Экономические источники улучшения качества природы

15 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение           3
1. Платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды 4
2.  Финансирование улучшения качества природы через систему экологических фондов        9
3. Лицензирование природопользования      12
4. Экологическая паспортизация и сертификация    14
5. Аудит природопользования и охраны окружающей среды  18
Заключение           22
Список литературы         23

Введение

Сложилась парадоксальная ситуация: мировая цивилизация достигла поразительных высот и в то же время оказалась на краю пропасти. К общепланетарным проблемам относятся: бурный рост населения; обострение энергетического кризиса; нехватка продовольствия и нищета в слаборазвитых странах; эскалация этнических конфликтов и малые войны; возникновение эпидемий; разгул бандитизма и терроризма; религиозные конфликты; кризис культуры, нравственности, семьи; экологические проблемы регионального и глобального уровней и т. д.
Экологические проблемы в современном мире вышли на первое место. Получив неограниченную власть над природой, люди варварски используют ее. «Сегодня угроза выживанию пришла со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности», - сказал генеральный секретарь Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (КОСР) Морис Стронг на ее открытии в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Ресурсы планеты иссякают. Катастрофически быстро загрязняются воздух и вода. Превращаются в пески плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов. На планету буквально «вываливаются» горы отбросов; человек провоцирует природные катастрофы.
В связи с вышесказанным проблема сохранения качества природы в первозданном виде является особенно актуальной. Естественно, что в рыночной экономике это возможно сделать только при использовании экономических рычагов и стимулов. В данном реферате мы рассмотрим виды экономических источников улучшения качества природы.

1. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Плата за землю. Порядок установления и взимания платы за землю регламентируется Законом Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю». Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли (5, с. 33).
Целью введения платы за землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации (предприятия, учреждения) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица (в дальнейшем именуются «юридические лица»), а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (в дальнейшем именуются «граждане»), которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду). К ним, в частности, относятся:
земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в т.ч. колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйств;
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях (5, с. 37-38).
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренда) земельным участком (9, с. 191).
Плата за воду. Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономного использования и надежной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счет средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля водопотребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспе-чение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.
Основным методическим подходом при определении тарифов платы за воду является затратный метод в различных его модификациях. Другие подходы используются преимущественно для отдельных отраслей и имеют ограниченное применение. Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, не обеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства, которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий.
В развитых странах плата за воду существует в виде взносов водопользователей на содержание государственных учреждений, осуществляющих оперативное управление государственными водными ресурсами и их использованием в пределах одного или нескольких соседних речных бассейнов. При организационном построении системы взимания платы за воду возможно использование различных схем. Наиболее распространенными являются две схемы, существенно различающиеся ролью государства в регулировании водных отношений (9, с. 195).
Для первой из них характерно жесткое государственное регулирование размеров платы. В этом случае все платежи направляются в государственный бюджет (или в бюджеты субъектов федерации в федеративных государствах). За счет этого формируются финансовые ресурсы, используемые государством для финансирования всей водохозяйственной деятельности, включая содержание и эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений, инвестиции в водохозяйственное строительство, предоставление кредитов, субсидий, налоговых кредитов и т.д. Такой подход используется в настоящее время в ряде стран, преимущественно в Азии и Африке (Индия, Египет, Пакистан, Австралия и др.).
Вторая схема используется преимущественно в западно-европейских странах и предполагает корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые осуществляют ее финансирование. В этом случае государство передает водные объекты в оперативное правление (или концессию) бассейновым объединениям.
Плата при пользовании недрами. В соответствии с Федеральным законом «О недрах» (в редакции 1995 г.) пользование недрами в Российской Федерации является платным. При пользовании недрами (ст. 39 Закона) производятся следующие виды платежей:
- платежи за пользование недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
- акцизы;
- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (9).
Размеры платежей за проведение поисковых и геологоразведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и величины риска. Эти платежи взимаются в форме разовых или регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади.
Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи.
Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи за загрязнение окружающей среды стали внедряться в Российской Федерации с 1988 г. после выхода на союзном уровне директивного документа, направленного на улучшение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе с опорой на экономические методы регулирования.
Первоначально платежи вводились на отдельных территориях (Волгоградская, Ленинградская, Кемеровская, Костромская, Саратовская области, Республика Башкортостан и др.). После принятия решения Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе (5 января 1990 г.) о проведении экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в эту работу включилась уже треть регионов Российской Федерации (9, с. 202).
Плата за загрязнение и иные вредные воздействия для соответствующих источников загрязнения может выражаться в следующих формах:
плата за загрязнение в пределах, не превышающих установленные природопользователю нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия;
плата за загрязнение в пределах установленных лимитов;
плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При отсутствии у природопользователя каких-либо разрешений на выброс, сброс, размещение вредных веществ применяется плата как за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Платежи за предельно допустимые нормативы воздействия включаются в себестоимость продукции (стоимость работ, услуг), а платежи за превышение этих нормативов оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если такие платежи становятся равны либо превышают прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя, то территориальными органами Минприроды России, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности предприятия либо организации, загрязняющих окружающую природную среду.

