Духовность: ее сущность и содержание

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Духовность, выраженная, прежде всего, в совокупности всех яв­лений и процессов сознания, является важнейшей стороной всего того, что происходит в обществе, что делают и чем живут люди, и потому она выступает основанием жизни и деятельности как общест­ва в целом, так и отдельного человека.

Духовность предстает одним из основных измерений человечес­кой личности, одной из ее характеристик, которые можно различать на физическое (телесное), душевное и духовное.

Емкость и универсальность понятия духовности создает опре­деленные сложности в её трактовке. Понимание духовности во мно­гом определяется контекстом её рассмотрения, применяемого поня­тийного аппарата и решаемой познавательной цели.

В обыденной жизни под духовностью представляют "качество, проявляющееся в интеллигентности, в благородстве мыслей и действий, в высокой культуре чувств и поведения".1

Духовность с религиозной точки зрения предстает как выпол­нение заповедей, отраженных в священных текстах: накормить, на­поить, согреть, утешить и т.д. В данном случае духовность предс­тает как устремление человека вовне, к высшему, к вечному, а нравственность (реальное проявление духовности) - в виде упорядо­чивания отношений людей друг с другом. Духовность выступает вер­тикалью, а нравственность - горизонталью духовных стремлений че­ловека.

Несмотря на то, что многие содержательные аспекты духовнос­ти находят свое отражение в религиозных постулатах, ее нельзя сво­дить исключительно к религиозной сфере, поскольку ценности мо­рально-этического плана намного шире, богаче и значительнее.

В самом широком плане духовность можно рассматривать как возможности индивида в раскрытии предметного содержания челове­ческой деятельности. Такое видение дает основание трактовать ее как "способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое познание вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и интересы".[1] Однако в этой и подобных вариантах на первый план в характеристике духовности выступает не определенное качественное состояние, а деятельная способность человека[2].

В узком смысле слова под духовностью подразумевают возмож­ности человека управлять самим собой, своим поведением и осмыс­ленно регулировать свою деятельность. Так, с точки зрения И.В.Силуяновой духовность - это "управление собой с целью дости­жения максимальной независимости" от действительности, от комп­лекса жестких материальных условий для "сопротивления и активно­го воздействия на них с помощью жизненных идеалов и ценностей"[3]. Но в такой формулировке совершенно теряется своеобразие и специ­фичность данного понятия, которая низводится до уровня фактора обеспечения жизнедеятельности человека.

В научной литературе при раскрытии понятия "духовность" присутствуют разные точки зрения, вычленяющие тот или иной ее аспект.

Духовность принято рассматривать как первоначальный интел­лектуально-творческий потенциал человека. Здесь внимание ориен­тировано на вычленение таких признаков как "стремление к истине (потребность познания), стремление к другому (потребность "для другого"), субъективное бескорыстие, развитая чувственность, сострадание, размышление над смыслом жизни, богатство и величие духа"[4]. В данном случае вполне резонно выделение в духовности таких ее аспектов, как: "отношение к знанию", "осознание челове­ком себя в мире", "просветленная разумом воля человека", его устремленность к высшему[5].

Духовность составляет основу развития основных форм общест­венного сознания, таких как: наука, искусство, мораль, связанных с процессом становления вторичных, производных форм общественно­го сознания: философии, права, религии, политики и т.д.[6] С.Н.Се­менов отмечает, что развитие базовых форм сознания происходит посредством появления новых продуктов духовной деятельности, как результатов духовного освоения мира, а не через переосмысливание уже достигнутого. Предметом анализа выступает определенная пространственно-временная и ограниченная по смыслу действитель­ность. Производные формы сознания возникают из базовых и направ­лены на разрешение проблем не только действительного и возможно­го, но и незавершенного бытия[7]. В данном случае ее качественной характеристикой выступают целостность, неискаженность, единство и специфичность развития форм общественного сознания, как особых типов духовного освоения мира.

