Духовная жизнь общества

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Духовную жизнь общества можно кратко охарактеризовать как сферу общественной жизни, связанную с производством и трансляцией духовных ценностей.

Центральной категорией научного анализа духовной сферы общества в отечественной социальной философии традиционно считают понятие «общественное сознание». Общественное сознание – это распространенные в обществе политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, научные и философские взгляды людей, их чувства, настроения и переживания, выражающие отношение к протекающему общественно-историческому процессу. Оно включает в себя ту часть духовной культуры, которая не опредмечена. Поэтому в него не входят, например, книги, произведения архитектуры, живописи, ноты, места паломничества и т. п. Общественное сознание – ядро духовной жизни общества, ибо оно присутствует во всех сферах жизнедеятельности людей; вся духовная культура представляет собой продукт развития и функционирования общественного сознания.

В отечественной социальной философии общественное сознание рассматривается в двух аспектах: познавательном (гносеологическом) и социологическом. В познавательном аспекте его рассматривают как знание об обществе. При этом обнаруживается наличие двух его уровней – обыденного и теоретического сознания, различающихся глубиной отражения социальных процессов.

В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается с точки зрения выполняемых им в обществе функций. В результате такого взгляда в нем выделяют такие компоненты, как идеология и общественная психология. Рассмотрим сначала уровни общественного сознания.

Обыденное сознание есть распространенные в обществе знания, представления и установки, основывающиеся на непосредственном повседневном опыте людей. «По своему содержанию обыденное сознание представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов»[1].

Теоретическое сознание – это научные знания и представления, претендующие на отражение сущности социальных процессов.

В социологическом аспекте анализа в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию.

Общественная психология – это господствующие в обществе интересы и потребности, чувства и настроения, традиции и обычаи, взгляды и идеи, выражающие отношение людей к реальным социальным процессам. Явления, отраженные в общественной психологии, не столько понимаются, сколько переживаются в виде симпатий или антипатий, доверия и недоверия, ненависти или безразличия. Так же, как и обыденное сознание, общественная психология носит несистематизированный характер, формируется стихийно и исторически предшествует идеологии.

Идеология представляет собой теоретически оформленную систему взглядов класса, партии или другой общественной группы. Она выступает в форме политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов. Разрабатывается специальными людьми – идеологами, которые представляют интересы определенного класса, партии, религиозной общности и т. п. Эти социальные общности осознают через идеологию свои общие интересы, цели, свое место в обществе, отношение к другим общностям. Идеология выступает как основа их самосознания.

Идеология и теоретическое сознание общества во многом совпадают, хотя идеология включает в себя и некоторые взгляды, функционирующие на уровне обыденного сознания. Теоретическое сознание содержит в себе не только идеологические, но и внеидеологические принципы, нормы, методы и теории (например, общепринятые социологические методы исследования).

Кроме указанных выше компонентов в общественном сознании выделяют элементы, получившие название форм общественного сознания. Под формами общественного сознания подразумевают такие его сферы, которые отличаются друг от друга предметом и способом отражения объектов социальной реальности, а также выполняемыми в обществе функциями. Как видно из определения, здесь общественное сознание рассматривается одновременно и в познавательном, и в социологическом аспектах.

Выделяют следующие формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религию, науку, философию.

Политическое сознание представляет собой совокупность знаний и чувств граждан, связанных с деятельностью институтов и отдельных людей, ответственных за организацию общественной жизни. Будучи формой общественного сознания, оно обладает всеми его характеристиками: имеет обыденный и теоретический уровни, идеологическую и психологическую формы функционирования. Политическое сознание является сложным феноменом, предметом отражения которого выступают стороны социальной жизни, связанные с вопросами организации совместной жизни граждан. Средством отражения политического сознания являются как концептуальные феномены (теории, гипотезы, принципы и т. п.), так и образы, иносказания, символы, чувства и т. п. Его роль заключается в познании закономерностей развития политических процессов и формировании соответствующего общественного мнения по поводу власти и ее решений.