2.  ФИНАНСИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ

Формирование системы экологических фондов, создаваемых для решения различных природоохранных задач в России, началось в 1989 -1991 гг. на основе постановления Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988 г. № 93 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В 1990 г. было разработано и утверждено Временное Типовое положение об образовании и использовании фондов охраны природы, в котором предусматривалось их создание при краевых, областных, окружных, городских исполкомах Советов народных депутатов и Советах Министров АССР в целях финансирования межотраслевых и территориальных мероприятий по охране окружающей среды (10).
В Положении были определены источники образования экологических фондов, которые в последующем будут закреплены в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Указанное Положение предусматривало формирование фондов охраны природы за счет:
платежей предприятий, объединений и организаций за допустимые (лимитируемые) и за превышение допустимых (лимитируемых) выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;
штрафных платежей за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежей за сверхнормативное и некомплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья;
средств, взыскиваемых в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением природоохранительного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;
добровольных взносов предприятий, граждан и других источников.
Средства фондов охраны природы предусматривалось использовать на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию природоохранных объектов, работы по созданию новых видов природоохранной техники и технологии, мероприятия, предупреждающие и компенсирующие негативные последствия нарушения природоохранительного законодательства и другие цели (11).
Экологические фонды должны были стать не только органами, аккумулирующими плату за загрязнение, но и средством мобилизации альтернативных финансовых ресурсов в целях проведения целенаправленной инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности, а также источниками средств для компенсации вреда, нанесенного здоровью населения страны неблагоприятным воздействием на среду обитания. Решить в полной мере круг этих проблем не удалось вследствие объективных причин, связанных с новизной поставленных задач и неотработанностью соответствующих механизмов, а также в силу определенных правовых пробелов и организационных противоречий между различными органами государственной власти.
Необходимо также учитывать, что формирование системы экологических фондов, включая все направления их деятельности, происходило в условиях чрезвычайно сложной экономической ситуации, характеризующейся нарушением экономических связей, падением производства, огромным дефицитом государственного, местных бюджетов, оборотных средств предприятий, стремительными темпами роста инфляции, что влечет за собой сокращение объема ассигнований, направленных на природоохранное строительство и мероприятия по защите и воспроизводству природной среды.
Экологические фонды были созданы практически в каждом территориальном образовании, являющимся субъектом Российской Федерации, а также на местном уровне - районном и городском.
Управление деятельностью экологических фондов на территории Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (администрациями или комитетами по экологии и природным ресурсам) или экологическими фондами, действующими на правах юридического лица.
Анализ действующей системы экологических фондов выявил ряд недостатков, которые сводятся к следующему: низкая собираемость платежей и неэффективное распределение финансовых средств между тремя уровнями - федеральным, областным и местным; недостаточная обоснованность использования финансовых средств ввиду отсутствия механизмов установления приоритетов; отсутствие полноценной системы инструментов финансирования таких, как льготное кредитование, залоговые инвестиции, гарантии займов и др.; неупорядоченность механизмов зачета платежей предприятий при проведении ими природоохранных мероприятий.
Ряд вопросов по деятельности экофондов затрагивает интересы ведомств природно-ресурсного блока. Так, в соответствии с порядком направления средств в экологические фонды определено поступление сумм, полученных по искам и штрафам за аварии и загрязнения, причиненные природным ресурсам (земли, воды, рыбных запасов, охотничьих угодий и т.д.), т.е. есть соответствующая статья в доходной части бюджетов фондов, однако практически нет аналогичных статей в расходных частях бюджетов.
Кроме того, в соответствии с Водным кодексом плата за сброс в водные объекты сточных вод, поступающая в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, должна использоваться не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, однако это положение не выполняется в полной мере.

