Экранная культура — переход к гармоничной цивилизации будущего

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Объективно человечество вступает в ту пору, когда духовная культура и важнейший ее компонент - художественная культура - перемещается в эпицентр жизни общества. Она выступает не вто­ростепенным элементом, а системообразующей доминантой жизни человечества. В самой культуре возрастает роль духовно-нравствен­ных и художественных ориентиров, которые постепенно проникают во все области культуры.

Материальная культура, плоды цивилизации создали человеку комфортные условия бытия, защитили от многих неприятностей и неожиданностей в жизни, предложили богатый выбор устройств и систем, которые благоустраивают быт и деятельность человека, расширяют возможности досуга, разнообразят возможности ис­пользования свободного времени, создают хорошие условия для творческой деятельности.

Материальная культура продолжает оставаться важным и необ­ходимым элементом современной культуры. Современный человек не откажется от удобств и комфорта, но ему предстоит задуматься над тем, что же ему необходимо для дальнейшего существования, поскольку становится очевидно, что одного материального комфор­та недостаточно, нужны еще и духовная жизнь, духовное равновесие. А это уже сфера художественной культуры. И еще одна важнейшая особенность «открывается» в современном мире, стоящем перед выбором пути развития в III тысячелетии. Фундаментальные основы бытия, обеспечивающие оптимальное существование и развитие природы и общества, в целом Универсума - гармония, целостность, уникальность и своеобразие элементов целостности, выразительная форма частей и целого в Универсуме и его составляющих - по сути, являются эстетико-художественными и все более приобретают до­минирующий, системообразующий статус.

Американский социолог Т. Парсонс полагает, что современная история ставит своеобразный культурный эксперимент. Впервые у человечества появляется реальная возможность накормить людей, уничтожить голод как социальное зло, создать нормальные и до­стойные человека условия жизни на земле. Но ученый задается вопросом: приведет ли удовлетворение материальных потребностей людей к их благополучию, принесет ли это счастье человеку, если люди будут ущербны духовно?

У современного человечества есть возможность достойно пройти этот эксперимент: не отказываясь от материальных ценностей, принять как главные ценностные ориентиры духовные ценности, культивируя их как цель и смысл жизни человека.

Вся история мировой культуры доказывает, что самыми проч­ными и органичными связями, цементирующими человечество в единый целостный организм, где есть место каждой самобытной личности, были духовные ценности. На духовные ценности, в том числе и на художественно-нравственные идеалы, возлагаются боль­шие надежды и в современном мире. Примечательна переписка двух великих ученых XX столетия А. Эйнштейна и 3. Фрейда в начале века. Ученых тревожили перспективы развития цивилизации, ко­торая на протяжении всей своей истории опиралась на насилие, войны, подавления одним человеком другого, одним народом дру­гих. А. Эйнштейн говорит о совершенствовании и изощренности средств и орудий насилия, а 3. Фрейд обоснует эту тягу глубинными явлениями психики человека. И вместе с тем оба ученых, опираясь на исследования и человеческой истории, и внутреннего мира человека, не теряют надежды, что с помощью духовной культуры, искусства человечество сумеет подавить в себе «агрессивные» инс­тинкты и сумеет культивировать в себе альтруистические порывы к единению, солидарности, гармонии человека с миром, с природой, с самим собой.

Таким образом, сама культура переживает сейчас своеобразную «пограничную ситуацию». В ней происходят сложные процессы рождения культуры в новом обличий. Культура сегодня проходит испытание на выносливость и стойкость.

Качественно новый этап культуры характеризуется как «компь­ютерная революция». Традиционная духовная культура должна вжиться в новые формы, в техническую оболочку. Культура разви­вается сегодня в «информационном обществе». И здесь культуру, в том числе художественную, ожидают и новые открытия и достиже­ния, опасности и трудности, появляются новые возможности и новые испытания.

Информационное общество - это общество, где главным фак­тором развития является информация. Становление информацион­ного общества связано с доминированием в его структуре информационного сектора. Информационная доминанта в обще­стве по-новому организует всю систему общественных отношений, провоцирует появление новых функциональных связей между ком­понентами общества, позволяет по-новому проявиться традицион­ным явлениям общественной жизни.

Роль знаний и шире - информации - в современном и будущем обществе неизмеримо возрастает. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Критерий успехов развития общества, критерий общественного прогресса и благополучия определяется степенью овладения информацией, быстротой ее обработки, передачи и ис­пользования.

- Сегодня уже выдвигается проект «глобальной электронной ци­вилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики. Расширяются мировые компьютерные сети.

«Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами». Она позволяет по-иному относиться к традиционному делению времени на рабочее и свободное. Информационное общество иначе решает проблему труда и отдыха.

Информационная техника создает новые условия для развития демократии. Телекоммуникационные «кабельные сети» могут обес­печить двух- и многостороннюю связь граждан с государственными и правительственными структурами, а это позволит учитывать их мнение при выработке и принятии политических решений.

Технологические достижения позволят решать проблему отчуж­дения человека, которая так остро переживалась в середине XX века. Информационная техника - это мощный носитель, собиратель, хранитель и передатчик информации. Но человечеству важно опре­делиться в выборе той информации, которая будет передаваться через средства массовой коммуникации. Информация, приобщаю­щая к общекультурным духовным, художественным ценностям, которые помогают проявиться индивидуальности человека, рас­крыть свое самобытное, неповторимое «я», или информация, ма­нипулирующая сознанием человека, делающая его послушным исполнителем чужой воли, навязывающая ему стереотипы и шаб­лоны? Что выбрать? Предпочтение очевидно. Информация, которая инициирует человека на саморазвитие, на быстроту, гибкость и реактивность мышления и чувств при принятии ответственных профессиональных решений, гражданских или личных, или инфор­мация, вовлекающая человека в сферу иллюзий, мифов, догм? И здесь предпочтения ясны.

