Допрос водителей по делу о ДТП

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Водитель, причастный к ДТП, как правило, является лицом, заинтересованным в исходе дела. Поэтому он зачастую при  гибели пострадавшего и отсутствии свидетелей дает показания в наиболее выгодном для себя «ракурсе», с целью избежать ответственности или ее смягчить.

В этом случае для водителя наиболее характерными являются показания, в которых он:

        1. занижает избранную им скорость движения;
        2. сообщает о выполнении им действий и маневров в полном соответствии с требованиями правил дорожного движения и сложившейся дорожной обстановкой;
        3. искажает поведение потерпевшего или перекладывает вину в совершении ДТП на другого водителя.В таких случаях надлежит тщательно проверить достоверность сведений путем допроса свидетелей, потерпевшего, проведением очных ставок, назначением различных экспертиз.Программа допроса водителя, применяемая при расследовании всех видов ДТП (требует развития с учетом частных особенностей):
        4. Следователю необходимо знать нетипичные случаи из следственной практики. Подчас расположение транспортных средств на проезжей части после ДТП может иметь самый непредсказуемый характер, а механические повреждения могут иметь вид, не дающий представления о механизме происшествия. Случается, что после столкновения оба автомобиля находятся на полосе движения впоследствии виновного водителя имеются следы торможения его автомобиля, а другого – отсутствуют и т. д. В этом случае может создаться первоначальное ложное впечатление о том, что виноват тот водитель, который выехал на полосу встречного движения, да к тому же у него отсутствуют следы торможения. Однако, истинная картина ДТП может быть прямо противоположной. Возможно, что водитель выехал на полосу встречного движения, уходя от лобового удара. Отсутствие следов торможения может свидетельствовать не о том, что водитель не производил экстренного торможения, а напротив, у него вообще «не хватило» установленного «времени реакции водителя» на сам процесс торможения и т. п.
        5. Например, 16 июля 2004 года в N-ском районе РБ произошло столкновение автомашины ГАЗ-3102, принадлежащей гр. Варламову Н. Н., с автомашиной ВАЗ-2107 под управлением Садиева Р. Д., последний от полученных телесных повреждений скончался. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 264 ч. 2 УК РФ. В ходе проведенного расследования установлено следующее: Варламов, получивший в результате аварии телесные повреждения и доставленный с травмами в больницу дал показания, что в момент аварии он находился в состоянии опьянения, так как после работы выпил водки, вышел из дома и сел в принадлежащую ему автомашину, однако автомашиной управлять не смог и передал управление неизвестным ему лицам, которые после аварии скрылись. Непосредственных свидетелей аварии установлено не было. По делу назначены и проведены судебно-медицинские экспертизы и судебная биологическая экспертиза. Производство по уголовному делу было приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Лишь после вмешательства руководства главного следственного управления республики уголовное дело возобновлено, проведены дополнительные следственные действия, в ходе которых вина Варламова была доказана[1].
  1. Сколько лет вы водите машину (мотоцикл)?
  2. Были ли перерывы в вождении? Если да, то как долго? Причины.
  3. Сколько часов ежедневно проводите за рулем?
  4. Каково ваше состояние здоровья (качество зрения, слуха, наличие хронических заболеваний, особенности организма, влияющие на качество вождения и т. д.)?
  5. Как себя чувствовали перед происшествием?
  6. Как спали ночью перед происшествием?
  7. Не переживали ли вы сложные ситуации в период, предшествующий происшествию?
  8. Подвергались ли ранее административным взысканиям со стороны ГИБДД и за что?
  9. Часто употребляете алкоголь и в каких дозах?
  10. Употребляли ли алкоголь до происшествия? Если да, то когда и сколько?
  11. Что привлекло ваше внимание к объекту, ставшему впоследствии источником опасности?
  12. Где вы заметили объект, ставший источником опасности?
  13. Какое расстояние было между вашим транспортным средством и источником опасности при скорости _____ км/ч?
  14. Где в этот момент находилось ваше транспортное средство и каково было взаиморасположение с источником опасности?
  15. Как развивался механизм ДТП? а) о личности водителя:
  16. В ходе допроса водителя, причастного к ДТП вначале выясняются общие вопросы:
  1. биографические данные;
  2. состояние здоровья, перенесенные заболевания, дата последнего полного медицинского освидетельствования;
  3. прохождение предрейсового осмотра;
  4. употребление перед происшествием спиртных напитков, наркотических веществ, токсических и лекарственных препаратов;
  5. утомленность и болезненное состояние;
