Диагностика уровня экологической воспитанности детей

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе.

Цель специально про­веденной диагностики  - объективно, обстоя­тельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитан­ности каждого ребенка.

Задачи диагностики: выявление «экологических знаний» и «отношения», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чув­ственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Методы диагностики.

1)Диагностика знаний. Так как знания (осознанные) всегда вербальны (словесны), то их диагностируют

  • посредством вопросов или предъявлением наглядного материала (картинок, предметов), ко­торый они должны назвать, объединить, разложить каким-то опре­деленным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, по­чему произвели именно эти операции. Раз­ница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте.
  • посредством организации сло­весной дидактической игры, реакции детей в которой и будут от­ражением их знаний.
  • в форме игры в «Экскурсию по уголку природы»:ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объ­ектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовыва­лись разные виды деятельностей.

2) Диагностика отношения.  Отношение проявляется в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положи­тельных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, сис­тематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).

Отсюда методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. В диагностике отношения используются:

наблюдения за реаль­ным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель);

естественный эксперимент - спе­циально организованные ситуации в обычной среде проживания детей. На­пример, в форме специально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель). В этой ситуа­ции надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрос­лых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.

Педагогические выводы и практические предложения.

Для фиксации результатов воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, раз­личных эмоциональных проявлений. При длительном наблюде­нии это каждодневные подробные записи дневникового характе­ра; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и ми­нусами помечает ответы детей.

Диагностику экологической вос­питанности детей (индивидуально или фронтально) целесообраз­но проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая.

Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики за­ведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, плани­руют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольни­ков, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные осо­бенности в развитии детей.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!