Экономика Японии в Средние века

5 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ЭКОНОМИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

Внешняя торговля. В период средневековья внешняя торговля Японии новые черты. В Японию после длительного перерыва стали приходить китайские суда, количество которых постепенно увеличивалось, хотя дипломатические отношения между Японией и Китаем так и не были восстановлены вплоть до начала периода Мэйдзи. Успешно развивалось японское мореплавание. Японские корабли регулярно посещали страны Юго-Восточной Азии, увеличилось число японцев, проживавших постоянно в этих странах.

В конце XVI и особенно в начале XVII века стали вести торговлю с Японией голландцы, а затем и англичане (с 1613 года). Первый англичанин, попавший в Японию на голландском судне (1600 году), Уильям Адамс, сыграл значительную роль в развитии японо-голландской и японо-английской торговли. Хотя Адамс и не был по специальности кораблестроителем, он способствовал улучшению японского кораблестроения. Адамс пользовался особой благосклонностью Иэясу в течение всего своего длительного пребывания в Японии, где и умер (1620 году).

Сёгунат вел переписку дипломатического и торгового характера с Вьетнамом, Камбоджей, получал приношения от правителей этих стран, посылая им в свою очередь ответные подарки, настойчиво добивался восстановления отношений с Кореей и в 1609 году заключил с ней договор.

Продолжая систему выдачи японским и иностранным судам специальных разрешений (сюиндзё), которую ввел еще Хидэёси, сёгунат вместе с тем установил и некоторые другие формы контроля и участия правительства в доходах от внешней торговли.

В 1604 году была создана гильдия по распределению шелка, называвшаяся Ито ваппу накама. В 1601 - 1602 годах португальцы привезли в Японию значительное количество белого китайского шелка. Вопреки ожиданиям португальцев, японские торговцы не покупали этого шелка. Причина заключалась в том, что португальцы, являлись долгое время монополистами в поставке этого товара, установили на него слишком высокие цены, но в конце XVI - начале XVII веков, обстановка стала меняться, и шелк начали привозить и другие европейцы, а также китайцы и сами японцы.

Португальцы обратились к Огасавара Итиан, бугё Нагасаки, с просьбой помочь им продать шелк. Тот обратился к Иэясу, и последний предложил богатейшим купцам Сакаи, Киото и Нагасаки купить шелк и распределить его по стране. Вскоре сёгун приказал Огасавара распорядиться, чтобы те же купцы купили шелк и другие товары с португальских судов, определили бы на них цену, распределили их между тремя упомянутыми городами, а остальное продали другим японским купцам. Это произошло уже в 1604 году, и с того времени ведет свое начало Ито ваппу накама, которая лишила португальцев возможности использовать конкуренцию между японскими купцами и превратила их в перевозчиков товаров для Японии.

Прибыль Ито ваппу накама распределялась между правительством и купцами, входившими в эту гильдию. С 1631 года в нее входили, кроме представителей Киото, Сакаи и Нагасаки, купцы еще двух городов - Осака и Эдо. Крупнейшие представители гильдии имели свои суда, получали от сёгуна - «красную печать» и сами вели торговлю с другими странами.

Развитие ремесла. Ремесло, составлявшее производственную основу города, в XVI веке получило дальнейшее развитие. Для XVI столетия характерен уже не только чисто количественный рост ремесленного производства, которое к этому времени получает достаточно широкое распространение, но и появление новых видов ремесла и, что особенно важно, возникновение довольно крупных центров его. Развитие ремесла в XVI веке происходило одновременно с быстрым ростом горного дела, судостроения и внешней торговли.

Из всех существовавших еще внутри феодальных поместий ремесленных специальностей (тогда ремеслом занимались лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время) наиболее распространенными были кузнечное и литейное дело. Кузнецы и литейщики изготовляли самые необходимые изделия (как сельскохозяйственные орудия, так и всевозможные предметы домашнего обихода). Именно эти две ремесленные специальности обособились раньше других.

Японские мечи, которые издавна вывозились из страны, славились далеко за пределами Японии. Упоминания о них встречаются в сочинениях китайских авторов XI века. Примерно с XIII - XIV века в результате возрастающего спроса на оружие со стороны не только центрального правительства, но и особенно со стороны местных феодалов производство мечей начинает развиваться во всех провинциях. Оно становится самым почетным делом. Мастера по изготовления мечей находятся под покровительством даймё. В XV - XVI веках в связи с междоусобными войнами спрос на мечи повышается. В это время возникают уже крупные центры по их производству. Лучше всего оно было налажено в провинциях Ямасиро, Ямато, Бидзэн, а также в Сагами и Биттю. Здесь жили наиболее известные мастера. Впоследствии лучшие мастера из провинции Ямасиро концентрируются в Киото, а из провинции Ямато - в Нара, где им покровительствуют два богатых храма - Тодай-даи и Кофуку-дзи.