  6. продолжительность по времени нахождения за рулем до момента происшествия;
  7. стаж работы водителем;
  8. когда и где получил водительское удостоверение;
  9. какие категории открыты по управлению транспортными средствами;
  10. были ранее ДТП с его участием.
  11. б) о транспортном средстве и грузе:
  1. тип, модель, номерной знак и принадлежность;
  2. техническое состояние: неисправности, если знал о них, то почему не устранил;
  3. о грузе: характер, вес, габариты, размещение и крепление;
  4. наличие пассажиров и их число;
  5. кем и когда выпущено транспортное средство на линию;
  6. цель поездки;
  7. маршрут движения.
  8. в) обстоятельства происшествия:
  1. время (число, месяц, год, время суток);
  2. место: улица, переулок, перекресток, шоссе или иная дорога, подъездные пути к жилым и промышленным зданиям и т. д.;
  3. способ регулирования движения: светофором, регилировщиком, дорожными знаками и указателями, разметкой и т. п.;
  4. состояние проезжей части дороги;
  5. освещенность дороги;
  6. погодные условия: светло, темно, пасмурно, осадки, ветер;
  7. видимость впереди и обзорность, помехи;
  8. величина правого интервала транспортного средства по отношению к краю дороги;
  9. характер движения: прямолинейное, с отклонениями влево или вправо;
  10. скорость движения;
  11. с каким светом фар двигался в темное время суток;
  12. наличие двигавшихся впереди транспортных средств и их влияние на событие происшествия;а) при наезде на пешехода:
  13. Вопросы к водителю в зависимости от вида и механизма ДТП:
  1. направление движения пешехода относительно ТС и дороги;
  2. наличие пешеходов и других участников;
  3. темп движения пешехода: спокойный, ускоренный шаг, бег; равномерно, рывками, возвращался ли обратно и т. п.;
  4. смотрел ли пешеход на транспортное средство;
  5. какие сигналы подавал пешеходу;
  6. реакция пешехода на подаваемые водителем сигналы;
  7. место наезда относительно кромок проезжей части дороги;
  8. какой частью транспортного средства совершен наезд, куда отброшен потерпевший, был ли переезд колесами через его тело;
  9. как двигалось транспортное средство в момент наезда: в заторможенном состоянии или без торможения;
  10. расстояние, которое преодолело транспортное средство после наезда до полной остановки и в каком состоянии (в заторможенном, без торможения);
  11. б) при столкновении транспортных средств:
  1. расположение места столкновения на дороге;
  2. на каком расстоянии увидел транспортное средство, с которым произошло столкновение;
  3. какие сигналы маневрирования были включены в транспортных средствах;
  4. скорость движения перед столкновением и в момент столкновения;
  5. принятие мер по предотвращению столкновения и в какой момент;
  6. какими частями соприкасались транспортные средства друг с другом;
  7. находилось ли транспортное средство в заторможенном состоянии;
  8. способ торможения: плавное, экстренное, прерывистое;
  9. применение маневрирования, в какой момент и в каком направлении;
  10. останавливалось ли транспортное средство перед перекрестком и на каком расстоянии;
  11. на какой сигнал светофора въехал на перекресток;
  12. местонахождение транспортного средства в момент включения того или иного сигнала светофора;
  13. интервал и дистанция между транспортными средствами в условиях обгона или попутного движения;
  14. взаимное положение транспортных средств после столкновения;
  15. перемещались ли транспортные средства и другие объекты на месте происшествия до приезда работников милиции или следственно-оперативной группы;
  16. производил ли ремонт транспортного средства после происшествия до осмотра его сотрудниками следственно-оперативной группы, если производил, то когда, где, что делал и кто помогал производить ремонт;
  17. когда, где и каким образом уничтожил следы происшествия и кто знает об этом;
  18. кто находился вместе с водителем в момент происшествия;
  19. почему и по какой причине уехал с места происшествия до прибытия работников милиции или следственно-оперативной группы;
  20. оказание помощи пострадавшим; если не оказывал, то почему;
  21. мнение водителя о причинах происшествия;
  22. отношение водителя к допущенным нарушениям Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившим последствиям;
  23. в) при опрокидывании транспортного средства:
  1. скорость движения;
  2. определение крутизны закругления дороги;
  3. наличие дорожных или иных знаков;
  4. положение транспортного средства при движении по закруглению относительно кромок проезжей части;
  5. наличие, габариты, расположение и способ крепления груза.

[1] Обзор о практике расследования дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан за 2005 год и 1 полугодие 2006 года.  Контрольно-методический отдел по ДТП и пожарам КМУ ГСУ при МВД по РБ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!