Достаточно интересной представляется позиция В.Г.Федотовой. По ее мнению духовность "есть нравственная характеристика сознания (как и поступка, дела жизни) или, точнее, характеристи­ка его разнокачественности", представленная эстетизмом, теоре­тизмом, эмпиризмом, религиозностью и "в перспективе своего раз­вития предполагающая движение к целостности и единству истины, добра и красоты"[8]. Как мы видим, такая трактовка позволяет вы­делить в духовности способности человека осознавать ценности и идеалы гуманистического порядка, при этом делая акцент на само­сознании и стремлении к высшему.

В духовности аккумулированы общечеловеческие ценности. Ее истоки и основание - проблема исторической, историко-философской и нравственной памяти. Именно в ней заключен неиссякаемый родник духовно-нравственного содержания сущности человека. Американский философ Г.Парсонс духовность увязывает с аксеологическим отноше­нием человека к миру, с производством ценностей. У него этот фе­номен отождествляется с творчеством ценностей[9].

Следует отметить, что в понятии духовности содержится идея социального, нравственного, религиозного, экологического, говоря в целом, общекультурного норматива действия, образующая основу мотивационной деятельности[10].

Как можно заметить, в существующей разноголосице суждений и мнений при определении духовности вычленяются те или иные ее стороны и понимание этого феномена во многом обуславливается контекстом, в русле которого рассматривается его смысловое со­держание, применяемый категориальный аппарат, ориентированность на решение конкретных задач. На наш взгляд, наиболее приемлемой выступает позиция выде­ления духовности как принципа самостроительства человека, как выход к высшим ценностным ориентирам и конструированию личности и ее менталитета, как призыв к свершению того, что не совершается естественно-биологическим путем. По большому счету - это спо­собность перевода универсума внешнего бытия во внутреннюю все­ленную личности на этнической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождест­венность человека, его свобода от жесткой зависимости перед пос­тоянно меняющимися жизненными ситуациями. Духовность позволяет прийти к своего рода смысловой космогонии, соединению образа ми­ра с нравственным законом личности.

В нашем рассмотрении духовность выступает в качестве социокультурного феномена. Социокультурность представляет собой специфическую форму бытия или реальности, в сфере действия которой выступают смыслополагание, ценность и нормы. Символический, смысло­вой компонент определяет степень социокультурности явлений физи­ческих, биологических и социальных форм бытия. Смысл, ценность и социокультурная значимость могут карди­нально изменить саму природу неорганических, органических и со­циальных явлений. Так, скульптурная фигура Венеры Милосской, лишенная ценности и значимости, теряет свой смысл и превращается в простой кусок мра­мора с определенной геометрической формой и физическими свойс­твами. Поэтому, не случайно в раннем средневековье, когда кресть­яне находили античные скульптуры, то их они разбивали и исполь­зовали в качестве строительного материала. В то же время Черный камень - Аль-хаджар уль-асвад, упавший по преданию с неба, в храме Каабе представляет для приверженцев ислама особую религи­озную ценность. Разность смыслового содержания может по-разному трактовать эротику, изнасилование, прелюбодеяние и супружескую измену.

Ценностно-смысловой, социально-значимый фактор детерминирует смыслополагание социальной деятельности. Так, сотрудник правоох­ранительных органов постоянно жертвует собой в борьбе с преступ­ником за жизнь совершенно незнакомых ему людей не только в силу профессионального, служебного долга, но и морально-этического.

Возникновение и развитие смысловых структур создает комп­лекс явлений, характеризуемых как духовность. Гуманитарный поиск смысловых соответствий пронизывает все её содержание, основу ко­торой составляет понятие человечность. Критерием последней выступают такие понятия как гуманность, ненасилие, идея справедливости, развитости человека и т.д. Проявление их в пространственно-временных границах имело свою специфику и особенности. Например, духовность европейского средневекового общества была пронизана абсолютной идеей христианской веры. Религии были подчинены философия, экономика, политика, право, мораль и даже искусство. Архитектура и скульптура, живопись и музыка, литература и драматургия несли в себе религиозный христианский характер. Средневековое право и мораль выступали выразителем божественного и естественного в абсолютных данных Богом десятью заповедях и Нагорной проповеди. Более того, каноническое право дополняло светское. Для этого периода времени характерным было теократическое направление, причем власть церкви признавалась выше светской. Не только простые смертные, но даже короли и правители боялись отлучения от религии. Вся сущность, бытие средневекового человека, его духовное начало определялись безусловностью веры в догматы церкви, обязательностью неукоснительного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Любой отход от всего этого расценивался со стороны большинства членов общества как отход от общепринятых ценностей, норм и было достойным порицания.