В XVI веке начало расти производство мечей непосредственно на рынок. В конце XV - начале XVI века в Киото появились крупные торговцы, занимавшиеся исключительно продажей мечей. О постоянном расширении производства мечей свидетельствует тот факт, что их доля в японо-китайской торговле все время увеличивалась.

Как и кузнечное ремесло, литейное дело первоначально возникло в феодальных владениях и обслуживало потребности самураев и крестьян. Однако спрос на изделия литейщиков был ограничен рамками поместья, поэтому они все чаще вынуждены были перемещаться по дорогам страны, переходя из одного поместья в другое в поисках покупателя своей продукции. Постепенно они поселяются в местах, наиболее пригодных для их деятельности. Центрами литейного производства становятся, в частности, Таннан (провинция Кавати), Симода (провинция Ямат), Нори (провинция Харима) и др.

Кроме изготовления предметов первой необходимости, мастера по литью занимались отливкой всевозможных изделий, предназначавшихся для храмов. По заказам храмов они делали колокола, гонги, статуи Будды, фонари, лампады и т. д. Увеличивалось строительство новых и ремонт старых храмов, а это в свою очередь вело к повышению спроса на продукцию литейщиков.

Дальнейшее развитие в этот период получает также производство лакированных и фарфоровых изделий, тканей и т. д. Рост горной промышленности, оживление торговли (как внутренней, так и внешней), распространение новых сельскохозяйственных культур (чай, табак, хлопок) - все это способствовало появлению новых видов ремесла. Судостроение, производство бумаги, выработка хлопчатобумажных тканей и некоторые другие виды хозяйственной деятельности получили особенно широкое развитие именно в XVI веке.

Значительно выросли в XVI веке города Киото, Сакаи, Хаката, Ямагути, ставшие крупными центрами ремесла. Сакаи славился высококачественными тканями, лакированными изделиями, известными под названием сакаи-нури и сюнкэй-нури, различными видами оружия — от мечей до пушек и охотничьих ружей. Там было очень хорошо для того времени налажено производство всевозможных изделий из металла, и по технике его обработки Сакаи не уступал многим европейским городам. Изготовлением огнестрельного оружия были заняты также ремесленники ряда монастырей на острове Кюсю.

Текстильное производство было сосредоточено главным образом в Киото, особенно в районе Нисид-зин. Пользовались известностью и «ткани Хаката», получившие свое название по названию города. Большое развитие в XVI веке получило и изготовление бумаги. Крупнейшими центрами его становятся Футю (провинция Этидзэн), Осима (провинция Овари), Токияма (провинция Мино). Значительно расширяется гончарное производство, чему способствовало влияние искусных ремесленников Кореи, где в то время было уже хорошо налажено производство фарфоро-фаянсовых изделий.

В городах Японии существовало два вида ремесленной деятельности - производство изделий по заказу потребителя и производство непосредственно на рынок.

К этому же виду производства следует отнести труд ремесленников, занимавшихся выделкой дорогих тканей для придворной аристократии и самураев, изготовлением оружия (особенно огнестрельного), количество которого строго контролировалось, каменщиков, маляров, деревообработчиков, работавших исключительно на заказ и строивших жилые дома исключительно в городах, замки, храмы, дороги.

Объединения ремесленников. Почти во всех странах в средние века ремесленники были объединены в особые корпорации-цехи, представлявшие собой форму организации ремесла. Объединения ремесленников одной специальности существовали и в японских средневековых городах. Появление таких объединений - дза - относятся примерно к XI - XII векам. В XI веке в Киото имелось уже семь дза: по шелководству, получению древесного угля, производству рисопродуктов, столярному делу, сушению рыбы, коневодству и изготовлению всевозможной домашней утвари.

Значительный рост количества дза приходится на XIV - XVI века. В XV веке только в одной провинции Ямато их насчитывалось свыше 80. В XVI веке в Японии не было ни одной провинции, ни одного более или менее крупного города, где не существовали бы дза.

В документах, относящихся к этому периоду, встречаются десятки всевозможных наименований дза, которые специализировались на изготовлении того или иного вида товара. Были, например, дза кузнецов, дза, объединявшие мастеров-литейщиков, кровельщиков, плотников, занимавшихся производством различных металлических изделий, хлопчатобумажных тканей, шелковых тканей, керамических изделий, предметов из дорогих пород дерева, из лака, специализировавшиеся на каком-либо одном виде продовольственных товаров (сокэ, соль, мясо, чай, птица, бобы, рыба, рис, масло, дрожжи и т. д.). Одни дза были заняты исключительно производством бумаги, другие - выделкой кожи, третьи - изготовление различных изделий из бамбука и т. д. и т. п.