Как известно, политики, завоевавшие власть, стараются ее закрепить с помощью права. Право всегда идет за политикой. Частью права является правосознание.

Правосознание есть «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представлению о том, что является правомерным или неправомерным[2]. Оно, как и все формы общественного сознания, имеет теоретический и обыденный уровни. На теоретическом уровне разрабатываются правовые принципы и нормы, дается обоснование их справедливости, критикуются варианты правового регулирования, отражающие интересы других социальных групп. Поэтому теоретический уровень права в значительной мере представляет собой правовую идеологию, т. е. систему правовых взглядов, основывающихся на определенных классовых позициях. Правда, правовая идеология, будучи адресована не только и не столько теоретикам, а широким слоям населения, не может не учитывать особенности обыденного сознания. Поэтому она включает в себя его определенные элементы. Прежде всего речь идет о компонентах правового обыденного созна­ния, рассчитанных на воздействие с помощью эмоциональных, внерациональных средств. По этой причине правовое сознание на обыденном уровне во многом есть правовая общественная психология, т. е. привычки, чувства, эмоции людей, возникающие в сфере правовых отношений. Однако обыденное правосознание несколько отличается от правовой общественной психологии: оно содержит не только внерациональные компоненты, но и часть правовых знаний, проникающих туда через правовую идеологию.

В отличие от других форм общественного сознания, правосознание отражает те явления общественной жизни, где имеют место правовые отношения. Правосознание отличается и способом отражения реальности: в нем в большей степени доминируют нормативные формы организации информации. Если же рассматривать правосознание в аспекте выполняемых им функций, то сразу бросается в глаза главная его роль в обществе – регуляция общественных отношений.

На правосознание влияет и мораль, а не только политическое сознание. Моралькак форма общественного сознания (нравственное сознание) есть общепринятые нормы и оценки человеческого поведе­ния, поддерживаемые силой общественного мнения. Главное в морали – нравственные нормы, т. е. воспроизводимые в каждом поколении правила поведения. В отличие от правовой нормы, нравственная норма возникает стихийно, тиражируется силой примера и поддерживается силой общественного мнения. В морали нравственная норма выступает в роли повеления, обращенного ко всем людям. Но поскольку люди различны, то и отношение к этим нормам различно. По этой причине мораль классова. Но люди не только отличаются друг от друга, они и похожи друг на друга. У нас есть черты разъединяющие, но есть и черты объединяющие. По этой причине мораль содержит не только классовые, но и общечеловеческие нормы. Она и классова, и общечеловечна.

По способу отражения мораль мало чем отличается от правосозна­ния: социальная реальность отражается в ней прежде всего в виде норм и идеалов.

Чем лучше нравственное сознание способствует регуляции отношений между людьми, тем оно прогрессивней. Однако из-за неоднозначности решения вопроса о социальном прогрессе и его критерии, есть смысл оговориться, что здесь подразумевается под нравственным прогрессом. На наш взгляд, речь должна идти о постепенном вытеснении из морали классовых норм и замене их общечеловеческими. Примером здесь может послужить искусство, где общечеловеческий момент выражен более заметно, чем в морали, правовом и политическом сознании.

Если, с одной стороны, мораль тесно связана с правосознанием, то с другой стороны она активно взаимодействует с искусством. Искусство как форма общественного сознания (эстетическое сознание) представляет собой отражение и оценку реальности с помощью художественных средств. Предметом отражения искусства является не только социальная реальность, но и внутренний мир человека, и природа. По способу отражения искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что в нем преобладает образное отражение действительности, окрашенное эмоциями. Кроме того, в искусстве субъективность отражения рассматривается не как недостаток, а как достоинство художника. Еще одной отличительной чертой способа отражения в искусстве считают то, что его образы, в отличие от научных и правовых теорий, объединяют в себе и нравственную оценку, и эстетический идеал, и эмоциональное состояние, и жизненный опыт человека. Главной функцией искусства является воспитательная. Воздействуя не только на разум, но и на чувства людей, высокохудожественные произведения искусства способствуют формированию у них тех взглядов, идеалов и образцов поведения, с помощью которых воспроизводятся основы человеческой культуры. Ценность произведения искусства определяется уровнем выразительности вопло­щенных в нем общечеловеческих ценностей.

