Древнегреческая философия доклассического периода

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начало возникновения древнегреческой философии относится к концу VII–VI векам до н. э. В этот период привычный уклад человеческой жизни оказывается под угрозой, поскольку традиционные мифологические представления обнаруживают свою недостаточность и неспособность удовлетворять мировоззренческие запросы людей.

Торговля и судоходство, возникновение и развитие греческих колоний вели к расширению связей и контактов древних греков с другими народами, открытию прежде незнакомых обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности их собственных социальных и политических установок. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII–VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой – пыталась найти новый фундамент, который стал бы опорой человеческого существования.

Раннегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с развитием знаний о природе. Первые древнегреческие философы делали попытки рационально объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в начальный период ее развития является стремление понять природу всего существующего и мира в целом. Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н. э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (ок. 625–547 до н. э.) выдвинул идею первоосновы всего – субстанции и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она – везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается. Анаксимандр (610–540 до н. э.) принял за первооснову апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Третий представитель милетской школы – Анаксимен (ок. 585–525 до н. э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н. э.), решавший ту же проблему первоначала мира. Его исходная позиция: «Все есть число». Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы. Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н. э.), который в качестве первоначала рассматривал огонь. Согласно Гераклиту, мир был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Движение свойственно всему существующему, и природа находится в постоянном изменении. Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественнонаучного подхода в объяснении первоначала мира.

Следующим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия элейской школы, представителями которой были Парменид, Зенон, Ксенофан. Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральным понятием их философии стала категория «бытие», которое рассматривалось как вечное и неизменное начало. Бытие однородно и непрерывно. Бытие шарообразно, оно повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра.

Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460–370 до н. э.). Данная теория носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии; но она является попыткой решения проблемы множественности и движения, поставленной элеатами.

В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни. Возникло новое направление философии, представителями которого были софисты и Сократ.

Термин «софисты» применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V – 1-й половины IV века до н. э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со 2-й половины IV века до н.э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

Сократ. Для Сократа (470–399 до н. э.) мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является майевтика.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!