Эксперименты по определению видимости

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эксперименты данного вида проводятся в тех случаях, когда возникает необходимость уточнить, могло ли то или иное лицо наблюдать описываемое им явление с определенного места, а также, когда для решения вопроса о моменте возникновения опасности важную роль играет видимость и обзорность с места водителя транспортного средства.

Эксперименты по определению видимости с места расположения свидетелей проводятся при необходимости уточнения возможности у свидетеля наблюдать с определенного места то или иное явление, либо тот или иной объект. До производства такого эксперимента необходимо подробно допросить свидетеля (или иного участника процесса), уточняя при допросе: место, где находился свидетель в момент наблюдения описываемого им события; когда происходило описываемое им событие; состояние освещения, расположение предметов, ограничивающих видимость, и т. п. Необходимо уточнить также, настаивает ли свидетель на том, что описываемое им явление он наблюдал именно с указанного им места, или же это место указано им приблизительно и более точно может быть им показано лишь на месте происшествия. К протоколу допроса желательно составить схему, с указанием на ней расположения данного свидетеля и всех неподвижных объектов, чтобы на месте происшествия более точно установить место, где располагался данный свидетель, получить подтверждение либо опровергнуть данные им показания.

В процессе проведения такого эксперимента следует принять все меры к установлению точного места расположения свидетеля в момент ДТП и его надлежащей фиксации в протоколе и на схеме. После этого необходимо уточнить, не изменялась ли окружающая обстановка (например, могут быть подстрижены кусты, газоны, что улучшит видимость, перемещены те или иные объекты, что может ухудшить видимость и т. п.). При необходимости следует принять возможные меры к восстановлению обстановки места происшествия в первоначальном виде. В протоколе же следственного эксперимента должно быть отражено, как именно проводилось установление соответствия обстановки эксперимента обстановке условиям ДТП, в протоколе и на схеме должны быть зафиксированы все неподвижные и подвижные предметы, которые влияют на видимость места происшествия.

При определении возможности увидеть то или иное явление фотосъемка должна вестись и в темное время суток. Однако, предварительно необходимо убедиться, что наблюдаемый объект или явление будут видны с данного места в светлое время суток, что фиксируется с помощью фотосъемки. Затем, определив и зафиксировав место, с которого наблюдал данное явление свидетель, с наступлением темноты (при этом необходимо подбирать аналогичное время, погодные условия, освещение места ДТП и др.). С данным свидетелем еще раз проверяется возможность видеть описываемое им явление и в темное время суток. Если возможность видеть данное явление подтверждается, на месте, где располагался свидетель, устанавливается штатив с фотоаппаратом с расчетом, чтобы его объектив располагался на уровне глаз данного свидетеля и при достижении условий видимости, соответствующих условиям ДТП, делается несколько снимков с различной выдержкой. Полученные таким образом снимки позволяют наглядно убедиться в достоверности показаний свидетеля и возможности для него наблюдать описываемое им явление.

Эксперименты по определению видимости с места водителя

К одному из основных требований при производстве данного эксперимента относится использование при его проведении транспортного средства, которое участвовало в ДТП. В случае невозможности его использования, подбор транспортного средства ведется по принципам, которые описаны выше. Кроме того, при подборе транспортного средства для экспериментов по определению видимости или обзорности необходимо особое внимание обращать на состояние стекол кабины (особенно ветровых), соответствие их по прозрачности, наличию дефектов и т. п., стеклу машины, участвующей в ДТП, на состояние осветительных приборов (особенно при производстве экспериментов в темное время суток), соответствие яркости их света и регулировки осветительным приборам машины-участницы ДТП. Если фары автомашины (другого транспортного средства), участвующей в эксперименте, отрегулированы не так, как они были отрегулированы на машине, совершившей ДТП, с учетом показаний участников эксперимента проводится их регулировка по дальности освещения проезжей части, яркости света и т. д. При меньшей яркости фар машины-участницы эксперимента добиваются ее повышения путем замены лампочек в осветительных приборах, при более ярком свете он может быть отрегулирован путем частичного заклеивания осветительных приборов, нанесения на их стекла (рассеиватели) густых смазок (типа солидола). Проведенные регулировки и достижение соответствия яркости и состояния осветительных приборов их яркости на машине, совершившей ДТП, подробно описываются в протоколе эксперимента.

Кроме того, при проведении этого эксперимента необходимо установить соответствие высоты сидения водителя в машине, совершившей ДТП. При необходимости принимаются меры к регулировке уровня высоты сидения, что также фиксируется в протоколе. Эксперимент проводится следующим образом:

Автомашина устанавливается на том месте, с которого определяется видимость тех или иных объектов. Лицо, определяющее видимость, садится на место водителя и указывает объекты, которые видны ему с этого места. Расстояние до них измеряется с помощью рулетки, а данные заносятся в протокол. Составляется масштабная схема к протоколу следственного эксперимента и производится фотосъемка.

При определении видимости в направлении движения на месте ДТП или возможности увидеть тот или иной предмет с какого-либо расстояния, эксперименты могут проводиться двумя способами. При производстве эксперимента первым способом машина устанавливается вблизи от объекта, видимость до которого определяется, а затем постепенно отъезжает назад. В тот момент, когда указанный предмет начинает исчезать из поля зрения водителя, машина останавливается, и расстояние от нее до объекта измеряется рулеткой, производится фотосъемка, данные заносятся в протокол и на схему.

