Экономическая теория в МГТУ вариант 20

22 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Дайте определение рыночной структуры «олигополия». Как формируется цена на рынке олигополии.

Олигополия - это рыночная структура, в которой действу­ют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рын­ке реализуются как стандартизированные, так и дифференци­рованные продукты.

Для олигополистической фирмы характерны следующие черты: высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, (что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические фирмы используют в основном мето­ды неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались ста­бильными в течение длительного периода времени.

В отличие от других рыночных структур, не существует уни­версальной теории олигополии. Вместо этого теория олигопо­лии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятель­ствах.

Основателем теории ценообразования олигополии является французский математик и эко­номист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое ко­личество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у кон­курентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода: 1) для любой отрасли существует определенное и ста­бильное равновесие между объемом продаж и ценой товара; 2) цена равновесия зависит от числа продавцов.

Олигополистические фирмы исхо­дят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, прибли­жая ценовое поведение к чистой монополии.

Фирмы, действующие в рамках олигополистической струк­туры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая по­зволила бы координировать поведение в общих интересах. Од­ной из форм такой координации является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в спра­вочных ценах объясняются определенной фирмой, которая при­знается лидером всеми остальными, следующими в ценовой по­литике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидер­ство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

Теория олигополистического ценообразования показыва­ет, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рын­ка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдей­ствия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в зна­чительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференци­ацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкурен­ции усложняется, а ее методы становятся все более разно­образными.

2. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции, производит продукцию по цене 2 ден. единиц. Труд и капитал покупаются по цене 8 и 12 ден. единиц. Используя данные таблицы: а) определите наименьшие издержки при производстве 56 ед. продукции; б) принесет ли выпуск 56 ед. продукции максимальную прибыль.

Производственная функция и динамика результатов экономической деятельности фирмы.

ТРУД

Единица ресурса Совокупный продукт труда Предельный продукт Цена труда Общий доход Предельный доход
1 10 - 8 80 -
2 18 8 8 144 64
3 24 6 8 192 48
4 28 4 8 224 32
5 30 2 8 240 16

КАПИТАЛ

1 13 - 12 156 -
2 22 9 12 264 108
3 28 6 12 336 72
4 32 4 12 384 48
5 35 3 12 420 36

А) Каждая фирма стремится минимизировать свои издержки производства, действуя по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, издержек на применяемые ресурсы и факторы – одинаковый предельный продукт.

Издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальными, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек представить в следующем виде:

     МРа                     МРb

-------------- = -----------------, где Мра, МРb – предельный продуктфакторов

     Ра                        Рb                 Ра, Рb – цены факторов

Наименьшие издержки при производстве 56 единиц продукции будут достигнуты при предельном продукте труда = 2, и капитала = 3, так как 2/8 = 3/12.

Б) Фирма заинтересована в таком объеме производства, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимальнуб прибыль – это достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС – MR.

Используя данные таблицы, можно сказать, что максимальную прибыль фирма получит при выполнении следующего условия:

Предельный доход капитала              предельный доход труда

-------------------------------------------------------- =  ------------------------------------------------------------

                   Цена капитала                                  Цена труда

отсюда:

64/8 = 108/12                                  8 < 12

48/8 = 72/12                                     6 = 6

32/8 = 48/12                                     4 = 4

16/8 = 36/12                                     2 < 3

значит максимум прибыли фирма получит при производстве продукции в диапазоне от 52 (24 – совокупный продукт труда + 28 совокупный продукт капитала) до 60 единиц (28 – совокупный продукт труда + 32 совокупный продукт капитала). Значит при 56 единицах продукции фирма получит максимум прибыли.

3. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями QД = 2400 - 100 P  QS = 1000 + 250 P, где Q – количество обедов в день; Р – цена обеда в ден. единицах. А) Определите равновесную цену и равновесное количество проданных обедов по такой цене; б) заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 ден. единицы за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

А) Цена, при которой спрос и предложение уравниваются, называется равновесной ценой, то есть Qд = Qs

Отсюда:

2400 – 100 Р= 1000 + 250 Р

1400 = 350 Р

Р = 4 – равновесная цена

2400 – 100 * 4 = 2000          равновесное количество проданных обедов

1000 + 250 * 4 = 2000          по равновесной цене равной 4 ден. ед.

Б) При установлении администрацией цены в 3 ден. ед. за обед, произойдет следующее: Qд = 2100, а Qs = 1750, то есть спрос превысит предложение, а это приведет к дефициту товара.

4. Спрос и предложение на рынке труда.

Под спросом на труд понимается платежеспособная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе для организации и развития производства. Масштабы привлеченного труда являются результатом усилий нанимателей минимизировать издержки и максимизировать при­быль и зависят от предельной производительности труда рабочих, тех­нологического уровня предприятия, соотношения уровня цен на приме­няемые средства производства.

Вместе с тем поведение нанимателей на рынке труда зависит от макроэкономических факторов. Так, спрос на труд определяется типом HТП. Впервые концепцию о типах технического прогресса и их влия­нии на занятость выдвинул английский экономист Р. Харрод, выделяя, с одной стороны, технический прогресс, обеспечивающий экономию жи­вого труда (трудосберегающий тип НТП), а с другой - технический про­гресс, который ведет к экономии овеществленного труда в средствах производства (капиталосберегающий тип НТП).

