Экономика Германии

22 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение           3
1. Место Германии в Евросоюзе и мировой экономике   4
2. Отраслевая структура экономики      10
3. Социальная ориентированность экономики     14
4. Внешняя торговля         16
Заключение          19
Список литературы         20

Введение

Германия находится в Западной Европе и является крупнейшим государством Европейского Союза. Территория государства составляет 357 тысяч кв. км. Население: 81,8 миллионов человек. Вначале октября 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР, созданных в 1949г. по решению 4-х стран - победительниц во Второй мировой войне. Таким образом, история современной Германии ведет отчет с 3 октября 1990 г. – Дня национального единства – даты вступления Германской Демократической Республики в Федеративную Республику Германия.
Объединение Германии не привело к образованию нового государства. ГДР прекратила свое существование в качестве субъекта мирового права, а ФРГ, продолжая существовать в качестве такового, увеличила свою территорию и численность населения.
В данной работе мы рассмотрим особенности германской экономики, характер и факторы ее развития, факторы, замедляющие экономический рост и т.д.

1. Место Германии в Евросоюзе и мировой экономике

Объединенная Германия занимает в мире: по численности населения - 12 место (82 млн. чел); по производству ВНП - 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения, уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в т.ч. Францию, Англию, Японию и США (6, с. 175).
Германию по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку».
Германия занимает одно из устойчивых мест в рейтингах международной конкурентоспособности национальных экономик. В начале 90-х годов по оценкам Всемирного экономического форума, она находилась на 5-ом месте (после США, Сингапура, Японии и Гонконга). В середине 90-х годов она отодвигается на 8-9 место (после США, Сингапура, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга Ирландии). Однако в начале  20 века Германия вновь занимает место в пятерке стран с наивысшим уровнем конкурентоспособности (после США, Финляндии и Сингапура) (6, с. 179).
По уровню ВВП в расчете на одного жителя Германия также находится в ведущей группе государств, примерно на одном уровне с 12, в основном западноевропейскими странами.
В 90-е годы в Германии, как в мировой экономике в целом, продолжались изменения в соотношении между первичными (сельское и лесное хозяйство, рыболовство), вторичным (промышленность) и третичными секторами (различного рода услуги).
Структура современного ВВП Германии не отличается сколько-нибудь существенно от других промышленно развитых стран, но все же доля промышленности несколько выше. Это вытекает во многом из специфики участия этой страны в международном разделении труда, особенно ее роли крупнейшего поставщика на мировом рынок машино-технических изделий.
Среднегодовой прирост ВВП Германии в 90-е годы был в 2,2 раза ниже темпов развития мировой экономики в целом, в 6,5 раза ниже, чем в Китае и 5,0 раза ниже чем в азиатских НИСах. Более того, темпы роста экономики Германии были ниже, чем в промышленно развитых странах в целом или ЕС (6, с. 191).
Малообнадеживающим для экономики Германии оказалось начало нового века. В 2001 г. прирост ее ВВП оказался в 4 раза меньше среднемирового и, вопреки прогнозам, даже меньше, чем в США (см. Таблицу 1). Более того, по этому важнейшему показателю Германия отодвинулась на самое последнее место даже в ЕС. Не произошло изменений и в 2002 г.
Таблица 1
ВВП (2001-2004) (в млрд. евро)
2001 2002 2003 2004 прогноз
ВВП 2067,57 2071,22 2080,16 2122,77
прирост ВВП 0,6 0,2 0,4 2,1

