Экономические циклы и предложение

22 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Циклическое развитие рыночной экономики
(причины, регулирование).

История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.
Графически динамика объема производства в масштабе общества рыночной экономики за длительный период может быть представлена в виде возрастающей прямой (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изображение экономического роста рыночной экономики в целом за длительный период

 На графике по горизонтальной оси откладывается время (t), по вертикали - объем производства (Q). Возрастающая прямая ОА свидетельствует о постоянном экономическом росте и развитии рыночной экономики в целом.
Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.
Экономический рост - центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.
Постоянный экономический рост в рыночной экономике имеет ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.), в том числе цикличность. Дело в том, что развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев (например, сейчас в России) развитие экономики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 2), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

Рис. 2. График колебательной экономической динамики

 Если брать более короткие промежутки времени, то динамика развития рыночной экономики с учетом различных периодов (100, 50, 8 - 10 лет) может быть представлена другим, более точным графиком рис. 3).

Рис. 3. Динамика развития экономики в различные периоды

В экономической литературе такой ход развития называется общим термином «экономические флюктуации». Слово «флюктуация» латинского происхождения, в переводе означает «колебание».
Таким образом, цикличность - это форма движения национальной экономикой мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
На современном этапе развития экономики в самых различных странах рынок остается важнейшим элементом хозяйственного механизма. Рынок призван играть важную роль в обеспечении сбалансированности платежеспособности спроса и предложения на товары массового спроса, на факторы производства (рабочая сила, средства производства, на капитал, на сами деньги (рынок ценных бумаг, валютный рынок и т.п.)).
Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой.
Экономические циклы (волны) - это периодические колебания деловой активности в обществе.
Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 4).

Рис.4. Графическое изображение цикла

На данном графике крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.
Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис.
Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующей. Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства.
За спадом следует период депрессии (стагнация), который характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.
Все циклы в реальной действительности не похожи друг на друга, каждый имеет свои специфические особенности, переплетения. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо совершенно исключительными обстоятельствами. В периоде между кризисами, как и в море в ясную погоду, возможны волнения, «барашки» в виде частичных, малых и промежуточных спадов, что дало основание говорить о разных типах экономических кризисов.
Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. Им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования. Наиболее известны циклы Н.Д. Кондратьева (50 - 60 лет), получившие название «длинных волн», циклы С. Кузнеца (18 - 25 лет), т.е. «средние волны», циклы К. Жугляра (10 лет) и короткие циклы Дж. Китчена (2 года и 4 месяца).
Концепция «длинных волн» Н.Д. Кондратьева в 30-е годы вызвала острую полемику в России. Сторонники «автоматического» краха капитализма обвиняли Кондратьева в апологетике капитализма, так как согласно его теории за капитализмом развитой рыночной экономики признавалось наличие механизмов самодвижения и выхода из экономических кризисов. Н.Д. Кондратьев был арестован и убит как враг народа. Действительность доказала его правоту.
Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в настоящее время во многом схожи (по крайней мере, идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т. е. промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.
Вначале большинство авторов трактовали процесс цикличности как результат (отражение) процессов в сфере обращения.
Это объяснение экономического цикла является чисто монетарным. Наиболее широко и последовательно рассматривается цикл, как чисто денежное явление в работах Хоутри. Он утверждал, что изучение денежного потока является единственной причиной изменения экономической активности, чередования периодов процветания и депрессии, оживленной и вялой торговли. Когда денежный поток (или спрос на товары, выраженный в деньгах) увеличится, то торговля становится более оживлённой, производство расширяется, цены растут. Когда денежный поток уменьшается, торговля ослабевает, производство сокращается, цены падают.
Сам рынок, как сфера, с помощью которой происходит распределение и обмен товарами и услугами, решает одну из важнейших задач реализации законов, регулирующих одну из составляющих производственных отношений, каким является отношение по поводу обмена и распределения материальных благ, созданных в обществе. Поэтому, когда речь идет о регулировании рынка, по существу нашей задачей является определение методов, с помощью которых мы можем эффективно влиять на одну из центральных сфер проявления важнейших экономических связей между производителями и потребителями по поводу обмена результатов деятельности.
Регулирование рынка осуществляется с помощью прямых и косвенных методов воздействия на объем и структуру подлежащих реализации товаров.
Важным средством воздействия на объем и структуру спроса является централизованно проводимая государством политика доходов населения. Государство оказывает прямое воздействие на уровень заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению. Все это непосредственно влияет на общий объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги.
Не меньшую роль играет государство в части формирования объема предлагаемой для реализации товаров через развитые соответствующих предприятий, находящихся в управлении со стороны государства. Здесь государственные органы в рамках реализации комплексных целевых программ может оказывать решающее воздействие на рост предложения
соответствующих товаров. К этому следует добавить и такую меру прямого регулирования рынка через рост объема предлагаемых товаров, каким является изменение структуры производства, исходя из потребностей прогрессивной структуры спроса.
К числу косвенных методов регулирования рынка следует отнести меры финансово-кредитного содержания, государственное регулирование цен, налоговой системы, а также таможенной политики, направленной на защиту интересов отечественных производителей и т.д. и т.п.

2. Предложение, закон предложения, эластичность и факторы, влияющие на предложение.

Предложение, как и спрос, - особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как "предложение", настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг): сырье (ресурсы); товары производственного назначения (оборудование и т.п.); труд (наемный); капитал (производительный и денежный); товары потребительского назначения, в том числе: изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель); изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика); услуги (действия, в ходе которых достигается; полезный эффект - рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот - уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом.
Здесь также следует строго различать "само предложение" и "величину предложения": закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения.
экономики, в которой есть только одна прямая зависимость "P->Q ". Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные факторы: цены на ресурсы, уровень технологии производства, налоги и дотации, цены и взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары, ожидания (прогноз) продавцов на динамику (спроса цен, доходов и т.д.), число продавцов.
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на "эластичное" и "неэластичное". Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц. эл. предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к процентному изменению цены.
Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не сколько производством сколько "переводом" эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ - искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:
а) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов);
б) отсутствие товаров-заменителей (субститутов).
Предложение - это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими факторами, определяющими динамик; предложения, являются следующие.
Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям ибо она ограничивает объем реализации предложения. Если снизить цену предложения (как правило, делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж позволит увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, - именно он открывает годовые балансы фирм.
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры - "повышательную", "высокую", "понижательную" и "низкую" (характеристики даны с позиции предложения). Первые два состояния повышательная и высокая - "звездный" час для предпринимателей, ибо это "рынок продавца". Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом, и, соответственно, к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только по литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции - конкуренция среди покупателей (хотя мы понятие "конкуренция" связываем почему-то только с продавцами).
Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства: введение, например, налога на добавленную стоимость стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

Список литературы.

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.
3. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: «Республика». 1992.
4. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
5. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
6. Рузавин Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
7. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

(24.9 KiB, 20 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!