Элементы и связи в структуре управления

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В менеджменте принято считать, что организационная струк­тура управления является одним из ключевых понятий. Чтобы убе­диться в этом, необходимо провести функционально-семантичес­кий анализ этого понятия, используя для этого наиболее часто при­меняемые определения.

Структура - это совокупность устойчивых связей между эле­ментами объекта, обеспечивающих его целостность и тождествен­ность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различ­ных внешних и внутренних изменениях.

Управление - это совокупность целенаправленных воздействий на организованную систему (биологическую, экономическую, соци­альную, техническую), обеспечивающих сохранение их определен­ной структуры и взаимодействие составляющих элементов системы для поддержания режима деятельности и реализации ее программ.

В этой связи организационная структура управления рассмат­ривается как упорядоченная совокупность устойчивых связей меж­ду элементами объекта управления (предприятия, подразделения, организации), обеспечивающих целостность и взаимодействие меж­ду его внутренними переменными и внешней средой для поддержа­ния режима деятельности и реализации программ этого объекта.

Организационная структура управления проявляется в соста­ве, соотношении, расположении и взаимосвязях отдельных подсис­тем и элементов предприятия. Она направлена прежде всего на ус­тановление четких взаимосвязей между отдельными подразделе­ниями, работниками, распределение между ними полномочий и ответственности.

Структура управления предприятий включает следующие эле­менты: звенья (отделы, цеха), уровни управления и связи.

Звенья управления представлены структурными подразделе­ниями и отдельными работниками, выполняющими соответству­ющие функции. К звеньям управления относятся также менедже­ры, осуществляющие функции управления в деятельности струк­турных подразделений. Основой звена управления являются вы­полнение им определенной функции управления (плановый фи­нансовый отдел, отдел труда и заработной платы и др.).

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев уп­равления, занимающих определенную ступень в системе управ­ления предприятием. Уровни управления находятся в вертикаль­ной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менед­жеры более высокого уровня управления принимают решения, которые доводятся до сведения и для исполнения нижестоящим звеньям. Выстраивается пирамидальная структура управления: от генерального директора в вершине до бригадиров - в основа­нии.

Возможность взаимодействия звеньев и уровней управления реализуется благодаря связям, которые осуществляются через каналы коммуникации. В философском толковании связь - это взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени, а связь в структуре - это то, что объе­диняет элементы этой структуры (звенья, уровни) в одно целое. По различным критериям выделяют различные парные типы связей организации: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, прямые и кос­венные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни предпри­ятия и его подразделений. Они формализуются в процессе проек­тирования предприятия, постоянно действуют и могут изображать­ся на различных схемах, отражая распределение функций и полно­мочий и персонифицируя ответственность за их реализацию. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, формируя и поддерживая тем самым устойчивость предприятия. Вертикальные связи существенно формализованы и обеспечивают власть по вертикали и влияние по горизонтали. Рост объемов и номенклатуры производства предприятия сопровожда­ется увеличением количества вертикальных связей. Современные крупные отечественные предприятия г тысячами, десятками тысяч работников могут иметь до 10-12 уровней управления. Необходи­мо отметить, что количество таких уровней в успешных зарубеж­ных фирмах, как правило, в 1,5-2 раза меньше. Проходя по много­численным уровням управления, информация искажается, замед­ляет весь коммуникационный процесс.

Горизонтальные связи - это связи между двумя или более зве­ньями или субъектами одного уровня управления. Главная функ­ция управления горизонтальных связей - обеспечивать эффек­тивное взаимодействие этих звеньев и субъектов. Эти связи фор­мируются и трансформируются воздействием по вертикальным связям, в то же время повышение эффективности горизонталь­ных связей укрепляет вертикальные связи. Горизонтальные свя­зи менее формализованы и создают ряд преимуществ во взаимо­действии:

- экономят время и повышают качество взаимодействия;

- развивают самостоятельность и ответственность у руководи­телей;

- ослабляют боязнь риска;

- повышают уровень мотивированности.

Довольно часто горизонтальные связи вышестоящим руково­дителем устанавливаются на неформальной основе в привязке к событиям, конкретным людям. Например, директор предприятия может разрешить начальнику отдела труда и заработной платы и руководителю подразделения самостоятельно решать вопросы оп­латы той или иной работы или определенному руководителю под­разделения вести наем работников совместно с руководителем кад­ровой службы, минуя дирекцию. Естественно, такие горизонталь­ные связи основаны на доверии, и в случае ухода по каким-то при­чинам из субъектов названных пар горизонтальная связь приобре­тает новое качество. Наряду с неформальной организацией таких связей существует ряд способов формализации. Могут назначать­ся специальные лица для осуществления контактов между подраз­делениями - заместители, курирующие группу подразделений од­ного уровня, руководители проектов, программ, нацеленных на до­стижение важного для предприятия результата и создание опреде­ленного продукта, объекта. В ряде случаев для решения задач или проблем на стыке подразделений одного уровня создаются целе­вые группы, команды /10/.