В 90-е годы Германии удалось в значительной степени воспользоваться шансами, предоставляемыми дальнейшей интенсификацией процессов углубления международного разделения труда. Экспорт продолжал выполнять функцию локомотива германской экономики, а его широкая товарная диверсификация содействовала его стабильности. Среднегодовые темпы роста германского экспорта и ВВП составили в 2001 г. – 5,6% и 0,8%, в 2002 г. – 3,4% и 0,2%, в 2003 г. – 0,9% и 0,0 %, по прогнозам в 2004 г. – 6,2% и 1,6%, в 2005 г. – 7,5% и 1,8% соответственно. В 90-е годы динамичный экспорт обеспечивал от 1/2 до 2/3 общего роста ее экономики (7).
Особенно высока конкурентоспособность германской промышленной продукции на мировых товарных рынках. Если сгруппировать товарную номенклатуру мирового экспорта в 14 укрупненных позициях, то по уровню конкурентоспособности Германия стоит на первом месте в пяти группах (химические товары, продукция общего машиностроения, комплектующие к электронной технике, базовая продукция обрабатывающей промышленности, прочая продукция обрабатывающей промышленности), в двух группах (транспортные средства и текстиль) – на втором месте, т.е. занимает прочные позиции на рынках, составляющие не менее половины международной торговли. Это позволяет Германии прочно занимать 2-ое место в мире по масштабам экспорта, уступая только США,  хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше, и значительно опережая все другие государства мира, в том числе и Японию.
Таблица 2
Основные показатели экономического развития страны
1964-1990 1991-1995 1996-2000 1999 2000 2001 2002 2003 2004  2005 прогноз
ВВП в текущих ценах (годовой прирост) 3,2 2 1,8 2 1,9 0,8 0,2 0 1,6 1,8
инвестиции (в % от ВВП) 0,6 0,4 0,42 0,9 0,6 -1,2 -1,4 0 0,6 0,5
инфляция (годовой прирост) 3,4 3,3 1,1 0,6 1,4 1,9 1,3 1,1 1,6 1,3
дефицит бюджета (в % от ВВП) -1,9 -3,1 -1,7 -1,5 1,3 -2,8 -3,5 -4,2 -3,9 -3,4
Долг (в % от ВВП) 31,2 40,7 42,3 61,2 60,2 59,4 60,8 63,8 65 65,8
экспорт (в % от ВВП) 1,3 1,1 2,7 1,6 4,2 1,7 0,9 1,2 2,4 3,2
импорт (в % от ВВП) -1,2 -1,1 -2,1 -2,4 -3,1 -0,3 0,7 -1,2 -2,2 -1,1