При втором варианте машина устанавливается на таком удалении от объекта, с которого он не виден, а затем начинает постепенно двигаться в его сторону и останавливается в момент, когда данный предмет становится виден. Фиксация результатов осуществляется так же, как это указано выше.

В ряде случаев при определении видимости того или иного объекта с места водителя имеет значение фактор неожиданности. Например, когда определяется возможность увидеть потерпевшего и остановить машину без наезда на него на неровной местности. В таких случаях на то место, где находился потерпевший, устанавливается или кладется манекен, а водителю предлагается вести транспортное средство со скоростью, с которой оно двигалось в момент ДТП. При этом, как правило, за руль машины садится другой водитель.

В ряде случаев такой эксперимент не может быть проведен без существенного риска для его участников, поскольку не зная о препятствии, водитель-экспериментатор может принять неадекватные меры для предотвращения наезда на «человека»  –  манекена. Вместе с тем водитель, которому сотрудник милиции в присутствии понятых предлагает поехать с определенной скоростью по определенному участку дороги, наверняка станет более внимательным к изменениям дорожной обстановки, что также снизит достоверность полученных результатов. С учетом всего сказанного, к проведению таких экспериментов следует в каждом конкретном случае подходить индивидуально, всесторонне оценивая необходимость и возможность их проведения, их этическую допустимость и безопасность его участников.

Как средство фиксации хода и результатов таких экспериментов, можно применять видеозапись или киносъемку.

Определение видимости с места водителя в темное время суток

Общая видимость – расстояние от передней части ТС, на котором начинают различаться элементы дорожной обстановки и препятствия, обозначенные светотехническими приборами. Определение общей видимости необходимо в каждом случае, т. к. по этой величине определяется наличие возможности у водителя при минимальном значении времени его реакции (0,3 сек.), обеспечить безопасность движения в данных условиях видимости. При этом остановочный путь при экстренном торможении не должен превышать расстояния общей видимости.

Для проведения следственного эксперимента автомобиль устанавливается вдоль дороги, вблизи правой обочины. При работающем двигателе на средних оборотах и включенном наружном свете фар, понятые и водитель наблюдают из кабины, как статист с указкой, имеющей на конце светоотражающий элемент, либо другой предмет с подобным элементом, держа его на расстоянии 20 см от поверхности дороги, отходит от автомобиля. В момент выхода статиста за пределы видимости катафота подается сигнал остановки и фиксируется расстояние.

Конкретная видимость – это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя препятствие может быть опознано по его характерным признакам. Это расстояние зависит не только от света фар, но и от света фар встречного автомобиля, погодных условий. Поэтому необходимо данный эксперимент проводить на месте и сразу.

Установление видимости неподвижного препятствия проводится при приближении транспортного средства к препятствию, пока не будет четкой видимости объекта.

Для установления видимости из кабины ТС в случае наезда без торможения на движущееся препятствие в отсутствии света фар встречного транспортного средства, при подготовке к выполнению эксперимента моделируют темп движения потерпевшего по свидетельству участников ДТП и секундомером определяют время прохождения контрольного участка. Длина контрольного участка должна быть для человека 10 м., велосипедиста – 50 м.

Определяется из таблицы для ТС расстояние пробега за время 1 сек. в зависимости от скорости его движения с точностью до 1 м.

Проводится разметка экспериментального участка, согласно схеме:

- наносится место наезда,

- наносится полоса движения и направление движения потерпевшего,

- от места наезда, вдоль обочины, отмеряются пять отрезков длиной, соответствующих длине пути автомобиля за 1 сек.,

- от места наезда, вдоль траектории движения пешехода или иного препятствия, отмеряется пять участков длиной, соответствующих длине пути пешехода (велосипедиста и т. п.) за 1 сек.

ТС устанавливается на занимаемую полосу так, чтобы его передняя часть была на уровне самой дальней отметки от места наезда, аналогично и объект наезда, до тех пор, пока не будет установлена видимость.

Для определения видимости по контуру, предыдущий участок разбивается на более мелкие, как для ТС, так и для объекта наезда, либо автомобиль откатывается назад до появления тени и перемещается вперед до момента опознания объекта. Расстояние фиксируется и результат заносится в протокол.

Определение видимости из кабины ТС-1 при наезде на препятствие в процессе торможения при наличии света фар встречного автомобиля. В данном случае привлекается эксперт и его предварительные расчеты, как то: какова скорость ТС-1 в момент применения торможения? Какова видимость с места водителя ТС-1 при указанных исходных данных? Направить эксперту схему с указанием расстановки транспортных средств и потерпевшего (масштаб 1: 100). Особенностью проведения данного эксперимента является использование консультации эксперта для проведения следствием самостоятельно эксперимента по определению видимости в данной ситуации.

Исходные данные для предварительных расчетов по ТС-1 (тип, марка, длина следа юза относительно места наезда, дорожные и метеорологические условия, техническое состояние ТС и его загрузка, место наезда и полоса движения относительно границ проезжей части); по ТС-2 (скорость движения, полоса движения относительно границ проезжей части, место разъезда его с ТС-1 и относительно места наезда ТС-1 на препятствие).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!