Духовно-нравственные аспекты в деятельности правоохранительных органов

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Духовность проявляется в интеллектуальной и эмоциональной сторонах жизни людей и характеризует высший уровень приобщенности личности к высшим гуманистическим ценностям. Основу духовности составляют идеалы, отражающие естественные права и свободы человека, которые не детерминируются утилитарными жизненными потребностями.

Наряду с верой личности в общечеловеческие ценности в духовности следует выделять и действия направленные на наполнение духовных ценностей конкретным содержанием.

Содержание духовности раскрывается в конкретных поступках и действиях. В самом высшем плане это проявляется не только в готовности к жертвенности, но в самом акте самопожертвования. Применительно к действиям сотрудников правоохранительных органов - это сознательная готовность служения народу и Отечеству, обеспечение законности и правопо­рядка.

Во взаимоотношениях же социального целого сфера духовного имеет не абстрактное,  а конкретно-практическое  значение.  Ведь именно в рамках и посредством духовных поисков и факторов проис­ходит определение смысла и цели той или иной деятельности, в том числе и правовой,  осуществляется самосознание и самоопределение как личностного, так и социально-группового действия. Именно характер этого самоопределения в большей степени обуславливает результаты. Поэтому духовная сфера в определенном  смысле  более "практична", чем другие - такие, как социальная или политичес­кая. Часто небольшие и не всегда отчетливо прослеживаемые изме­нения в духовной сфере могут обуславливать кардинальные сдвиги в общественном сознании, социальной практике. В частности, наблюдаемый резкий  рост насильственной преступности обуславливается не только социальными фактами, но и духовно-нравственными.

Духовная динамика оказывает чрезвычайно важные воздействия на правоотношения, содержание и формы социальных девиаций как прямым, так и косвенным образом. Основными элементами духовности выступают, прежде всего, идеи, взгляды, ценности, нравственные принципы и нормы, которые реально определяют поведение человека и социальных групп.  Посредством их осуществляется опосредованное влияние на содержание и характер правопорядка.

Среди комплекса причин, предопределивших рост преступности в российском обществе, следует назвать, в том числе, произошедшее в 1980-90-е годы существенное ослабление духовного начала в жизни человека и общества. Существенным моментом, наряду с отсутствием форм и методов борьбы с организованной преступностью, стало отсутствие противодействия криминогенному влиянию деформаций в духовно-нравственной сфере, хотя присущие именной этой сфере компоненты предопределяют формирование ценностных ориентаций людей и противодейс­твие криминальной субкультуре.

Одной из важнейших проблем современного состояния общест­венного развития является низкий уровень правосознания. Правовой нигилизм стал характерным не только для граждан вообще, но и для сотрудников правоохранительных органов в частности. На историческом фоне традиционного нигилизма рос­сийская интеллигенция, призванная отстаивать интересы властных структур и определяющая процесс формирования общественного соз­нания, как правило, занимала позицию противника официальной власти, проявляя весьма слабый интерес к вопросам права, что в целом, несомненно, отразилось на общем уровне правосознания. Дефицит правосознания был обусловлен и тем, что право в отечественной социальной действительности не было адекватно традиционному, европейскому пониманию как самоутверждение автономной личности, так как в российской истории практически не нашел реализации принцип полной частной собственности.

В новых политических, экономических и правовых условиях ха­рактерным для большинства людей стало неадекватное восприятие новых ценностей, присущих для периода "дикого рынка" с культивированием обстановки вседозволенности, что нашло отражение в массовом сознании как неограниченность возможностей в приобрете­нии экономических и иных социальных благ любой ценой, в том чис­ле и противоправными действиями. Роковую роль сыграл принцип "разрешено все, что не запрещено законом", предназначенный для отдельных отраслей законодательства, а не для универсального применения в общественной жизни. Этот принцип был понят букваль­но: не существует отныне нравственных запретов, а при отсутствии юридических запретов, позволительно все. В итоге, общество захлестнула волна бездуховности и следствием, выражаясь языком криминальной субкультуры, стал правовой беспредел.