Дефицит государственного бюджета превысил 4% от ВВП и в 2004 г. останется на уровне примерно 3,9% (См. таблицу 2) (7).
Показателем все более активного участия Германии в международном разделении труда является и опережающий рост импорта по отношению к ВВП. Среднегодовые темпы его увеличения составили в 2001 г. – 1,0%, в 2002 – -1,7%, в 2003 – 2,8%, по прогнозам в 2004 – 5,9%, а в 2005 – 7,6%, т.е. в последние 11 лет динамика роста импорта была в 3,6 раза выше, чем германской экономики в целом. (См. таблицу 2)
В 90-е годы особенно резко возрастает значение международных потоков инвестиционных капиталов, которые начинают играть уже не менее, если не более значительную роль, чем международная торговля товарами и услугами.
Прямые иностранные инвестиции в Германии за последние 8 лет (1995-2002 г.) составили около 351,6 млрд. евро, в то время как прямые германские зарубежные инвестиции – 325,5 млрд. евро. Следовательно, имел место их нетто-приток (7).
Для экономики Германии характерно сбалансированное сочетание крупных и очень крупных концернов со средними и малыми фирмами, в стране их насчитывается не много, но их экономическая роль огромна. Они олицетворяют крупный капитал, под влиянием которого формируются основные пропорции в экономике, и являются гарантами стабильности, надежности, рентабельности хозяйства Германии. На эти фирмы приходиться около двух третей всех занятых в экономике, 50% промышленного производства, свыше 40% инвестиций и экспорта страны. Среди 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира, если исходить из объемов продажи, 10 являются  германскими. Однако, если исходить из показателей рыночной стоимости акционерного капитала, то в списке крупнейших не окажется ни одной германской, в то время как, например, английских – 8 (из них 2 англо-голландских), швейцарских – 4, японских – 3 (при явном преобладании американских) (6, с. 202).
Германские компании, особенно ТНК, все более отдают предпочтение экспорту капиталов как ведущей форме своей внешнеэкономической деятельности. Их стратегия все более строится на расширении производства на предприятиях своих зарубежных филиалов и развитии экспорта из стран базирования. На рубеже веков продажи зарубежных филиалов германских компаний (косвенный экспорт) превышали стоимость прямого вывоза товаров и услуг из Германии более, чем в 2 раза.
Германия была одним из инициаторов создания в 1957г. Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте (6).
С 01.01.1999 г. Германия, в соответствии с очередностью, выполняет функции координатора в органах Евросоюза. Новое правительство ФРГ придает центральное значение процессу расширения и углубления европейской интеграции. Ставится также задача дальнейшей демократизации ЕС и усиления роли Европарламента.
Новый кабинет намерен поставить во главу угла интеграционной политики ФРГ борьбу с безработицей, добиваться заключения европейского Пакта о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.
Германия и впредь намерена вносить соответствующий вклад в бюджет Евросоюза. При этом в период с 2000 по 2006 гг. с учетом расходов, связанных с расширением ЕС, взнос ФРГ должен быть не выше, а, по возможности, ниже установленного предела в 1,27% ВНП (7).
Наибольший интерес представляет позиция ФРГ в рамках ЕС по отношению к вступлению стран ЦВЕ. Необходимость расширения на восток немецкие политики обосновывают прежде всего тем, что оно отвечает политическим и экономическим интересам как нынешних, так и будущих членов ЕС. Расширение ЕС гарантирует продолжение процессов реформ и демократизации в странах ЦВЕ, берущих на себя соответствующие обязательства, увеличивается зона стабильности, мира и безопасности в Европе.
Особый вес приобретают факторы, способствующие непосредственному формированию «европейского полюса силы». В результате расширения ЕС становится самым крупным внутренним рынком в мира, тем самым укрепляется конкурентоспособность европейской экономики. Расширение объединяет усилия и увеличивает возможность европейцев в решении таких общих для них проблем, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, защита окружающей среды и т.п. Возрастает политический вес ЕС на международной арене.
После распада социалистического блока ФРГ продолжает оставаться ведущим экономическим партнером стран ЦВЕ. Для ФРГ этот регион так же имеет важное экономическое значение, как перспективный рынок сбыта. Товарная структура германского экспорта в государства ЦВЕ почти не отличается от торговли ФРГ странами ЕС.
Расширение ЕС на восток может принести ФРГ как существенные выгоды, так и определенные потери. Выгоды: значительно увеличивается экономическая мощь ЕС и повышается его вес на мировом рынке, появляется возможность укрепления глобальной конкурентоспособности ЕС за счет динамично развивающейся экономики стран-кандидатов; рост торговых потоков со странами ЦВЕ на тех же условиях, которые уже принесли ЕС торговые преимущества в ходе реализации Европейских соглашений.
Для ФРГ открывается перспектива расширения гарантированных рынков сбыта товаров и осуществления прямых инвестиций, использования более дешевой рабочей силы. Многие аналитики утверждают, что Германия, может получить в результате расширения наибольший выигрыш по сравнению с другими странами ЕС. Предполагаемые материальные выгоды Германии от расширения ЕС должны составить с учетом всех предстоящих затрат по меньшей мере около 19 млрд. марок (но это лишь 0,5 % германского ВВП) (8).
На противоположной чаше весов в качестве издержек расширения для ФРГ лежат высокие финансовые затраты, необходимые для интеграции стран ЦВЕ, возрастание импортной конкуренции, необходимость перебазирования производства, социальные последствия миграции, более сложная ситуация для принятия решений, возможное усиление разногласий по спорным проблемам между старыми и вновь вступившими странами-членами ЕС.
Одной из важнейших проблем для Германии в связи с расширением ЕС на восток является возможное перераспределение ресурсов в пользу новых членов Сообщества. Резко увеличится также рост расходов на единую аграрную политику (до 8-14 млрд. евро в год). Гигантские средства потребуются для структурных реформ в большинстве стран, вступающих в ЕС.
ФРГ вносит самый высокий вклад в бюджет ЕС. На ее долю приходится почти треть всей суммы, что равно взносам двух других крупных стран (Франции и Великобритании), вместе взятых. В то же время объем средств, поступающих в распоряжение страны, почти втрое меньше. Поэтому во время председательства в ЕС германское правительство стремилось внести коррективы в формирование новых финансовых рамок, добиться более справедливого распределения финансового бремени в рамках Евросоюза. Другой проблемой является наплыв иностранной рабочей силы