Дза представляли собой., корпорации, в которых лиц одной профессии, договорившись между собой, объединялись и, находясь под покровительством феодалов и других влиятельных лиц, защищали общие интересы и прежде всего обеспечивали за собой монопольное право на производство определенных товаров, а также добивались других привилегий.

Ремесленники и торговцы занимались своим производством не разобщенно, не каждый в отдельности, а создавали объединения лиц одинаковой профессии, ограничивали число их членов, запрещали заниматься данной профессией не входящим в объединение, получали от феодалов согласие на создание таких объединений и пользовались большими привилегиями.

Дза представляли собой объединения мелких товаропроизводителей, перед которыми всегда стояла проблема сбыта их продукции, то от чего зависело их существование. Поэтому основной и главной заботой дза было закрепление за собой монопольного права на производство и продажу определенного вида товаров.

Недостаточный спрос на изделия ремесленников порождал сильную регламентацию их деятельности и вызывал сильную ожесточенную борьбу дза против конкурентов. Документы зафиксировали такой, например, факт: ремесленники-маслоделы, объединенные в дза, захватили и уничтожили промышленное оборудование, принадлежавшее ремесленникам, которые осмелились производить масло, не имея на то разрешения.

В основном монополия дза распространялась на территорию небольшого района, хотя известны случаи, когда деятельность самых крупных дза охватывала несколько районов. Например, дза маслоделов города Оямадзаки обслуживали не только весь район Кинки (за исключением провинции Ямато), но и всю западную часть страны.

В среднем дза насчитывали по 10 членов, иногда же более 50. Но были и такие, которые состояли из одного или двух человек. Значительно реже встречались крупные объединения (свыше 100 ремесленников). Всеми делами дза ведали мастера. На одного мастера приходилось подчас более 10 учеников. Например, колокола для храма Сэйгэндзи в провинции Цусима были изготовлены мастером Оз Садана и 15 его учениками. В то же время колокола для храма Така-кура-дзиндзя в Такакура (уезд Онга, провинция Ти-кудзэе) были отлиты 4 мастерами и 17 учениками. В объединении медников, принадлежавшим храму Дайдзёин, у 7 мастеров было 20 учеников.

В первый период своего существования дза сыграли положительную роль, поскольку способствовали развитию ремесленного производства, а следовательно, экономическому росту города. Но к концу XVI века они стали тормозить проникновение товарно-денежных отношений в деревню и рост производительных сил, т. е. сковывали экономическое развитие страны.

Внутренняя торговля. В средние века японские купцы значительно расширили сферы своих торговых операций. Одним из показателей экономического роста японского города служит уровень развития городской торговли, ее организации. Как бы ни была велика роль внешней торговли в развитии японской экономики, ее облик определяла внутренняя торговля. Привозные товары находили спрос главным образом лишь в крупных приморских городах, основная же масса японских городов XVI века была тесно связана с прилегающей сельскохозяйственной округой, являясь для нее центром товарного производства и ремесла.

Несмотря на дальнейшее развитие ремесла и товарно-денежных отношений, в Японии XVI века продолжало господствовать натуральное хозяйство. На пути расширения внутренней торговли и на пути создания единого внутреннего рынка стояли серьезные препятствия; раздробленность страны, постоянные междоусобные войны, множество таможенных барьеров, разделяющих княжества.

В ранних средневековых городах товарное производство было развито очень слабо. Об этом говорит существование так называемых периодических рынков (тэйки ити), которые фактически служили единственным местом торговых сделок.

До XVI века городские рынки функционировали, как правило, не выше одного - трех раз в месяц, а в конце XV начале XVI века, в связи с расширением товарного производства и ростом спроса на товары, - уже шесть и более раз в месяц. Кроме того, значительное распространение получают ежедневные рынки. Такой рынок существовал, например, в городе Эдо, а несколько раньше появилось два ежедневных рынка в Нара. Открыты они были также в Ямагути и некоторых других городах. Кроме того создаются специализированные рынки: рыбный в Едо, рисовый в Киото, конский в Нара; имелись рынки по продаже волов и др.

Городской рынок удовлетворял потребности не только горожан в продовольствии, но и крестьянства прилегающей округи в изделиях ремесленного производства. Источники позволяют установить относительно полный перечень товаров, обращавшихся на рынках японских городов XVI века: рис, табак, уксус, муги (злаки), сладкий картофель, сакэ, соевые бобы, чай, масло, овощи, рыба, дрожжи, хлопок, птица, соль, дрова и лесоматериалы, древесный уголь, шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, лакированные изделия из бамбука, фарфоровые изделия, циновки, котлы, таганы, мечи, мотыги, топоры, кастрюли, гвозди, бумага и т. д.

