Дифференциация организационной культуры

21 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Наряду с общей культурой организации можно говорить о суб­культурах их подразделений и уровней управления, т. е. о верти­кальной и горизонтальной дифференциации культуры организации.

Вертикальная дифференциация обусловлена наличием уров­ней иерархии управления, следствием чего являются различия:

1) в задачах, решаемых на разных уровнях;

2) в полномочиях и ответственности людей, занимающих раз­ные уровни;

3) в потребностях людей разных уровней; если для рядовых работников ведущим мотивом, как правило, является обеспече­ние жизни, то для руководителей ведущими являются мотивы со­циального признания и престижа, самореализации;

4) в восприятии своей работы и происходящих в организации событий.

Величина вертикальной дифференциации культурных ценнос­тей определяется следующими параметрами организации:

1) количеством уровней иерархии: чем их больше, тем боль­ше дифференциация между субкультурами низшего и высшего уровня;

2) различием в оплате работников разных уровней иерархии: чем оно больше, тем больше дифференциация;

3) различием в социальном статусе работников разных уров­ней иерархии: чем оно больше, тем больше дифференциация;

4) существующей в организации практикой делегирования за­дач, полномочий и ответственности на нижние иерархические уровни: чем более широко распространена эта практика, тем меньше дифференциация культур; при этом следует учитывать, что делегирование - это не просто передача работы подчинен­ным, а еще и развитие самого важного ресурса организации, кото­рым является персонал;

5) принятой в организации властной дистанцией, отделяющей руководителя от его подчиненных: чем она больше, тем больше и различие в культурах;

6) различием в компетентности между руководителем и под­чиненными: чем она больше, тем больше и различие в культурах;

7) свободой продвижения вверх по иерархической лестнице управления; если это продвижение сопряжено с необходимостью получения определенного образования (специального, высшего, последипломного) или со сдачей определенных квалификацион­ных экзаменов, то это приводит к большей дифференциации куль­туры, чем в тех случаях, если этого не требуется;

8) наличием практики привлечения персонала к управлению, что приводит к меньшей дифференциации культур разных иерар­хических уровней.

Горизонтальная дифференциация обусловлена горизон­тальным (функциональным, региональным, потребительским, продуктовым, проектным) разделением труда, следствием чего являются различия:

1) в задачах, решаемых разными подразделениями;

2) в значимости ошибок, допускаемых людьми разных подраз­делений, для жизнедеятельности организации (ошибка работника отдела персонала при заполнении трудовой книжки может доста­вить неприятности отдельному работнику, но на деятельности всей организации практически не скажется, аналогичная по своей

сути ошибка, но допущенная работником службы сбыта при со­ставлении контракта, для организации может быть катастрофи­ческой);

3) в требованиях, предъявляемых к условиям работы людьми, занимающихся разными видами деятельности (для работников бухгалтерии - тишина и покой, дающие возможность сосредото­читься, а для работников отдела снабжения - доступность средств связи и баз данных);

4) в восприятии своей работы и ее значимости для организации и других сотрудников.

Величина горизонтальной дифференциации культурных ценно­стей определяется следующими параметрами организации:

- степенью автономии работы подразделений: чем она боль­ше, тем больше и дифференциация культур;

- степенью централизации управления организацией: чем она выше, тем меньше дифференциация;

- сложившимися в организации традициями в отношении карь­еры руководителей и специалистов, которая может строиться либо по функциональному принципу, когда руководителем струк­турного подразделения становится его работник, что ведет к уси­лению дифференциации, либо по принципу внешнего привлечения, когда работник не может возглавить структурное подразделение, в котором он работает, что ведет к ослаблению дифференциации.

Существование дифференциации организационной культуры, как вертикальной, так и горизонтальной, приводит, с одной сторо­ны, к повышению адаптивности всей организации к динамике внешней среды, при изменении которой не должна быстро ме­няться вся организация, а лишь некоторые ее подразделения; с другой - усложняет контакты между сотрудниками подразделе­ний с разной культурой, что может приводить к конфликтам меж­ду ними.

Таким образом, существование субкультур в рамках одной организации естественно и имеет как позитивные, так и негатив­ные моменты.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!