанного в накладных количества);

3) отражающие вымышленные операции, которые в действительности не осуществлялись.

3. Понятие, виды и основные этапы проведения инвентаризации. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Причины проведения инвентаризации различны:

 ошибки при отпуске и приеме ценностей;

 неисправности оргтехники;

 наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл);

 хищения и злоупотребления;

 контроль действия материально ответственных лиц.

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся по ряду признаков.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком, например, перед составлением годового отчета, а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.) [8, c. 135].

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Проведение инвентаризации обязательно:

 при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

 перед составлением годового отчета;

 при смене материально ответственных лиц;

 при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей;

 в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;

 при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются и рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны:

 провести инвентаризацию имущества в местах его нахождения;

 выявить вместе с бухгалтерией результат инвентаризации;

 выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей;

 разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.

Члены рабочих комиссий отвечают за:

 своевременность и правильность проведения инвентаризации;

 полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Пломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризуемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, другой - материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом [4, c. 157].

Инвентаризационные описи после их надлежащего оформления передают в бухгалтерию, где данные о фактическом наличии средств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях, в которых отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и "книжные остатки" (по данным бухгалтерского учета). Результаты такого сличения - излишки и недостачи - отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия устанавливает виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке. Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет "Прибыли и убытки" [3].

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 10 "Материалы";

К-т сч. 43 "Готовая продукция"

К-т сч. 50 "Касса".

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным. Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При этом оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета затрат -

Д-т счетов 20 "Основное производство,

25 "Общепроизводственные расходы",

26 "Общехозяйственные расходы";

К-т сч. 91 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При отсутствии виновных лиц суммы недостач списываются дебет счета "Прочие доходы и расходы" с кредита счета "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляют акт.Инвентаризация может проводиться по инициативе следующих субъектов:

1) руководства предприятия, организации, учреждения с целью осуществления контроля деятельности материально ответственных лиц и проверки достоверности отраженной в бухгалтерском учете информации о составе и размещении имущества;

2) одного или нескольких членов коллектива (при коллективной материальной ответственности);

3) правоохранительных органов – при наличии конкретной информации о признаках злоупотреблений и преступлений, совершаемых на том или ином хозяйственном объекте [3, c. 47].

Использование юристами результатов инвентаризации в качестве доказательства по уголовному или гражданскому делу возможно только при условии соблюдения процедуры ее назначения и проведения.

Требование о проведении инвентаризации до возбуждения уголовного дела выражается в письменной форме путем составления мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (милиции) или его заместителя (п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026– I «О милиции» (в ред. ФЗ от 09.05.2005 № 45–ФЗ).

Постановление направляется (по почте, нарочным, по факсу) руководителю организации, в которой предполагается проведение инвентаризации. На практике наиболее часто для обеспечения внезапности инвентаризации подобные документы передаются непосредственно сотрудником правоохранительного органа руководителю проверяемой организации.

После возбуждения уголовного дела работники правоохранительных органов руководствуются уголовно-процессуальным законодательством (ст. 38, 58, 140–146, 168, 270 УПК РФ).

Основанием проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут служить:

1) фактические данные о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу (ст. 160 УК РФ), краже имущества посторонними лицами путем проникновения в хранилище или свободного доступа (ст. 158 УК РФ), сокрытии дохода и имущества предприятия (ст. 195 УК РФ), уклонении от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ);

2) сведения об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной и контрафактной продукции;

3) наличие информации об умышленной пересортице, о документально не оформленных ценностях, приписках, нарушении порядка ценообразования и об обмане потребителей (ст. 14.6, 14.7 и др. КоАП РФ);

4) заявления граждан, сообщения средств массовой информации о фактах хищений и злоупотреблений;

5) задержание должностных, материально ответственных и иных лиц с поличным во время выноса, провоза, сокрытия товарно-материальных ценностей с целью их последующего хищения;

6) нарушение законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, и др.

Эффективность назначенной инвентаризации достигается различными предупредительными действиями сотрудников правоохранительного органа, направленными на обеспечение ее внезапности. До ее начала юристами самостоятельно может проводиться комплекс следующих мероприятий:

– закрытие организации, предприятия и прекращение торгово-закупочных, расчетных операций. Если товарно-материальные ценности поступают во время инвентаризации, их складывают в отдельное помещение и составляют на них специальную опись;

– осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;

– опломбирование места хранения товарно-материальных ценностей, подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы. При этом в установленном порядке составляется акт опечатывания помещения;

– изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов, при необходимости их визирование (для исключения фактов подмены);

– изъятие документов оперативно-технического учета (журналов, книг), а также черновых записей, находящихся на рабочем месте, в сейфе материально ответственного лица;

– установление наличия письменных договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности с работниками инвентаризируемого склада, цеха, организации и проверка соответствия формы договоров требованиям нормативных правовых актов [3, c. 49].

Назначенная по требованию правоохранительных органов инвентаризация содержит три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Каждому из них присущ определенный порядок осуществления последовательных и взаимосвязанных действий.