Просчеты в проведении курса социально-экономических реформ, отсутствие сбалансированного, выверенного экономического, поли­тического курса, привели к разрушению привычной шкалы социальных ценностей, к дезориентации общественного сознания, росту право­вого и нравственного нигилизма. В свое время В.О. Ключевский, анализируя реформаторскую деятельность Петра I, отмечал, что проведение неподготовленных должным образом реформ, осуществляемых внезапно, без социального согласия приводит к разрушению значи­тельной части моральных устоев общества[1].

В характеристике духовного состояния современного российского общества представляется возможным исходить из признания следую­щих основных факторов:

- результатом мощных идейно-политических кампаний по диск­редитации существовавших ценностей социального порядка стала ут­рата в общественном сознании общепринятых духовных, нравственных ценностей. Основательно был дискредитирован облик правовых инсти­тутов;

- отказ от прежней идеологии не сопровождался деятельностью по созданию новой идеологии и разработки стратегии реформирова­ния страны, понятной и воспринимаемая народом. Политическая ли­ния власти и, в особенности правовая ее составляющая, оказались лишенными своих оснований, целевых и смысловых ориентиров;

- традиционная для российской культуры направленность на коллективизм, равенство, справедливость, социальное иждивенчество по отношению к государству (образование, рост культурного потенциала, медицинское обслуживание, социальные гарантии и т.д.) начала изменяться в сторону индивидуализма, культивирования надежды только на свои силы, характерную для обществ с полной частной собственностью и свободной, неконтролируемой государством конкурентностью, характерного для периода первоначального накопления капитала.

Важным аспектом духовности выступает моральное единство це­лей и средств (недостойные средства делают самую возвышенную цель недостойной); предоставление возможностей индивиду в развитии его способностей; оценка окружающего мира с позиций интересов человека.

Профессионально-нравственная культура предполагает собой определенной качество профессиональной деятельности, охватывающую как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизм социальной регуляции и саморегуляции.

В области профессионально-нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов это проявляется в единстве общечеловеческих (естествен­но-правовых) и специфически-профессиональных требований, характеризующих как способ, так и результат деятельности. В данном случае специфика деятельности обуславливает соотношение целей и средств, определяемых наличным уровнем нравственного сознания.

Одна из особенностей профессионально-нравственного сознания сотрудника правоохранительных органов выражается в том, что каждый раз ему приходится решать вопрос о границах использования слабостей, пороков, ду­ховных качеств правонарушителя в интересах установления истины. Особенно в оперативно-розыскной деятельности проявляется осуществление принципа "наименьшего зла", когда происходит обоснование средств достижения ценностями более высокого порядка.

Для нравственной культуры сотрудника правоохранительных ор­ганов чрезвычайно важным представляется понимание того, что он выступает не от своего собственного имени, а от имени государства, общества, важнейшей ценностью которых является справедливость.

Нравственно-профессиональную культуру можно условно разделить на несколько уровней с присущими для каждой из них характеристиками:

1) низкий уровень, когда отсутствуют элементарные моральные заповеди, нарушаются как общепринятые, так и специальные (про­фессиональные) нравственные нормы и принципы;

2) "мозаичная культура", включающая в себя фрагменты мораль­ных знаний, соседствующих с нравственными поступками, совершае­мыми под влиянием общественного сознания (обстановка вседозво­ленности, стяжательства и т.д.), либо под давлением социального порицания (приказ, указание, "телефонное право" и т.п.), или в силу профессиональных традиций и обычаев;

3) рациональный, характеризующийся прагматическим отношением к моральным нормам и принципам, их поверхностным усвоением, без интериоризации, без перевода во внутренние убеждения;

4) эмоционально-экспрессивный, предусматривающий наличие обостренного нравственного чувства добра и зла, справедливости и несправедливости, но недостаточных для претворения их в соци­альную практику;

5) высокой зрелости, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве и согласии с богатством чувств и практическими действиями по их воплощению.

