Эффективность электронной коммерции

22 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение           2
1. Определение и содержание термина «эффективность электронной коммерции»          3
2. Способы расчетов в системах электронной коммерции   6
3. Основные виды платежных систем электронной коммерции  10
Заключение          19
Список литературы         20

Введение

Электронный бизнес - относительно новое явление, однако он уже успел пережить и этап радужных надежд, на котором его называли экономическим чудом, и этап разочарований, когда его считали пустой тратой денег. Сегодня, когда схлынули эмоции и остались сухие факты, можно уверенно сказать, что электронная коммерция стала полноправным каналом продаж.
Электронный бизнес подчиняется тем же экономическим законам, что и традиционный, оффлайновый бизнес, термин "электронный" лишь отражает его технологические особенности. Даже самые высокие технологии не в состоянии изменить основы бизнес-процессов, но они добавляют в реальный бизнес преимущества виртуальной среды, такие, как интерактивность, мгновенность реакции, полнота информации, доступность в любое время.
В середине 90-х годов главными целями создания Интернет-проектов были привлечение внимания инвесторов и быстрая продажа. Сегодня в электронной коммерции, как и в любом другом бизнесе, основное внимание уделяется потребителю. Онлайн-магазины стараются предугадать его потребности, обслужить наилучшим образом и сделать своим постоянным клиентом. В результате все большее количество покупателей отдают предпочтение
Интернет-магазинам как удобному процессу выбора товара и совершения покупки, обеспечивающему экономию времени, полноту информации и широкий ассортимент. Сегодня рост онлайн-продаж даже опережает рост розничной торговли и составляет 40% в год. В связи с этим встает проблема увеличения эффективности электронной коммерции и повышения надежности платежных систем.

1. Определение и содержание термина «эффективность электронной коммерции»

В настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция».
Одно из наиболее часто встречающихся определений электронной коммерции выглядит следующим образом: электронная коммерция - это обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по бизнесу. Я буду пользоваться именно этой формулировкой. Также будут считаться эквивалентными понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля», хотя некоторые авторы склонны придавать различное значение этим терминам (1).
Электронная коммерция представляет собой средство осуществления и поддержки таких изменений. В глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.
Эффективность электронной коммерции - сложная экономическая категория, в которой отражается действие многих объективных экономических законов и показана одна из важнейших сторон общественного произ¬водства - его результативность.
Повышение эффективности электронной коммерции является одной из актуальнейших проблем, успешное решение ее дает огромные возмож¬ности для дальнейшего развития экономики страны и повышения уровня жизни населения.
Формы проявления эффективности можно сгруппировать следующим образом:
- по функциональным подсистемам - технологическая, эконом¬ческая, социальная;
- по уровню структуры народного хозяйства - народнохозяйственная, отраслевая, на уровне фирмы;
- по отражению затрат (ресурсов) - эффективность затрат труда, применяемых ресурсов;
- по форме идентификации эффективности - абсолютная и сравнительная.
Повышение эффективности электронной коммерции обусловливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества.
С одной стороны, повышение эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции и т.д. (3)
С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения эффективности производства. Накопленный за годы реформ опыт, развитие науки, а также возрастающая заинтересованность в высоких конечных результатах в условиях рыночных отношений позволяют наращивать объемы производства продукции, снижать издержки и повышать прибыльность.
Экономическая электронной коммерции производства означает результативность, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.
При рассмотрении вопроса об эффективности электронной коммерции необходимо иметь в виду, что эффект и эффективность - понятия неоднозначные. В наиболее общем виде в форме эффекта выступает его функция - конечный результат, который получает свое воплощение непосредственно в объеме произведенных материальных ценностей, экономии затрат и т.д.
Однако как бы не был важен эффект, сам по себе он недостаточно характеризует коммерческую деятельность, так как не показывает, ценой каких затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разным уровнем использования ресурсов (затрат) и, наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому необходимо сравнивать достигнутый эффект с теми затрата¬ми (ресурсами), с помощью которых он получен.
В наиболее общем виде экономическая эффективность представляет собой сопоставление двух величин: абсолютной величины эффекта с абсолютными величинами затрат и ресурсов.