На динамику замещения труда капиталом также влияют тенденции изменения уровня цен на рабочую силу и основной капитал. Очевидно, чем выше уровень заработной платы в экономике по сравнению с уров­нем цен на средства производства, тем больше стимулов для распрост­ранения современных форм автоматизации, применения новой техники и технологий и соответственно тем меньше совокупный спрос на труд.

Устойчивая тенденция к повышению заработной платы в промышленно развитых странах увеличивает масштабы распространения в них процессов микроэлектронной автоматизации с целью роста производи­тельности и экономии на затратах труда. В то же время относительная дешевизна рабочей силы на российском рынке труда по сравнению со стоимостью новой техники является одним из факторов, сдерживающих процесс массового высвобождения работников из производства.

Итак, в отличие от простых моделей рынка труда, в которых спрос на труд зависит от уровня заработной платы, в реальности на макро- и микроуровне действует ряд различных факторов, определяющих по­требность работодателей в рабочей силе. Предложение рабочей силы, как и спрос на труд, в первую очередь зависит от уровня заработной платы, но наслоение социально-психоло­гических, культурных и даже политических факторов делает эту зави­симость менее жесткой. Так, выбор каждого трудоспособного индивида в пользу работы или ее отсутствия зависит от индивидуальных качеств человека, отношения окружающих к обязательности труда, от нацио­нальных трудовых обычаев, культуры и религии (например, когда это касается применения женского труда), а также от социальной и налого­вой политики государства. Как показывает мировой опыт, "щедрые" социальные программы государства по поддержке малообеспеченного и безработного населения оказывают ощутимое воздействие на сокраще­ние предложения труда. В том же направлении действуют и слишком высокие ставки подоходного налогообложения, которые сокращают раз­рыв между размерами пособия по безработице и доходами за вычетом налогов, смещая предпочтения трудоспособного населения в пользу праздности.

На предложение труда в масштабе всей экономики оказывают боль­шое влияние демографические циклы. Так, за последние годы в Россия численность населения в трудоспособном возрасте неуклонно снижается, что вызвано отрицательным естественным приростом населения в предыдущие годы. Несмотря на негативный характер этих изменений, с точки зрения общества, демографический спад в некоторой степени сокращает напряженность на рынке труда, поскольку уменьшает число лиц, претендующих на рабочие места.

В каждый момент времени трудоспособное население, предлагающее свои услуга на рынке труда, делится на две группы: работающие (заня­тые) и неработающие, но активно ищущие работу (безработные). Пред­ложение труда - это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. В результа­те взаимодействия спроса на труд и предложения труда на данном рын­ке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уро­вень занятости в экономике.

5. Самолетом из пункта А в пункт Б можно добраться за 1 час. Поездка автобусом по тому же маршруту занимает 5 часов. Если авиабилет стоит 30 ден. единиц, а на автобус – 10 ден. ед., то какой способ передвижения дешевле для человека способного заработать в час 2 ед., 5 ед., 10 ед. поясните свой ответ.

А) При заработке в час 2 ден. ед. дешевле купить билет на автобус, так как правило максимизации полезности представлено в виде формулы

      МИх                МИу                    - цены товара

-------------- = -----------------

       Рх                     Ру                      - предельные полезности товара

Отсюда:

А) 2/30 = 10/10, 1/15 < 1    - дешевле на автобусе.

Б) 5/30 = 25/10, 1/6 < 5/2   - дешевле на самолете

В) 10/30 = 50/10, 1/3 < 5   - дешевле на самолете.

 

6. Дайте определение экономических и бухгалтерских издержек производства. Что входит в издержки упущенных возможностей?

Вообще в экономической науке возможны различные варианты классификации альтернативных из­держек производства. В силу этого обстоятельства прежде всего следует выделить экономические издержки и бухгалтерские издержки.

Экономические издержки представляют собой альтернативные из­держки в форме явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек. В число явных издержек входят денежные платежи собственникам фак­торов производства и промежуточных изделий. Неявные издержки оп­ределяют альтернативные издержки использования ресурсов, принадле­жащих владельцам производства. Неявные издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно исполь­зуемый ресурс при наилучшем (из возможных) способе его применения, и поэтому являются недополученными.

Бухгалтерские издержки отличаются от экономических тем, что они не включают альтернативную стоимость факторов производства, принадлежащих владельцам производства. Бухгалтерские вздержки включают только явные затраты или издержки.

Разделение издержек на экономические и бухгалтерские следует до­полнить выделением средних издержек и предельных издержек. При этом под средними издержками следует понимать издержки, приходя­щиеся на единицу выпускаемой продукции. Предельные издержки представляют собой дополнительные, или добавочные, издержки, свя­занные с производством еще одной единицы продукции.

Издержки производства независимо от их вида производны от коли­чества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства.

В издержки упущенных выгод входят недополученные по вине предпринимателя доходы (то есть, например, от несданных в аренду складов, полупустующих помещений, не пущенный в дело капитал и т.д.).

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!