2. Отраслевая структура экономики

Структура экономики ФРГ такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - ВВП - в сфере услуг. Для экономики Германии характерна «сверх индустриализация», т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Разве, что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции (8).
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
Эти отрасли обладают рядом преимуществ для успешной внешнеэкономической, экспансии. В частности, это:
• высокое качество производства и широкий ассортимент изделий
• использование международных стандартов и в то же время готовность выполнять индивидуальные, уникальные заказы;
• пунктуальность в выполнении поставок;
• широкая сбытовая сеть и налаженное послепродажное обслуживание, а также соответствие другим критериям рыночной конкуренции.
Сельское хозяйство. Как и в других развитых странах, доля этого сектора в ВВП невелика (примерно 1,5%), однако, отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Почти половина всей площади ФРГ – а это почти 36 млн. га – занята сельскохозяйственными угодьями. Структура с сельского хозяйства за последние 50 лет изменилась коренным образом, что имеет место и в других отраслях. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством (8).
Число сельскохозяйственных предприятий на сегодняшний день составляет 434 тыс. Благодаря возросшей механизации в сельском хозяйстве высвободилось большое количество рабочей силы.
В отличие от промышленности сельхозяйственное производство по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран ЕС.
Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает из государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективны. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно (1, с. 84).
Развитие сферы услуг Германии, несколько отстает от уровня других развитых стран. Несмотря на сохраняющуюся «сверхиндустриализацию», экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг (на эту сферу приходится около 37% ВВП). В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Сфера государственного управления занимает около 15%. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).
Особого внимания заслуживает банковская и финансовая сферы. В основе германской финансовой системы – банки; банковский сектор в стране, так же как и во многих других странах, двухуровневый. Первый уровень банков – это Центральный банк страны – «Бундесбанк»; в настоящее время по размерам своих активов он считается самым могущественным среди банков мира. Второй уровень – это разветвленная система коммерческих частных кооперативных и прочих банков и банковско-кредитных учреждений. В Германии действует более 3 тыс. банков – от крупных коммерческих до мелких государственных сберегательных банков. На долю четырех крупнейших коммерческих банков Германии – «Дойчебанк», «Хипо Ферайнсбанк», «Дрезден Банк» и «Коммерцбанк» - приходится 15 % депозитов внутреннего рынка (1, с. 5).
В рамках тенденции к специализации банковской деятельности следует отметить создание принадлежащих банкам узкоспециализированных компаний, занимающихся одним-двумя видами банковских операций.
Если говорить о перспективах роста конкурентоспособности экономики ФРГ, то можно сделать следующие предположения.
Международная конкурентоспособность германской экономики, и прежде всего ее базовых и наукоемких отраслей – автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, - в долгосрочной перспективе будет расти.
В настоящее время ряд отраслей германской промышленности, начиная с машиностроения и автомобилестроения и кончая фармацевтической промышленностью и производством спортивных товаров, уже успешно экспортируют свою продукцию. Это стимулирует и другие отрасли, поэтому «германские предприятия выйдут из кризиса окрепшими». Однако самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия (ежегодный прирост за данный период согласно прогнозам, составит в среднем 1,9%) ожидаются в сфере услуг, прежде всего в таких секторах как логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги и здравоохранение.
В производственной сфере самые высокие темпы роста и через 20 лет будут наблюдаться в экспортно-ориентированных отраслях – машиностроительной и автомобильной промышленности. Конкурентоспособность этих секторов на мировом рынке будет обеспечиваться их активностью в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Повсюду, где будут востребованы высокие технологии Германия будет играть большую роль.
Среди основных направлений экономической политики Германии в рамках ЕС в 2000-2004-е гг. следует отметить:
1. усилия, направленные на повышение инновационного потенциала национальной экономики;
2. дальнейшую либерализацию предпринимательской деятельности, включая снижение уровня административного регулирования;
3. обеспечение повышения конкурентоспособности экономики;
4. поощрение кооперации на межфирменном, межотраслевом и межстрановом уровне;
5. обеспечение оптимальных рамочных условий для дальнейшего использования международного разделения труда.