Источником приращения духовно-нравственного потенциала лич­ности сотрудника правоохранительных органов на современном этапе может стать возрожде­ние на новых основаниях работы по формированию устойчивых духов­но-нравственных качеств в развитии личности профессионала. Под этими качествами, прежде всего, выступают служение Отечеству, народу, наличие профессиональной чести и достоинства. Развитие ду­ховно-нравственного сознания должно осуществляться не на копировании чужого опыта, а продолжением и развитием своего, позитивного, отечественного опыта, основанного на российском менталитете. При этом следует восстанавливать не только далекий прошлый, но и позитивный опыт советской действительности.

Противоречивость состояния духовно-нравственной сферы, вли­яние криминальной субкультуры, объективные сложности в осущест­влении служебных обязанностей и многое другое предопределяют мо­рально-нравственную деформацию сотрудников правоохранительных органов. В качестве моделей моральной деформации можно обозначить следующие типы:

- демпферная моральная рефлексия, когда личная моральная ответственность и самоотдача пропорциональны состоянию развития общественной системы;

- выполнение функциональных обязанностей по степени матери­ального и морального вознаграждения, по принципу "работать столько, сколько платят за труд";

- моральная оценка и самооценка себя и своих действий про­изводимая согласно переживаемой ситуации;

- сотрудничество с криминальным миром;

- синдром "сторожевого пса", когда обосновывается примене­ние любых средств и действий в отношении правонарушителей.

В повышении духовно-нравственного потенциала сотрудников правоохранительных органов определяющими направлениями выступают следующие позиции:

- обеспечение гуманистического характера служебных отноше­ний, трансформация "Кодекса чести" сотрудника ОВД в инструмент для ежедневного критерия оценки эффективности деятельности любого работника;  формирование здорового морально-психологического климата в подразделениях,  всемерное стимулирование роста духовно-нравственного потенциала личного состава;

- решительное усиление работы по формированию в обществе привлекательного образа сотрудника правоохранительных органов, акцен­тируя внимание на его безусловном нравственно-духовном превосходстве над криминалитетом; улучшение работы по комплектованию правоохранительных и правоприменительных органов лицами, обладающими высоким нравственным иммунитетом против криминального давления, способными к постоянному обучению и успешной служебной деятельности;

- организация действующей системы непрерывного профессионально­го образования сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов на всем протяжении их службы, включая в этот процесс мощный блок морально-психологической, духовно-нравственной и боевой подготовки кадров; их обучение основам конфликтологии[2].

Таким образом, составляющие признаки современного сос­тояния духовно-нравственного потенциала, такие как: правовой нигилизм на фоне высокого уровня криминали­зации общества; кризис целевых социальных установок в массовом сознании, препятствующий формированию идей и норм правового государства и прочного правопорядка; отсутствие определенной идеологии и стратегии в проведе­нии экономических, политических и социальных реформ, способству­ющее снижению эффективности социальной и правовой защищенности большинства россиян; дезорганизация властных институтов и усиливающийся разрыв между идеями правового государства и уровнем действительного правопорядка, девальвирующий усилия правоохранительных органов, снижающий их авторитет и возможности;  гипертрофированность силовых методов в решении политических и правовых проблем, подрывающий не только авторитет права, но и способствующий криминализации органов правопорядка; скептицизм в отношении традиционных духовно-нравственных идеалов и ценностей, находящий отражение в распространении девиантных и деликвентных форм поведения во многом обуславливают духовно-нравственные аспекты деятельности правоохранительных органов.

[1] Ключевский В.О. Соб.соч. -Т.4. -С.178-180.

[2] См.: Демидов Н.И. Духовность и нравственность сотрудника и военнослужащего МВД - базисная основа эффективности борьбы с преступностью //Духовность.  Нравственность.  Правопорядок. -М., 1996.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!