Доримский Лаций

14 Июн 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Параллельно с образованием «этрусской державы» и под ее влиянием про­исходило объединение племен Северной, Средней и Южной ИталииСе­вер Апеннинского полуострова — долину реки По и берег Адриатического моря до Анконы — занимали галлы. Область современной Венеции занимали венеты, народ иллирийского племени. Отроги Альп до Средиземного моря населяли лигуры, Тоскану и западную часть Умбрии — этруски.

По склонам Апеннин, в горах и долинах кочевали собственно италийские пле­мена (италиоты), делившиеся на две основные ветви: умбро-сабеллов и латинов. Умбры жили в Умбрии, сабеллы — к югу от умбров. К сабеллам принадлежало множество крупных и мелких племен — сабины, вестины, марруцины, френтаны, пицены, марсы около Фуцинского озера, пелигны, самниты, самое многочислен­ное из италийских племен, луканы и бруттии. К латинской группе, кроме самих латинов принадлежали, по всей вероятности, фалиски, эквы, герники и вольски.

В Бруттии жили италы, по имени которых были названы все племена Апен­нинского полуострова. Греки называли южноиталийские племена общим именем опиков, или осков, или «земледельцев», сикулов — «жнецов». Главным местом поселения сикулов была Сицилия, «страна сикулов». К латинским племенам от­носят также живших в Кампании аврунков, или авзонов, впоследствии поглощен­ных греками.

Наконец, крайний юго-восток полуострова, позднейшую Калабрию, занимали япиги и мессаны, народы иллирийского происхождения, язык которых сохранился в так называемых мессапийских надписях.

Этническая карта Италии в этрусский и следовавший за ним римский период до конца IV в. напоминала современный Балканский полуостров или Кавказ. Каж­дое племя говорило на собственном диалекте. Современная лингвистика объеди­няет все италийские диалекты в три лингвистические группы: умбрскую, оскскую и латинскую Объединение племен долгое время было чисто внешним, по сути дела каждое племя жило своей собственной жизнью, крепко держась за свои обычаи, нравы и верования.

Соприкасавшиеся друг с другом италики находи­лись в постоянном движении. Естественный прирост при низкой производственной технике создавал пе­ренаселение и служил причиной постоянных эмигра­ций. Как сообщают античные писатели, среди италий­ских племен долгое время сохранялся обычай «свя­щенной весны» (ver sacrum), состоявший в том, что после совершения молений, жертвоприношений и празднеств в честь богов часть взрослой молодежи снималась с мест, отправляясь на поиски новых, ме­нее заселенных и истощенных земель. Каждое племя имело свой тотем, который и являлся символическим вождем данного племени. Это нашло отражение в преданиях о переселениях: в страну пиценов пере­селенцы пришли по указанию дятла (picus, отсюда— Picenum), в Веневент переселенцев привел козел (hircus), Бовианум находится в связи со словом «бык» (bos) и т. д. Сабинян вывел сам бог Марс, их праро­дитель.

Первоначальной формой латинских и умбро-са- белльских, как и вообще италийских, поселений была деревня (pagus). «Было время, когда люди об­рабатывали поля (cum rura colerent), не имели горо­дов (neque urbem habarent) и жили в простых избах (in casis et tuguriis habitabant), не знали ни стен, ни ворот»'. Из деревень вырастали города (oppida, vici) — огороженные и укрепленные места, служившие убежищем для жителей соседних деревень во время войн и нападений врагов, местом сбора ополчений, сходов (comitia), базаров и ярмарок. Первоначально города почти не отличались от деревень. Это были не что иное, как расширенные поселки, населенные членами одного или нескольких родов. Отделение го­рода от деревни произошло на более высоком соци­ально-экономическом уровне.

Не во всех частях Италии городской строй раз­вивался с одинаковой быстротой. Восточная часть полуострова сильно отличалась от западной. У умб- ро-сабелльских племен городской строй развивался слабо, здесь в течение всей истории преобладали де­ревни или города старого типа. Совсем иную карти­ну представлял западный латинский берег, усеянный городами, многие из которых восходят к глубокой древности.

Господствующей народностью Римского государ­ства были латины, закрепившиеся по берегу Тиррен­ского моря, по холмам и равнинам Лация. Умбро-са- белльские народности (сабины и самниты) в истории Римского государства играли второстепенную роль.

Небольшая, примыкающая к морю, плодородная при условии дренажных работ территория Лация из­давна была населена различными племенами, посто­янно соприкасавшимися друг с другом. Густота на­селения, меновые и религиозные связи и необ­ходимость охраны своих владений были причиной раннего развития городского строя в западной части Италии. Древнейшим центром латинских поселений были Алъбанские горы, расположенные в плодород­ной и в климатическом отношении здоровой местно­сти, с чистым воздухом и свежей водой.

Подобно этрусским городам, латинские города объединялись в городские союзы, или федерации. История сохранила память об одной из таких федераций — федерации тридцати латинских го­родов, во главе которой стояла Альба-Лонга, самый значительный город латинов, расположенный у Альбанских гор. Древнеиталий­ские города, в том числе и Альба-Лонга, представляли собой боль ше деревни, нежели города в собственном смысле. Из других горо- дов-деревень доримского Лация следует упомянуть Тускул, Лану- вий, Лаврент, Ариций, Тибур, Пренесте и, наконец, Рим. Города располагались по рекам (Тибур на Анио), озерам (Альба-Лонга на Альбанском озере), долинам (Ланувий, Ардея), горным проходам (Тускул, Пренесте) и другим географическим пунктам.

На Альбанской горе совершались общие жертвоприношения и религиозные празднества в честь бога-покровителя Лация — Юпи­тера Лациарского (Juppiter Latiaris). Обряд жертвоприношения и со­провождавший его общелатинский праздник —латинские ферии (feriae latinae) — сохранились и в историческое время до послед­них времен Римской империи. Глава союза, альбанский царь, он же и верховный жрец, закалывал белого быка и приносил его в жертву за весь латинский народ, жир и кости сжигал, а мясо, разрезав на 30 частей, раздавал представителям 30 союзных городов. Впослед­ствии функции альбанского царя-жреца перешли к римскому царю, а после уничтожения царской власти — к консулу.

Во время feriae latinae между входившими в федерацию го­родами провозглашалось священное перемирие (induciae). Для обсуждения общих дел представители городов сходились на об­щие собрания (concilium populorum Latinorum) у рощи близ Фе- рентинского источника (ad lucum Ferentinae), о которых упоми­нают Ливий1 и Дионисий2. У входивших в Альбанскую федера­цию городов существовала общность не только военных, но так­же и коммерческих интересов, обеспечивавшаяся правом каждого гражданина иметь на территории союзного города недвижимость и вступать в брак с гражданкой другого города (jus commercii et jus connubii).

Предание рассказывает, что первым царем латинов был Ян (Janus), вторым Сатурн (Satumus), третьим Пикус (Picus), четвер­тым Фавн (Faunus). От Фавна и его жены Фавны родился Латин (Latinus). Названные цари в то же самое время почитались как глав­ные латинские боги: Ян — бог света, Сатурн — бог земли, Пикус — бог леса и бог лесных птиц, Фавн и Фавна олицетворяли четверо­ногих животных. Большая часть известных нам имен латинских ца­рей принадлежит к области мифологии и может быть использована лишь для установления общей линии развития. Латин же был че­ловек, предок и покровитель латинского племени. Впоследствии на этой основе создалась легенда об основании Альбы-Лонги и про­исхождении Рима. Основателем Альбы-Лонги почитался Асканий, сын троянца Энея, поселившегося в Лации после разрушения Трои.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!