3. Социальная ориентированность экономики

Социально-экономическая система Федеративной республики Германии (ФРГ), известна под названием «социально-рыночное хозяйство». В ней в органическом единстве удалось совместить эффективный конкурентный рынок с благоприятным предпринимательским климатом и принципы социальной справедливости. Особенностью социального рыночного хозяйства является то, что эта либеральная в своей основе система предполагает сильную государственную политику, которая, в частности, активно участвует в его становлении. Такая политика означает не интервенционизм, не вмешательство в хозяйственные процессы и структуру, а формирование и изменение хозяйственного порядка (8).
Определяющее значение для разработки концепции социального рыночного хозяйства как нового хозяйственного и социального порядка имели теоретическое значение работы трех групп ученных:
1. Фрайбургской школы (Вальтер Ойкен, Франц Бем). Это направление именуют также ордолиберализмом. Основополагающий принцип данной школы – неразрывная связь порядка и свободы;
2. неолибералов гуманистической традиции (Вильгельма Репке и Александра Рюстова), Выступали за третий путь социально-экономического развития, критикуя как капитализм так и социализм. Отстаивая идею конкурентного порядка, выступали не только против монополизации, но и крупных предприятий как таковых.
3. социал-либералов (Альфред Мюллер-Армак). Главная идея – соединить принцип свободы на рынках с принципом социального выравнивания, государство наряду с политикой порядка необходимо проводить активную конъюнктурную политику, регулирующую общехозяйственный кругооборот.
Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики Л. Эрхарда были положены идеи вышеперечисленных ученых, и, прежде всего, В. Ойкен
Основой социальной политики германии стали следующие принципы государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основной не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость. порождаемую рыночными отношениями (6, с. 155).
В действительности Федеративной Республикой Германией эта модель претворена в жизнь не в полном объеме. В ФРГ существуют проблемы с динамикой и структурным приспособлением (в том числе жесткая структура на рынке производства и рынке товаров, слишком высокие субсидии, слишком много урегулирований, мешающих силам рынка и, в частности, слишком  широкое использование социального продукта со стороны государства). Поэтому постоянная задача экономической политики - направление всех усилий не создание социально-рыночного хозяйства и полное претворение в жизнь присущих ему черт. Таким образом, социально-рыночное хозяйство как концепция экономической политики нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное и социально справедливое устройство экономики и общества.

4. Внешняя торговля

Внешнеэкономические связи играют ключевую роль для экономики Германии. При сравнительно незначительных природных ресурсах экономическая мощь страны создавалась благодаря внешней торговле, путем все более тесного интегрирования в мировую экономику.
Динамика внешней торговли ФРГ (1998-2002)
1998 1999 2000 2001 2002
в млн. долларов
Товарооборот 1014,815 1015,032 1045,53 1002,738 1104,49
Экспорт 543,397 542,871 550,15 517,358 612,59
Импорт 471,418 472,161 495,38 485,38 491,9
Сальдо 71,979 68,915 68,915 68,915 68,915