Этот перечень свидетельствует о значительном развитии городского рынка в XVI веке. На городских рынках были представлены разнообразные товары, это позволяет говорить о японском городе XVI века как о центре торговли. Список товаров дает также возможность проследить не только тесную связь городского рынка с деревней, снабжавшей город продовольствием, но и известную зависимость последней от городского ремесла и городского рынка, поскольку некоторые ремесленные изделия, продававшиеся там, были предназначены для крестьян.

Существовала регламентация торговой деятельности, которая находила свое выражение, в частности, в том, что устанавливались определенные базарные дни, указывались виды товаров, подлежавших продаже в тех или иных кварталах города и т. д.

Однако со второй половины XVI века товарное производство получает дальнейшее развитие. Существенному расширению товарного обращения, которое охватывало уже целые области, способствовал начавшийся в конце XVI века процесс объединения страны. Инициаторы его Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, приняли ряд мер, направленных на ликвидацию застав, унификацию денежной системы, введение единой системы мер и весов и т. д. Все это не могло не отразиться благоприятно на развитии товарного обращения и привело к активизации деятельности торговцев.

Расширению торговли в японских городах второй половины XVI века содействовала также отмена ее ограничений. В сентябре 1568 года Ода Нобунага издал указ, касавшийся организации торговли на городском рынке в Кано. Он же предписал феодалам, во владениях которых находятся города, снять ограничения с торговли, не чинить препятствий торговцам, прибывавшим на городские рынки из других провинций, отменить ряд рыночных налогов и провозгласил введение свободной торговли (ракуити).

Все эти мероприятия заметно оживили предпринимательскую деятельность в японских городах и способствовали росту крупной оптовой торговли, которая концентрировалась в руках тойя. Первоначально они были хозяевами складов, где хранился рис, взимавшийся с крестьян в виде подати. Рис перевозился преимущественно по воде, поэтому тояй строили склады в местах, расположенных на водных путях.

В дальнейшем с развитием товарно-денежных отношений и возросшей потребностью феодалов в деньгах рис и другие товары стали реализовываться на местных рынках, а феодалам переводились деньги. Это обусловило расширение кредитно-денежных операций и рост экономической мощи тояй, которые начинают выступать уже не в роли хранителей риса, а в качестве торговцев.

В XVI веке Япония имела довольно широкие внешнеторговые связи. Кроме Китая, Кореи и островов Рюкю, Япония торговала с Патаном (Непал), Брунеем, Сиамом (Таиланд), Камбоджей, Макай (Аомынь, Гоа). Япония импортировала шелк-сырец, шерстяные ткани, бархат, хлопок, ковры, ртуть, сахар, слоновую кость, изделия из стекла, а вывозила мечи, лакированные изделия, створчатые ширмы, веера, предметы из золота и серебра.

В средние века Япония установила торговые связи с европейскими государствами, прежде всего с Португалией и Испанией. Европейские купцы поставляли Японии главным образом огнестрельное оружие. Оно прибывало на остров Танэгасима, откуда торговцы города Сакаи развозили его по всей стране. Потребность в огнестрельном оружии в период междоусобных войн была так велика, что в Сакаи наладили его производство.

Прямое влияние на развитие ряда японских городов, в частности Сакаи, Хёго, Хаката, Хирано, Нагасаки, Фунаи, Оцу, Нагахама, оказала именно внешняя торговля, особенно торговля с Китаем. Насколько велико было ее значение для экономического развития японских городов, видно на примере Сакаи, Хаката и Ямагути.

Торговля с Китаем, составлявшая наибольшую долю во внешней торговле Японии, ведет свое начало с далеких времен. Уже в XII веке Япония импортировала из Китая шелк, парчу, пудру, фимиам, сандаловое дерево, фарфор, медные монеты, а экспортировала в Китай золото, ртуть, веера, лакированные изделия, ширмы, мечи, лесоматериалы. Торговля с Китаем была очень выгодна Японии, ибо дань, приносимая ею, всегда вызывала «ответные дары», стоимость которых во много раз превышала стоимость дани. К тому же это позволяло Япония привезти дополнительно немало товаров (обычно в десять раз больше дани) и с выгодой для себя продать их на китайском рынке.

Непосредственное участие во внешней торговле принимали крупные феодалы (Оути, Отомо, Симад-зу, Набасима, Като, Мацуура), влиятельные торговцы (Сумикура Норимори из Киото, Сузёси Магодзаэ-мон из Осака, Ноя Скэдзаэмон из Сакаи, Сумия Ситиродзиро из Мацудзака, Араки Содзаэмон и Суэ-цугу Хэйдзо из Нагасаки), монастыри и храмы.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(12.8 KiB, 29 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!