Основополагающим началом духовности эпохи Возрождения стало провозглашение принципа веры в безграничные возможности челове­ка, возвеличивания его личностных качеств, ума, творческой энер­гии, предприимчивости, чувства собственного достоинства, воли и образованности. Своеобразием духовности этого периода в развитии человечества стало удивительное сочетание признания человека как творца самого себя и своей судьбы и в то же время отсутствие понимания ценности человеческой жизни. Убийство человека в это время не являлось особо тяжким грехом.

Всякая деятельность людей, так или иначе, несет в себе "отпечаток" духовности. Понятия человек, деятельность и духовность составляют неразделимое единство. Осознание человеком самого себя, роли и места в социальной действительности происходит в процессе опредмечивания, овеществления, реа­лизации, материализации своей духовности. Посредством преобразо­вательной, социально-значимой деятельности идеалы человеческого духа трансформируются в материальную, осязаемую социальную реальность. Человеческая духовность - это не только идеальные ценности, нормы, цели, знания, но и мир мотиваций, различные оттенки обы­денного сознания и самые различные духовные состояния, начиная от депрессии и разочарования и заканчивая творческим экстазом. Мир человеческой духовности безбрежен. Созидающая творчес­кая деятельность человека, продукты этой деятельности выступают причиной и следствием, мерой богатства и разнообразия человеческой духовности.

Духовность, определяя деятельность человека, в то же время сама является её производной. В продуктах (результатах) духовной деятельности находят отражение не только идеальные компоненты духовной культуры (знание, сознание, социальный опыт), но и оттенки духовных состояний человека, психологическая, эмоциональная сторона самочувствия человека от оптимизма до пессимизма, от альтруизма до эгоизма, радости и печали.

С прагматической точки зрения духовность можно рассматри­вать как нравственность. В характеристике личности сотрудника правоохранительных органов она предстает как нравственная культура, которую можно определить как совокупность духовных и материальных ценностей, составляющих содержание нравственной действительности. В целом нравственную культуру личности составляют нравственная мудрость, способность обеспечения оптимальности, всестороннего и гармонического нравственного развитии личности, готовности к свершению достойных поступков в любых ситуациях, в том числе и в чрезвычайных.

Таким образом, духовность увязывает воедино все стороны челове­ческого бытия в нечто целое, объединяя их на основе общих зна­чимых для всех принципов, выводя их из самозамкнутости и способствуя самореализации личности как творческого начала.

1 Уледов А.К. Духовное обновление общества. -М., 1990. -С.16.

[1] Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. -М., 1986. -С.28.

[2] См.: Федотова В.Г. Душевное и духовное //Философские на­уки, 1988. -N 7. -С.50-50.

[3] Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности //Философские науки, 1990. -N12. -С.102.

[4] См.: Симонов П.В., Ефимов П.Н., Вяземский Ю.П. Происхож­дение духовности. -М., 1989. -С.7-8, 16-22.

[5] Шердаков В.Н. Добро-истина-красота. -М., 1984. -С.28.

[6] Семенов С.Н. Формы общественного сознания как специфи­ческие типы духовного освоения мира //Проблема духовности в сов­ременном обществознании. -Уфа, 1989. -С.22.

[7] Семенов С.Н. Возможно ли разрешение "последних вопро­сов" //Духовность: традиции и проблемы. Межвуз. сб. научн. ст. -Уфа, 1991. -С.45-46.

[8] Федотова В.Г.  Практическое и духовное освоение действи­тельности. -М., 1991. -С.99.

[9] Парсонс Г. Человек в современном мире. -М., 1985. -С.194.

[10] Шитков Б.В. Категория "дух" и духовность в контексте культурно-исторических и национальных традиций //Проблема духов­ности в современном обществознании ... -С.40.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!