3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Важным инструментом в регулировании природопользования является лицензирование. Под лицензированием понимается разработка и выдача документации, закрепляющей юридическое право на проведение хозяйственной или иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах (11, с. 168).
В настоящее время существует «лицензирование природопользования» и «лицензирование видов хозяйственной деятельности». Имеются законодательные и иные нормативные акты на уровне Российской Федерации, регламентирующие порядок лицензирования природопользования и отдельных видов хозяйственной деятельности. За последние годы сформировалась сложная и достаточно противоречивая система лицензирования природопользования и видов хозяйственной деятельности.
Из многочисленных лицензий, появившихся в последнее время, в систему лицензирования природопользования входят только специальные лицензии на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, разрешения на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов.
Специальные лицензии, т.е. документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами, управляющими природными ресурсами, дают право на пользование одним видом природного ресурса в установленном месте и на определенных условиях. К ним относятся: лицензии на пользование ресурсами недр, водопользование, землепользование, лесопользование; разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и вылов рыбы.
Важный принцип лицензирования, на котором должна базироваться вся лицензионная система, - вовлечение в процесс лицензирования заинтересованных организаций всех уровней. При этом не должно игнорироваться мнение местных органов власти, которые, хотя и не всегда являются равноправными субъектами лицензирования, но имеют право принимать в нем участие. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет право регулирования использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, недр и охрану окружающей среды. Одновременно Закон дает отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления, определяет передачу им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, и контроль за их реализацией. На практике это положение зачастую не находит реализации, в результате чего возникают конфликты между местными органами власти и органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности (11, с. 170).
Процедура лицензирования представляет собой последовательность действий государственных органов и заинтересованных субъектов, которая завершается юридическим оформлением лицензии или разрешения. Действиями, инициирующими процесс лицензирования, являются мероприятия государственных органов по выявлению и учету объектов лицензирования, установлению сроков и условий вовлечения этих объектов в освоение.