Ситуация в 2002 году не значительно изменилась по сравнению с 2001 г. Экспорт увеличился до 612,59 млрд. долл. (+7,5%) или 9,5% мирового товарного экспорта (США – 693,9 млрд. долл. или 10,7% соответственно), импорт достиг 491,9 млрд. долл. (+1,4%) (8).
Несмотря на рост экспорта по сравнению с импортом, германская внешняя торговля переживает трудные времена: высокий курс евро по отношению к доллару не только ведет к росту цен на товары, вывозимые в США, но и оказывает негативное влияние на германский экспорт на важные для ФРГ рынки стран Азии, поскольку курс валют стран этого региона по отношению к евро, так же как и курс доллара, существенно снизился. В то же время усиливается конкуренция азиатских производителей, которые предлагают свою продукцию в странах еврозоны по более низким ценам.
Следует отметить существенные изменения в структуре германского
экспорта готовых изделий в последние годы. Стремительно развивался вывоз наиболее высокотехнологичных прогрессивных видов машин и оборудования.
На долю продукции машиностроения и химии в настоящее время приходится свыше 2/3 всего товарного вывоза Германии, т.е. конъюнктура в традиционных «старых» отраслях продолжала оказывать решающее воздействие на динамику товарного экспорта этой страны в целом.
Одновременно продолжалось снижение в германском экспорте доли
сырья, сельхозтоваров и продовольствия, продукции легкой промышленности, а также черной и цветной металлургии.
В импорте основная доля приходилась также на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье (8).
Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она - крупный нетто-импортер непродовольственного сырья, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения. Однако по нескольким сырьевым товарам у ФРГ положительное сальдо - это торговля шкурами, кожами и мехами, а также текстильными волокнами.
В то же время повышается роль сферы услуг.  Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте ФРГ уступает другим ведущим странам: в 2000 г. он составил 17,3%, тогда как в США - 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7%
Крупных сдвигов в географии германского экспорта в последнее десятилетие не произошло. Основное количество германских товаров (57%) направляется в соседние страны - государства ЕС.
Вторым по значению регионом сбыта германских товаров являются США. Япония занимает сравнительно скромное место в германском экспорте (около 4,1%). Традиционным направлениям экспортной активности в странах Латинской Америки и Африки в 90-е годы уступает место усиление ориентации на азиатские НИСы и Китай, но особенно - на регион Восточной и Центральной Европы.

Заключение

Подводя итоги экономического развития Германии, можно сделать вывод о том, что в 2001 –2003 г. ФРГ несколько утратила свои позиции на мировых ранках. По оценкам Министерства экономики и труда ФРГ развитие экономики страны в ближайшие несколько лет будет отличаться динамизмом, высокими темпами прироста и объемами производства, что позволит Германии восстановить утраченные позиции на мировой арене и по-прежнему оставаться локомотивом европейской экономки.
Современная  экономическая политика Германии направлена на решение следующих задач в экономической области: форсирование экономической интеграции, дальнейшая трансформация экономики новых федеральных земель, ликвидация экономического и технологического отставания от США.
К основным факторам, вызывающим ослабление позиций Германии в мировой экономике в конце XX и в начале XXI века, следует отнести прежде всего: кризис системы социального рыночного хозяйства, в условиях глобализации и углубления европейской интеграции; неблагоприятное соотношение между издержками на заработную плату на единицу продукции в Германии по сравнению со странами, являющимися основными конкурентами на мировом рынке; привлечение исключительно больших финансовых ресурсов на модернизацию экономики восточногерманского региона; не всегда эффективную экономическую политику государства.
Германия относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество «человеческого капитала», активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
Заключение

1. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные отношения. – М.: Юнити, 2000.
2. Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1999.
3. Мировая экономика / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2002.
4. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 1994.
6. Якобсон В.М. Мировое хозяйство. – М.: Юнити, 1999.
7. www.All Germany.ru
8. www.Polpred.com

(27.1 KiB, 42 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!