2. Способы расчетов в системах электронной коммерции

Традиционно для оплаты товаров и услуг через интернет использовались кредитные карты. Но на сегодняшний день новым общепринятым способом расчетов в онлайне становятся электронные деньги различных платежных систем, которые быстро теснят все другие способы оплаты.
Основные недостатки кредитных карт хорошо известны. Во-первых, реквизиты кредитки легко могут быть украдены, из-за чего интернет наводняется мошенническими платежами. Второй недостаток заключается в том, что платеж по кредитной карте её хозяин может отозвать (сделать чарджбек), и банк, как правило, подчиняется этому требованию. Для продавцов это подобно катастрофе: им приходится возвращать деньги, они несут убытки и поэтому вынуждены повышать комиссию на прием оплаты с кредитных карт, чтобы покрыть свои расходы по возвратам. В этой ситуации защищенные и безотзывные электронные деньги, такие как WebMoney, являются панацеей от всех бед, как для продавцов, так и для простых пользователей (покупателей) (7).
На Западе процесс внедрения электронных денег ушел далеко вперед. Там, к примеру, деньги систем E-Gold и PayPal стали чем-то вроде официальных денежных валют Сети. Ежедневно через счета крупных фирм и простых пользователей в этих системах проходят сотни тысяч долларов: с помощью E-Gold и PayPal покупается оборудование, автомобили, сдаются в аренду помещения и т.д. И это считается вполне нормальной практикой. Не говоря уже о чисто сетевых операциях типа покупок в интернет-магазинах и аукционах или оплаты услуг хостинга. В странах xUSSR, конечно, ситуация немного иная. Но и здесь электронные деньги становятся обычным делом для людей, проводящих много времени в Сети. Особенно популярна система На сегодняшний день электронные деньги различных платежных систем стали чуть ли не общепринятым способом расчетов в онлайне. На Западе, конечно, этот процесс ушел далеко вперед. Там, к примеру, деньги систем E-Gold и PayPal стали чем-то вроде официальных денежных валют Сети. Ежедневно через счета крупных фирм и простых пользователей в этих системах проходят сотни тысяч долларов: с помощью E-Gold и PayPal покупается оборудование, автомобили, сдаются в аренду помещения и т.д. И это считается вполне нормальной практикой. Не говоря уже о чисто сетевых операциях типа покупок в электронных магазинах или оплаты услуг хостинга.
Российский рынок интернет-платежей по-прежнему находится на стадии становления, несмотря на то что сегодня на нем представлены многочисленные системы, предлагающие различные способы расчетов в онлайновых магазинах: от традиционной оплаты наличными или с помощью пластиковой карты до использования электронных денег - e-money.
Традиционный подход предусматривает возможность банковского перевода или оплату наложенным платежом — в случае доставки товара по почте или курьерской службой, причем прибывший курьер может принять оплату и по кредитной карте. Эти способы получили в настоящее время очень широкое распространение и, по мнению большинства покупателей, считаются самыми надежными (6).
Современные разработки в области электронной коммерции позволяют осуществлять онлайн-платежи двумя способами: посредством пластиковых карт и через специальную систему интернет-расчетов.
Среди известных систем, где применяется первый вариант, можно назвать Cyberplat, Assist, Instant! и Russian Shopping Club. По данным исследовательских источников, первые две являются лидерами на российском рынке интернет-платежей: Cyberplat обслуживает 160 онлайновых торговых точек, а партнерами Assist являются более чем 200 магазинов розничной торговли.
Основное преимущество вышеперечисленных систем заключается в том, что для получения кредитной карты не требуется открытие нового банковского счета. С другой стороны, рынок кредитных карт в России еще только развивается. Пользование кредитной картой — услуга недешевая и, следовательно, труднодоступная для россиянина со средним достатком. Еще одно препятствие, которое существенно ограничивает использование кредитных карт в сети - проблема безопасности онлайн-транзакций, поскольку конфиденциальная информация может быть похищена хакерами взломщиками (злоумышленниками).
Задача интернет-платежных систем - обеспечить анонимность процедуры оплаты, а также сделать ее проще и дешевле. Две широко известные системы такого типа - PayCash и WebMoney. После перевода определенной суммы в систему, пользователь получает эквивалент в форме "электронных денег", которые хранятся в "электронном бумажнике" на жестком диске компьютера клиента или специальных смарт-картах.
Вместо электронной наличности некоторые системы работают с банковскими счетами, на которые пользователь может разместить депозит путем банковского перевода или покупая специальные пластиковые карты. Примером такой системы служит CreditPilot. Запущенная в апреле 2001 года, она является новичком на российском рынке интернет-платежей.
Превосходство электронных платежных систем заключается в сравнительном удобстве и высокой скорости проведения расчетов, позволяющей совершить онлайн-покупку в течение нескольких секунд. Вместе с тем использование электронных денег и виртуальных карт влечет за собой риск финансовых потерь в результате выхода из строя компьютера или карты. По мнению экспертов, еще одна опасность кроется в несанкционированном списании средств с онлайн-счетов за товары и услуги.
Некоторые банки эмитируют собственные пластиковые карты, предназначенные исключительно для оплаты покупок через Интернет и обеспечивающие предельно высокий уровень безопасности. Так, ГУТА Банк выпустил VISA E-c@rd, а Альфа-банк - Eurocard/MasterCard Virtual Card. Не так давно появилось еще одно платежное средство для виртуальных расчетов - пластиковая карта e-port, которая принимается к оплате в 30 интернет-магазинах (6).
И хотя по сравнению с европейскими странами число людей в России, пользующихся онлайновыми финансовыми услугами сравнительно мало, российские платежные интернет-системы сталкиваются с теми же проблемами что и их западные аналоги: клиенты не чувствуют себя защищенными, и поэтому неохотно предоставляют любые данные личного характера свойства при заполнении онлайновых форм.
По результатам исследования, проведенного в этом году компанией META Group в 47 странах, Россия оказалась на 36-м месте по степени развития электронной коммерции. В нем российский сектор B2C охарактеризован как "все еще далекий от подлинного по причине неудовлетворительного состояния телекоммуникационной инфраструктуры и недоступности кредитных карт". Согласно данным META Group, в России ежегодно выпускается всего 1,2 кредитных карт на 1000 человек населения (45-е место в мире по этому показателю, а по безопасности проведения операций и вовсе последнее).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!