На основе компьютера, становления зрелой формы экранной культуры формируется новая историко-культурная целостность (8).

История цивилизации знает три типа культур с точки зрения характера диалога, общения, контакта. Культура личного контакта, непосредственного общения; книжная культура, где посредником выступает книга, и, наконец, экранная культура. Каждый из типов культурного общения имеет свои особенности и возможности. Каждый тип общения сохраняет свое значение и будет востребован в будущем. Но к новой культуре общения человечеству еще надо привыкать, осваивать его.

Традиционная культура, к которой мы привыкли и которой пользуемся достаточно успешно, основана на книжной культуре, на письменности. Она создает свою атмосферу общения, у нее свой язык общения. Экранная культура требует иных установок и пред­лагает иные способы приобщения.

Экранная культура дает возможность «обратной связи», ожив­ляет общение, позволяет получать информацию не в плоскостной упаковке, а в объемной, голографической, что обогащает культурное общение и дает новое представление о знакомых явлениях и про­цессах.

Видеокассета - это запечатленный фрагмент мировой культу­ры, приближенный по своему воспроизведению к действительно­сти, одновременно позволяющий пользоваться этим средством культуры в привычной, комфортной, домашней обстановке. С помощью компьютера человек подключается к разнообразным ин­формационным сетям глобального общения, становится частью мирового культурного процесса; он может приобщиться к достиже­ниям и шедеврам мировой художественной культуры, познакомить­ся с ее новинками и открытиями в «премьерном» варианте.

Экранная культура позволяет выйти в информационное про­странство, расширить диапазон выбора, увеличить скорость под­ключения к любому потоку информации. При этом особенно важно, что выбор делает сам человек. Вовлечение и информационные процессы освобождает человека от рутинной работы, расширяет его возможности, снимает ограничения не только политические или идеологические, но и естественной природы. При общении с книгой человек ограничен временем и пространством, существует изначаль­ная заданность - общение «здесь» и «теперь». Экранная культура освобождает человека от такой зависимости, она позволяет человеку знакомиться с традиционными культурами, моделировать варианты прошлой, настоящей и будущей культуры.

Экранная культура интернациональна, планетарна, общечело­вечна. Она по природе - демократична. Информационная культура позволяет преодолевать государственные границы и получать акту­альную информацию из любой точки Земли; она не знает цензуры и обладает важным качеством - непосредственностью. Благодаря ей огромный мир, в котором живет человек, воспринимается им как мир живой, органичный, а не абстрактно-холодный. Изменяется само восприятие мира. Есть возможность вновь вернуться к утра­ченному античной непосредственности, когда мир ощущался род­ным, родственным, а не чуждым и враждебным.

Новые условия развития культуры могут позволить формировать новый тип мышления, новый тип мирочувствования. Традиционная европейская культура отдавала предпочтение развитию интеллекту­альной, рациональной сферы личности. Развитие чувств, интуиции, непосредственности и впечатлительности оказались на периферии человеческого внимания и заботы. Компьютерные программы, на­целенные на индивидуальность поиска и решение задач, могут пробудить, раскрепостить и совершенствовать эмоционально-худо­жественную способность восприятия мира, обогатить тем самым внутренний мир человека. Важным свойством новой культуры становится гармонизация внутреннего мира человека, поскольку для нового типа мышления характерен органический синтез логи­ческого и образного, наглядного и понятийного, научного и худо­жественного. Открываются перспектива для развития интеллек­туальной образности и чувственного моделирования. На этой основе развивается гибкость, быстрота, реактивность и избирательность восприятия и мышления. Рождается чувство большей достоверности и убедительности получаемой информации.

Таким образом, компьютер может стать феноменом не только технической, но и духовной культуры. А учитывая, что компьютер все больше входит в сферу образования, можно ожидать серьезных и позитивных изменений в этой сфере. Компьютерное образование строится по принципу самостоятельности, то есть по принципу самообразования. А это важнейшее требование к современной личности. Самостоятельность личности - это установка на само­стоятельное творчество, на поиск нестандартных решений, отказ от стереотипов и клише в понимании мира, на инновации при созда­нии новой культуры.

Экранная культура настраивает человека не на «дисциплину формального отсиживания», а на постоянное самосовершенствова­ние.

Моделирование с помощью компьютеров выводит на передний край культуру общения, диалога и полилога. Диалоговое мышление раскрепощает личность, активизирует творчество.

Принцип моделирования на базе компьютерной техники создает реальную возможность посмотреть на мир как не на разделенный на узкопрофессиональные сферы и сегменты, а как на гармониче­скую целостность. Объемные, голографические модели представят мир в максимально приближенном к реальности виде. Человечество сможет преодолеть традиционное представление о культуре как музее, где все разложено по полочкам, каждый «экспонат» имеет свой интентарный номер, он описан, изучен, но не способен «жить»;

компьютер вводит в мир креативного поиска, мир творчества, где человек в большей степени проявляет свободу, самостоятельность, творчество. Это мир, в котором «торжествует» гармония во внут­реннем мире человека, а отношения между людьми строятся на гармонической основе, мир, где устанавливается подвижное равно-песие - гармония между обществом и природой.

Новая культура поможет человеку получить мощные импульсы в самых разных областях его деятельности, где творца будут ожидать новые открытия, новые горизонты. В художественной культуре, в искусстве можно ожидать принципиально новой поэтики в творче­стве, которая строится на диалоге. Трехмерность, объемность мыш­ления в новой культуре создает новые возможности в деятельности архитектора, конструктора, скульптора, драматурга, кинематогра­фиста и т. д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!