Долг и ответственность специалиста социальной работы перед самим собой

Социальный работник является человеком, личностью, всту­пающей в определенные отношения в силу своих профессио­нальных обязанностей, и, помимо долга по отношению к кли­ентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой. Свои обязанности социальный работник выполняет не толь­ко потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, по­скольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала.

По мере развития личности социального работника, у чело­века вырабатывается специфическая потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевании авторитета. Эта потребность в целом может быть выражена как потребность в уважении и признании со стороны социального окружения специалиста. Однако оценка качеств специалиста и завоевание им уваже­ния и признания производится в соответствии с качеством его работы и во многом зависит от того, насколько полно соци­альный работник выполняет своей профессиональный и нрав­ственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обще­ству. Творческое выполнение социальным работником его про­фессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование — долг социаль­ного работника по отношению к самому себе. Поддержание своих профессиональных чести и достоин­ства — важнейший долг социального работника перед са­мим собой.

Для специалиста как личности с высокой нравственной цен­ностью важны не только внешние проявления уважения к нему, общественное признание. Для высокоразвитой в духов­ном плане личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются ею объективно заслуженными, имеют основания. Именно это обстоя­тельство — потребность в объективной и обоснованной оцен­ке своих достоинств — и является стимулом к совершенство­ванию личности.

Честь и достоинство социального работника не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они форми­руются в процессе его постоянной работы над своими професси­ональными и морально-нравственными качествами и повыша­ются по мере профессионального и нравственного совершенство­вания. Они закономерно связаны с признанием и оценкой его со стороны общества, государства, клиентов и коллег. Объек­тивной основой оценки специалиста является социальная по­лезность его профессиональной деятельности.

Честь и достоинство социального работника требуют в пер­вую очередь объективности в оценке самого себя — своих ка­честв, способностей и возможностей. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мне­нии.

Авторитет социального работника может быть как формаль­ным, так и неформальным. Формальный авторитет специалис­та представляет собой авторитет его профессии и дол­жности. Неформальный же авторитет является показате­лем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, является мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, цен­ности социального работника. Авторитет социального работни­ка может быть основан только на действительных его достоин­ствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Если борьба за завоевание и укрепление своего авторитета становится для социального работника са­моцелью, она отвлекает его от профессиональной деятельно­сти и может привести к прямо противоположному результа­ту — он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.

В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности носят более конкретный характер, так как они относятся к разнообразным требованиям и задачам, возложен­ным на социального работника в силу его профессионального статуса или на социальную работу как на институт, востребо­ванный обществом.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, ко­торые навязываются социальному работнику извне под влия­нием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматри­ваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполне­ние такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!