Религия как форма общественного сознания (религиозное созна­ние) есть распространенные в обществе взгляды и чувства, связанные с верой в существование другого – духовного и истинного – мира как цели человеческой жизни. Вот как характеризуется религия в одной из лучших книг о ней, написанных в XX веке:

«1. Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.

2. Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.

3. Молитва, или внутреннее общение с духом этого горнего мира – «Бог» ли это или «закон» – есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире»[3].

Предмет религиозного сознания – идеальный (потусторонний) мир и путь к нему. Если религия и рассматривает природу и общество, то только через призму решения своей главной задачи – указание истинного пути к Богу.

Главным средством отражения истины, по мнению сторонников религии, является озарение, мистический опыт, который трудно объяснить словами.

Основная функция религии, видимо, – в «спасении души», установлении внутренней гармонии в человеке, которая должна привести его к гармонии с социальной реальностью и природой. Согласно многим теологам, религиозное сознание развивается от минимального состояния до максимальной точки, которая и есть постижение Бога через откровение. Правда, путей к Богу много. Поэтому не следует навязывать людям лишь одну разновидность религии.

Наука как форма общественного сознания представляет собой теоретически систематизированное знание о природе, обществе и человеке. Предметом отражения науки являются закономерные связи, существующие в реальности. Средством научного отражения действительности служат в основном концептуальные конструкции – теории, гипотезы, понятия, умозаключения.

Социальная функция науки прежде всего познавательная. Знание здесь рассматривается как средство, способное оказать помощь в решении практических задач на основе изучения закономерностей функционирования мира и его частей.

Главной особенностью науки является ее «привязанность» к практике. «Научное знание действенно или, иначе говоря, оно технично... Математика имеет «познавательную ценность» не тем лишь, что представляет увлекательную игру логического воображения, но и тем, что на нее может опираться техника, и дифференциальное исчисление оказывается пригодно при постройке железнодорожного моста», – пишет С. Н. Булгаков[4]. Как эволюционирует практика, так развивается и наука. Например, если практическая жизнь в обществе милитаризована, то наука в нем во многом ориентирована на решение военных задач. Наука нужна постольку, поскольку она помогает обществу решать проблемы выживания. Конечно, это не означает отрицание относительной самостоятельности науки, которая подчиняется и своим внутренним законам развития.

Еще большей самостоятельностью, чем наука, обладает философия. Она представляет собой совокупность общезначимого для всех людей знания о мире и проблемах человеческого существования. Предметом отражения философии являются универсальные ценности. Средством отражения служат как концептуальные средства (они доминируют, например, в позитивизме), так и художественные средства (философия Ницше, Камю).

Особенностью развития философии является ее тесная связь, прежде всего, со всей духовной культурой человечества, неотделимость от нее. Невозможно, например, провести грань между теологией (теоретической религией) и религиозной философией, фундаментальными проблемами теоретической физики и философским учением о бытии и познании, вечными вопросами искусства, сформулированными Ф. Достоевским и Л. Толстым, и центральными проблемами философии экзистенциализма.

Завершая характеристику форм общественного сознания, необходимо отметить ряд закономерностей, касающихся всех их:

1. Все формы общественного сознания взаимосвязаны между собой, и изменения в какой-либо из них, так или иначе, отражаются на других.

2. Они связаны с общественным бытием и представляют собой различные формы отражения тех или иных сторон материальной жизни людей.

3. Все они прямо или опосредованно влияют на общественное бытие.

[1] Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 77.

[2] Юридический энциклопедический словарь. М., 1994. С. 279.

[3] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 378.

[4] Булгаков С. Н. Сочинения. Т. 1. М., 1993. С. 193.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!