Долг и ответственность соц.раба перед коллективом, клиентами и его близкими

Профессиональным долгом каждого соц раба является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работа­ет, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как еди­ного целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек. Профессиональным долгом соц. раба по отно­шению к коллегам, коллективу явля­ется подчинение своих действий и поведения единым для все­го коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов кол­лектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эф­фективность деятельности всего коллектива. Такая ответственность накладывает на соц. раба определенные обязательства: согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опы­том, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, от­носиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы ра­боты.

Соц. раб должен быть заинтересован в свободном выражении кол­легами их мнений, в открытой, честной, доброжелательной критике, так как недостатки, ошибки и просчеты в работе можно преодолеть только таким путем.  Выполнение профессионального долга невозможно без кри­тического отношения к отступлениям от профессиональной морали. Профессиональным долгом по отношению к коллегам явля­ется и оказание им всесторонней помощи. Взаимопомощь чле­нов коллектива, передача своего мастерства коллегам повы­шает профессиональный уровень всего коллектива и тем са­мым повышает эффективность работы, а, следовательно, зна­чимость и авторитет, самоуважение и взаимное уважение со­ц. раб0в, создает творческую, товарищескую ат­мосферу.

Система отношений «соц. раб. — клиент» и «соц. раб. — окружение клиента» играет в соц.работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии соц. раба, а соц. раб обязан оказывать ему помощь. Соц. раб по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены со­ц. раба, если для этого есть основания. Профессион. долг соц. раба по отноше­нию к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способа­ми и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента.

Основными требованиями профес. долга соц раба в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как лич­ности, поддержание и развитие наиболее значимых его поло­жительных качеств, разумная требовательность к нему, уста­новление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, под­держание его достоинства и самоуважения, помощь в приобре­тении уважения со стороны социального окружения.

Профес. этика соц. работы не считает без­нравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению. Соц. работа относится к тем видам профессиональ­ной деятельности, где наиболее часто происходит столкнове­ние со злом, несправедливостью, унижением и болью. Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом, осознавая важность и необходимость соответствующих действий, умея управлять сво­ими эмоциями, ответственный соц. раб. эффектив­но выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чув­ства и не демонстрируя их своему клиенту.

Значительную роль в соц. работе играют отношения, складывающиеся между соц. рабом и соц. окружением клиента — его родными и близкими, дру­зьями и соседями. Контакт соц. раба с окруже­нием клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода ра­боты с клиентом. Специалист должен объективно оценивать возмож­ности соц. окружения клиента, степень его сплочен­ности и взаимосвязи, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень ин­дивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Соц.раб. должен постоян­но искать средства для воз­можности участия членов социального окружения клиента в решении его проблем, выполнения ими отдельных этапов и разделов общей работы, должен формировать общественное мне­ние в пользу своего клиента. Он не име­ет права упрекать родных и близких клиента во невмешатель­стве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоро­палительные заключения. В интересах соц. раба доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, пре­одолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях лю­дей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиен­та и добиться добровольного участия в совместной деятель­ности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!