Важной парой связей, устанавливаемых в организации, явля­ются линейные и функциональные связи. Линейные связи - это связи, в которых руководитель реализует свои властные полно­мочия и осуществляет прямое руководство подчиненными, т. е. эти связи в организационной структуре управления направлены сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоря­жения, команды, указания. Природа функциональных связей (час­то их называют штабными) совещательная. Посредством этих связей реализуется информационное обеспечение в структуре уп­равления, и основная их направленность - снизу вверх, в отличие от линейных связей.

Различают связи прямые и косвенные. В соответ­ствии с общей теорией управления прямая связь в системе это связь, при которой выходное воздействие одного уровня передается на вход какого-либо другого уровня. Если все связи в системе пря­мые, то воздействие, поступающее на вход элемента, не зависит от выходного сигнала этого элемента и системы в целом; т. е. при прямой связи информация, поступающая в систему управления, не содержит сведений о состоянии этого управляемого объекта. Прямая связь может осуществляться непосредственно или опос­редованно через другие элементы. При опосредованном воздей­ствии выходное воздействие одного элемента поступает на вход другого с передаточным коэффициентом промежуточного элемен­та (звена). В отличие от прямых связей косвенные связи формиру­ются для организации взаимодействия между руководителем од­ного подразделения и работником другого подразделения, функ­ционально закрепленного за первым подразделением. Например, в цехе выпуска продукции обувной фабрики может работать пред­ставитель отдела технического контроля, которому делегирова­ны функциональные полномочия оценивать качество продукции. Между руководителем цеха и представителем ОТК возникают не прямые, а косвенные связи. Эти связи не ограничивают действия руководителя цеха, но повышают их качество. При необоснован­ном расширении круга вопросов, попадающих под функциональ­ные полномочия и обеспечиваемых косвенными связями, может возникнуть опасная тенденция подмены этих связей прямыми свя­зями. Так, в ряде случаев главный бухгалтер, служба ОТК, нор­мировщики пытаются «заменить» руководителя определенного звена или предприятия.

В практике создания организационных структур управления создаются формальные и неформальные связи. Формальные связи обеспечиваются установленными или принятыми на предприятии целями, политикой, процедурами. Эти связи создаются на основе утвержденных на предприятии должностных инструкций, положе­ний, регламентов и регулируют взаимодействие, например, между директором предприятия и руководителями его цехов, участков, между начальником смены и мастерами независимо от личности, заключающей ту или иную должность.

Неформальные связи возникают не на основе установленных должностей, а между конкретными субъектами, т. е. не связи между любым начальником цеха и любым начальником участка, а конк­ретным человеком, занимающим ту или иную должность. Нефор­мальные связи существуют постоянно, так как в реальном взаимо­действии не всегда находятся ответы на возникающие ситуации. Та­кие связи являются благодатной почвой формирования неформаль­ных rpvmi, появления неформальных лидеров и создания «парал­лельной» неформальной организации. Необходимо отслеживать эти связи и в зависимости от характера их влияния на производитель­ный процесс, либо ослабляя (или устраняя) неформальные связи, либо, если они более эффективны, организационно легализовать, сделав их частью новой формальной связи.

Перечисленные пары связей обеспечивают необходимое взаи­модействие между внутренними переменными предприятия и его внешней средой. Важным моментом в оценке эффективности свя­зей становится установление причинно-следственных отношений в сложившихся связях. Такая связь между экономическими явлени­ями, объектами и субъектами, при которой ясно, что является при­чиной, а что следствием, называются рекрусивной связью. Напри­мер, затраты всегда выступают в качестве причины, а их результа­ты в качестве следствия. В то же время в анализе взаимодействия важно установить причину тех или иных сверхнормативных зат­рат, тогда эти затраты рассматриваются как следствие каких-либо явлений, выступающих в качестве причины (низкая квалифика­ция работника, несовершенство мотивационного механизма и др.).

При формировании и совершенствовании связей в организа­ционной структуре управления необходимо создавать так называ­емые синергетические связи, которые при совместных действиях звеньев по уровням иерархии предприятия обеспечивают увеличе­ние общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же звеньев, действующих независимо.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!