На первом (подготовительном) этапе на основании полученного от правоохранительных органов мотивированного постановления руководитель организации издает распоряжение (приказ) о проведении инвентаризации.

Как правило, в каждой организации существует постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в которую входят руководитель организации или его заместитель, главный бухгалтер, начальники структурных служб и представители общественности.

Для непосредственного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе руководителя организации (председатель комиссии), специалистов различных подразделений, бухгалтера, экономиста, юриста, технолога, товароведа и т. п.

В состав инвентаризационной комиссии должны включаться работники, хорошо знающие инвентаризуемые ценности, цены, первичный учет. Кроме того, в работе комиссии могут участвовать представители службы внутреннего аудита организации. Обязательным условием объективности инвентаризации при проверке фактического наличия имущества является участие в ней материально ответственного лица (кассира, заведующего складом и т. д.). Присутствие этого лица обеспечивается даже в тех случаях, когда оно задержано в порядке ст. 91 УПК РФ и находится в изоляторе временного содержания или в отношении него применена мера пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 108 УПК РФ и оно находится в следственном изоляторе.

Отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена комиссии, указанного в документах, служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Если инвентаризация проводится по требованию органа дознания, следствия или суда, представитель этих органов может присутствовать при ее проведении, но не является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные документы. Сотрудник правоохранительного органа осуществляет выборочный контроль методики ее проведения (пересчет отдельных наименований товара, контроль за участием всех членов комиссии в инвентаризации, контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов и др.), а также препятствует воздействию на членов инвентаризационной комиссии путем шантажа, подкупа и угроз.

Перед началом проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна проверить исправность всех весоизмерительных приборов, при помощи которых будет фиксироваться наличие материальных ценностей. Для квалифицированной проверки приборов и их клеймения могут быть приглашены метрологи.

Если инвентаризация товарно-материальных ценностей не может быть проведена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение последующих дней. В этом случае помещения, где хранятся ценности, после ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время или по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (в ящике, шкафу, сейфе), ключ – находиться у материально-ответственного лица, а печать – у председателя комиссии.

Второй (основной) этап инвентаризации заключается в непосредственном снятии остатков, т. е. установлении фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуре.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера с применением заблаговременно подготовленных и проверенных технических приспособлений (весов, емкостей и т. д.), с соблюдением техники подсчета ценностей, имеющих разные физические свойства (твердые, жидкие и т. д.). Запрещается включать в эти данные сведения о фактическом наличии ценностей со слов материально ответственных лиц или на основе учетных (книжных) остатков.

На третьем (заключительном) этапе инвентаризации выводятся ее результаты путем сравнения данных инвентаризационной описи (фактических остатков) с показателями бухгалтерского учета (книжными остатками). После сравнения результаты инвентаризации фиксируются в сличительной ведомости (при количественном учете на оптовых базах, складах) или акте результатов инвентаризации (при суммовом учете на предприятиях розничной торговли) [3, c. 51].

Сличительная ведомость может быть составлена в виде отдельного документа либо совмещена с инвентаризационной описью как единый бланк. Форма сличительной ведомости утверждена постановлением Госкомстата № 88 (формы № ИНВ–18, ИНВ–19).

К материалам инвентаризации могут прилагаться: акт контрольной проверки, проведенной инвентаризации; расчет естественной убыли; акт на испорченные товары; объяснения материально ответственного лица; решение руководителя по результатам инвентаризации.

Основными результатами инвентаризации являются:

1) равенство фактического и книжного остатков (положительный результат);

2) превышение фактических остатков над книжным (излишки);

3) превышение книжного остатка над фактическим (недостача).

Заключение

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство законности и реальности совершенной хозяйственной операции, являющееся средством ее юридического оформления. В зависимости от степени обобщения учетной информации различают следующие виды бухгалтерских документов: 1) первичные учетные документы (ст. 9 ФЗ № 129); 2) регистры бухгалтерского учета (ст. 10 ФЗ № 129); 3) документы бухгалтерской отчетности (гл. 3 ФЗ № 129).

По способу исполнения различают документы, составляемые: а) ручным способом; б) механизированным способом, т. е. исполненные на пишущей машинке или персональном компьютере. По месту составления бухгалтерские документы делят на внутренние и внешние.

Бухгалтерские документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных требований, являются недоброкачественными.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Причины проведения инвентаризации различны: ошибки при отпуске и приеме ценностей; неисправности оргтехники; наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл); хищения и злоупотребления; контроль действия материально ответственных лиц.

Список литературы

1. Постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм о полной материальной ответственности».

2. Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Пункт 29.

3. Инвентаризация. Недостачи и хищения. Расчеты по претензиям: практич. пособ. / под общ. ред. В. В. Семенихина. – 2–е изд., испр. и доп. – М., 2006. – С. 93.

4. Алешкина А.А. Бухгалтерский учет. – М.: Норма, 2008.

5. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.: Дело, 2006.

6. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору.- М.: Филин, 2005.

7. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях.- М.: Издательский дом «Дашков», 2002.

8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета.- М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.- М.: ИНФРА-М, 2005.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.5 KiB, 63 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!