Экологическое образование дошкольников

Тема 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ дошкольников.

  1. Сущность, значение экологического образования дошкольников. По­нятия, «экологическое обра­зование», «экологическое воспитание», «экологическая культура» и др., (экологическая воспитанность).
  2. Задачи экологического образования дошкольников в ДОУ
  3. Отличие традиционной природоведческой работы от экологической.
  4. Три современных подхода к экологическому образованию детей. Сущность аксиологического и деятельностного  подходов к экологическому образованию.

 

 

  1. Сущность, значение экологического образования дошкольников. По­нятия, «экологическое обра­зование», «экологическое воспитание», «экологическая культура» и др., (экологическая воспитанность).

 

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосред­ственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в сово­купности практический и духовный опыт взаимодействия человечест­ва с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу лич­ностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фунда­мент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах дейст­вительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

В классической экологии центральными понятиями являются: взаи­модействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функ­ционирование экосистемы - сообщества живых организмов, прожи­вающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообще­ство организмов и среда, человек и среда.

Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаи­модействовать с природой.

Большинство исследователей, рассматривая феномен эколо­гической культуры, опираются на подсистемы понятия, в каче­стве которых выступают экологическое мышление, экологичес­кое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. эко­логическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мысли­тельный акт для решения конкретной экологической задачи. Че­ловек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т. е. мышление определяет действие, поведение, конк­ретную деятельность.

Экологическое сознание — это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель­ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо­действии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про­гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по­следствия воздействия человека на природную среду. Неслучайно исследователями выдвинута модель «опережающего образования» (А.Д.Урсул и др.), в рамках которого создается некий идеал: на него ориентируется образовательный процесс — от прошлого к настоящему и в направлении к будущему.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

 

 

  1. Задачи экологического образования дошкольников в ДОУ

 

Цель экологического образования дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в сово­купности практический и духовный опыт взаимодействия человечест­ва с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи экологического образования - это задачи создания и реали­зации воспитательно-образовательной модели, при которой достига­ется эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следую­щему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овла­дение методами экологического воспитания, совершенствование эко­логической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

 

 

  1. Отличие традиционной природоведческой работы от экологической.

 

Экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в на­стоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознаком­ление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориен­тировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить разли­чать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В по­следнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску. Таким образом, главное отличие экологической работы от традиционной природоведческой состоит в том, что в рамках первой детей научали природоведческим знаниям, в рамках же экологической работы – у детей вырабатывают гуманное отношение к природе.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в при­роде или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию усло­вий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в приро­де), а также деятельность по восстановлению предметов (починка иг­рушек, книг и др.);
  • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами расти­тельного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласка­ние, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с живот­ными);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказыва­ниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитив­ной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осу­ществляются с учетом потребностей живого существа и не носят дест­руктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
  • обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  • наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержа­ния - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Можно выделить (условно) четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повы­шению уровня экологической воспитанности детей, развитию эколо­гической направленности их личности.

«Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ» - главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений.

Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окру­жающей средой.

«Метод отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомст­во с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литератур­ных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить пред­ставления детей, полученные при непосредственном контакте с приро­дой.

«Словесно-литературный метод» выделяется в самостоятельный из «метода отраженной природы» в силу большой специфики речевой деятельности.

Данные методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-мастером они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.

 

 

  1. Три современных подхода к экологическому образованию детей. Сущность аксиологического и деятельностного  подходов к экологическому образованию.

 

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное зна­ние позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и который отражает антропоцентрические тенден­ции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаи­модействие человека с природой, среду его обитания, соответствует рос­сийской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном дет­стве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогиче­скими отечественными исследованиями. В этом случае содержание эко­логических знаний охватывает следующий круг:

  • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
  • многообразие живых организмов, их экологическое единство; со­общества живых организмов;
  • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечиваю­щая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельно­сти человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановле­ние природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зави­симостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первона­чальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функциони­рования различных органов, контактирующих с внешней средой. Вы­ращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом явля­ется рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и живот­ных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизнен­ной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни. Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяю­щие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и исполь­зование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материа­лов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразо­вательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают мо­менту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

 

Сущность антропологического подхода (по В.А. Сластенину). Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки про­исходящих событий, постановки задач, поиска и принятия реше­ний и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различ­ными, хотя и взаимообусловленными, подходами — практиче­ским и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вы­зван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель позна­ния закономерностей действительности.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педаго­гическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жиз­недеятельности человека определяется направленностью активно­сти личности на осмысление, признание, актуализацию и созда­ние материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и позна­вательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и прак­тикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребно­стей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества.

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos —учение) — философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира.

 

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходи­мости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
  • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диа­лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных ас­пектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, челове­ческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ори­ентация философии образования создает прочную основу будуще­го человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным сред­ством развития гуманистической сущности человека.

 

 

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность - ос­нова, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом ис­следовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельность - это целесообразное преобразование людьми ок­ружающей действительности. Исходной формой такого преобразо­вания является труд. Все виды материальной и духовной деятельно­сти человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявля­ясь как субъект своего развития.

Однако признание факта, что в деятельности личность форми­руется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Послед­ний требует специальной работы по выбору и организации дея­тельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъ­екта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

На мой взгляд, отличия деятельностного подхода к экологическому образованию дошкольников от аксиологического состоит в следующем:

  1. С позиции аксиологического подхода – природа – это ценность, следовательно, целью экологического образования детей является формирование ценностного отношения к природе, к экологическим системам. С позиции деятельностного  подхода  - природа – это объект деятельности ребенка, где можно ставить различные эксперименты, вести активную деятельность.
  2. Но с другой стороны, правильно педагогически организованная деятельность ребенка в природе позволяет формировать у него ценностное отношение к природным богатствам.

Следовательно, эти два подхода  в экологическом образовании необходимо использовать в совокупности.

 

Задания

  1. Выделить отличия аксиологического и деятельностного подхода

 

На мой взгляд, отличия деятельностного подхода к экологическому образованию дошкольников от аксиологического состоит в следующем:

  1. С позиции аксиологического подхода – природа – это ценность, следовательно, целью экологического образования детей является формирование ценностного отношения к природе, к экологическим системам. С позиции деятельностного  подхода  - природа – это объект деятельности ребенка, где можно ставить различные эксперименты, вести активную деятельность.
  2. Но с другой стороны, правильно педагогически организованная деятельность ребенка в природе позволяет формировать у него ценностное отношение к природным богатствам.

Следовательно, эти два подхода  в экологическом образовании необходимо использовать в совокупности.

 

  1. Дать характеристику подхода к экологическому образованию детей, который используется в вашем ДОУ

В нашем ДОУ в экологическом образовании детей используется деятельностный подход.

Функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.).

 

 

  1. Дополнительная литература по теме семинара
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000.
  3. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9.
  4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дать характеристику подхода к экологическому образованию детей, который используется в вашем ДОУ

 

В нашем ДОУ  в экологическом образовании детей используется интегративный подход

В ДОУ создана система работы по экологическому образованию, предполагающая тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Педагог-эколог координирует работу всех педагогов. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования.

 

 

 

 

  1. Дополнительная литература по теме семинара
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 45-49.
  3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7.- С. 3-9 /
  4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  5. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 18-20.

 

 

 

 

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!