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Решение о введении экологических паспортов на территории Российской Федерации было принято 9-й сессией Верховного Совета РСФСР 11-го созыва 10.11.88 года, согласно которому поручалось «...Государственному комитету РСФСР по охране природы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами приступить, начиная с 1989 года, к разработке экологических паспортов городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и провести инвентаризацию источников загрязнения с целью установления фактического состояния экологической обстановки и разработки мер по оздоровлению природной среды региона».
Целью экологической паспортизации является определение влияния предприятий на окружающую среду, соблюдение ими природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности, разработка на основе данных паспортизации природоохранных мероприятий.
Экопаспорт предприятия позволяет вскрыть причины и источники загрязнения окружающей среды на каждом производстве, представляет данные о наличии утвержденных нормативов допустимых уровней загрязнений, дает возможность получить сведения об используемом сырье и топливе как исходных продуктах для образования в процессе производства токсических веществ. Экопаспорт позволяет получить полную экологическую характеристику производства, представив сведения о применяемых на предприятии технологических схемах и процессах, в том числе о наличии малоотходных, безотходных, водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водоснабжения, использовании доочищенных и обеззараженных сточных вод (12, с. 182).
Экопаспорт дает сведения об очистке сбросов сточных вод, об утилизации твердых отходов производства, о наличии и качественных характеристиках применяемых на предприятии технологических схем и оборудования для очистки. Полученные при паспортизации количественные и качественные данные о выбросах в атмосферу, о сточных водах и твердых отходах производства позволяют объективно определить масштабы существующего негативного воздействия предприятия в целом и его отдельных производств на окружающую среду. Экологический паспорт предприятия позволяет более оперативно анализировать состояние природоохранной деятельности предприятия, определить эффективность работы очистного оборудования, планировать его модернизацию и ремонт, обобщать основные типы и виды систем водоснабжения, канализации с целью обеспечения возможности перспективного планирования мероприятий, предусматривающих техническое перевооружение предприятия для предотвращения сброса загрязненных сточных вод, загрязнения атмосферы и рациональное использование природных ресурсов, определить реальные сроки и объемы затрат для их реализации.
Для повышения эффективности экопаспортов необходимо подготовить проект основных направлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которых позволила бы экологическому паспорту стать одним из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношение природопользователей с органами охраны природы. Экологический паспорт должен стать одним из основных документов в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, снижения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности (12, с. 184).
Одной из важных задач совершенствования экологической паспортизации является повышение эффективности использования паспортной информации. В настоящее время просматриваются следующие направления использования паспортизации:
- использование паспорта в качестве своеобразного банка различных данных о предприятии, о его влиянии на окружающую среду. Эта информация подобрана, согласована и может быть использована для составления различных новых документов, справок, для различных исходных данных. Для многих предприятий экологический паспорт вообще является единственным экологическим документом, имеющим данные для нормирования выбросов, для расчета платежей и т.д.;
- проверка воздействия предприятия на окружающую природную среду. Опыт показывает, что почти в каждом втором из представленных паспортов не согласуются количества сырья и вспомогательных веществ, воды, топлива и количества выделяющихся в производстве загрязняющих веществ. Корректировка, согласование этих материалов приводит к уточнению количества выделений загрязняющих веществ, а чаще - к уточнению количества сырья. Последнее означает, что согласованные или утвержденные нормативы в «Инвентаризациях источников выбросов...» или в томах предельно допустимых выбросов (ПДВ) не вполне соответствуют действительности. Речь идет не об ошибках в оценках количества загрязняющих веществ на 5-20%, а об отличиях на 1 -2 порядка. Таким образом, необходимость составления материальных балансов позволяет существенно уточнить выделения загрязняющих веществ, что важно и для предприятия, и для задач экологии в целом. Составление таких балансовых схем является вынужденной, но полезной для предприятия самопроверкой и сводит до минимума рассогласованность материалов паспорта;
- выявление узких мест в технологии, определение приоритетных направлений в природоохранной деятельности как предприятий, так и по региону в целом.
Использование экопаспортов с наполнением, отвечающим новым рыночным условиям управления природными ресурсами и окружающей средой, позволит решать такие задачи, как:
- обеспечение необходимой информацией всех органов системы управления охраной природы на территории Российской Федерации для оценки состояния окружающей природной среды и определения нормативов рационального природопользования и допустимых уровней загрязнения окружающей природной среды;
- обеспечение данными для проведения расчетов нормативов платы и размеров платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды в регионах;
- обеспечение информацией для заключения договоров и выдачи лицензий на природопользование;
- обеспечение сведениями, необходимыми для проведения природоохранной сертификации;
- разработка системы штрафов за загрязнение окружающей природной среды, введение системы льгот за внедрение малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, проведение работ по очистке выбросов, сбросов от вредных веществ;
- проведение единой ресурсной, сертификационно-лицензионной, налоговой и ценовой политики в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на отдельных территориях и по России в целом;
- организация экологического контроля, проведение экспертизы проектов размещения и развития производительных сил;
- разработка муниципальных, региональных и федеральных экологических программ;
- учет экологического фактора при приватизации и страховании объектов, определение экологически опасных производств;
- принятие управленческих решений органами власти и специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды (12, с. 189).
Принятие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» поставило задачу введения обязательной сертификации товаров (работ и услуг), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Данным законом Госстандарт России определен головным органом по сертификации товаров (работ и услуг), включая функции осуществления контроля за ее проведением.
В мае 1991 г. Госстандартом России была введена Система сертификации ГОСТ (ГОСТ-Р), определяющая порядок работ по обязательной сертификации, разработанная с использованием опыта зарубежных стран и международных организаций (ИСО, МЭК).
Зарубежный опыт показывал, что экологическая сертификация развивается не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с охраной природы и рациональным природопользованием. При реализации государственных программ по сертификации ряда стран создаются соответствующие органы и проводится аккредитация испытательных лабораторий для сертификационных испытаний воды, воздуха, других компонентов окружающей среды. При этом в роли органов по аккредитации могут выступать как специальные ведомства по охране окружающей среды такие, как Агентство США по охране окружающей среды (в части питьевой воды), Министерство защиты окружающей среды Финляндии (в части керамических материалов, цемента, водопровода и канализации), так и обычные министерства, как, например, Министерство торговли и промышленности Англии (в части внедрения системы экологического менеджмента).

5. АУДИТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Экологические и экономические проблемы представляют собой единую взаимосвязанную и взаимозависимую систему, на основе которой формируется методология управления охраной природы и рационального природопользования, включающая экологический менеджмент и экологический аудит. Анализ международного опыта свидетельствует о практическом применении государствами с разной степенью развития экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии (или ином объекте) с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия соответствующих решений на различных уровнях управления (от исполнительных органов государственной власти до руководства конкретного предприятия).
Ряд международных документов, в том числе Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро, рассматривают вопросы сохранения окружающей природной среды в комплексе: защита атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов, защита и рациональное использование океанов, удаление опасных отходов и пр. Логика экологического аудита, предлагаемая международными организациями, также выдерживается в духе требований последнего и других документов. Однако специфика использования природоресурсного потенциала России, а также особенность функционирования организационных структур управления природными ресурсами и охраной окружающей среды выстраивает систему, в которой превалирующим является вопрос природопользования, ресурсопользования (12).
Экологический аудит является быстро развивающимся направлением в деятельности предприятий и корпораций развитых стран, представляющим собой один из экономических инструментов в механизме управления окружающей средой в рыночных условиях. Широкое распространение экологического аудита в этих странах обусловлено ужесточением природоохранительного законодательства, невыполнение требований которого может явиться причиной серьезной финансовой угрозы производственным структурам и связанным с ними кредитным и страховым организациям. Экологический аудит помогает снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей, содействует совершенствованию регулирующих мер в области охраны окружающей среды.
В экономически развитых государствах экологический аудит начал применяться в 70-е гг. К середине 80-х гг. Международная торговая палата представила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компании нормам экологического законодательства. К началу 90-х гг. многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими компаний и коммерческих структур. Решения этих банков о выделении инвестиций принимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды. В ряде случаев крупные западные пенсионные фонды и компании в целях защиты интересов владельцев своих акций проводят экологический аудит перед принятием решения об инвестировании. Процедура экологического аудита находит применение и вводится на государственном уровне в ряде стран с переходной и развивающейся экономикой (Индонезия, Польша, Чехия, Словения и др.) В ряде стран СНГ (Украина, Беларусь и др.) также отрабатывается процедура экоаудита (12, с. 209).
В настоящее время Международная организация стандартов разработала нормы и процедуру проведения экологического аудита (сер. ISO 14000). В апреле 1995 г. вступила в силу добровольная программа «Схема экологического управления и аудита Европейского Союза» (EMAS), принятая с целью совершенствования аспектов деятельности участвующих в ней промышленных компаний за счет использования систем управления окружающей средой, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. Компании - участники EMAS, наряду с внедрением оптимальной политики управления окружающей средой, смогут использовать в своих рекламах специальную эмблему, наличие которой повысит доверие к экологической деятельности компании и увеличит ее шансы в конкурентной борьбе на международном рынке, где вопросам экологии уделяется все большее внимание.
Проблема сохранения окружающей среды и природных ресурсов России постепенно уходит с последнего места и становится предметом внимания со стороны правительства и общественности, а также промышленных кругов. Для предотвращения дальнейшего ухудшения окружающей среды, особенно на густонаселенных, урбанизированных территориях и промышленных зонах, необходимо усилить разработку мероприятий, заинтересовывающих предприятия выполнять природоохранительное законодательство. Развивающиеся в экономике Российской Федерации процессы, сопровождающие ее переход к рыночным отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требуют применения общепринятых в мировой практике соответствующих процедур, и в частности, экологического аудита.

Заключение

Экологические и экономические проблемы представляют собой единую взаимосвязанную и взаимозависимую систему, на основе которой формируется методология управления охраной природы и рационального природопользования, включающая экологический менеджмент и экологический аудит.
Экономическими источниками улучшения качества природы являются: экологические платежи, экологический аудит, экологические фонды, лицензирование и т.д.
Основные пути сохранения качества окружающей среды таковы: рост экономики должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты; экономическое развитие должно быть безопасным для среды; сделать развитие устойчивым - значит обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности; устойчивое равновесие между населением, потреблением и способностью Земли поддерживать жизнь; экологическая экспертиза до осуществления проекта; предоставлять больше ресурсов общественным группам и неправительственным организациям и больше возможностей местным учебным центрам; финансовая помощь должна предоставляться на решение экологических проблем и обеспечение основных потребностей бедных и нуждающихся.

Список литературы

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. - М.: Наука, 1993.
2. Горелов А. А. Экология. — М., 1998.
3. Кормилицын В.И., М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов Основы экологии. -  Москва, 1997.
4. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. -  М.: Логос, 1997.
5. Орлов В.П. Проблемы управления природными ресурсами. - М.: Геоинформарк, 1998.
6. Папенов К.В. Экономика и природопользование. - М.: МГУ, 1997.
7. Первушин С. Возможности предотвращения глобальной экологической катастрофы // Российский экономический журнал. – 1996. - №2. – С.84-91.
8. Плотников В. В. На перекрестках экологии. — М., 1985.
9. Экологическое право. – М.: Юрист, 1998.
10. Экология: Учебное пособие для технических вузов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др. / Под ред. Л.И.Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат,1999.
11. Экология: Учебное пособие для технических вузов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др. / Под ред. Л.И.Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат,1999.
12. Экология / Под ред А.В. Шевандрина. – М.: Юнити, 2003.

(21.1 KiB, 21 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!