Диагностика межличностных отношений

Межличностные отношения — субъективно переживае­мые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющие­ся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

  • объекту (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов,   диадных   отношений и т. д.),
  • задачам, решаемым обследованием (выявление группо­вой сплоченности, совместимости и т. д.),
  • особенностям используемых методик (опросники, про­ективные методики, социометрия и т. д.),
  • исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учиты­вать при организации исследования и при подборе ме­тодических приемов).

Так, общепринятой является следующая классификация методик психодиагностики межличностных отношений:

1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (Типичный пример - Социометрический тест Дж. Морено.  Суть метода — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам. Шкалы — критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности. Процедура обработки: 1) обработка данных по каждому критерию в отдельности; 2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный); 3) графическое отображение полученных данных — структуры межличностных отношений (социограмма); 4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности.

2) Методики косвенной оценки межличностных отношений (Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера .  Существующие формы (модификации) — схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого. Теоретическое основание — закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Суть метода — выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений — положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Процедура обработки: 1) измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором; 2) сравнение с нормативом

3) Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации (Ситуационный тест Р. Бейлса).  Существующие формы (модификации) — «Дилемма узника». Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью Теоретическое основание — исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям.  Шкалы — 12 показателей, которые объединены в 4 более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Процедура обработки: 1) подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам); 2) графическое отображение полученных данных. Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.  Шкалы (5) — соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание Процедура обработки: 1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале;  2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения). Количество вопросов (заданий) — адаптированный вариант методики включает 30 пунктов

4) Методики исследования субъективного отражения межличностных отношении Тест цветовых конструктов А. М. Эткинда. Существующие формы (модификации) - 2 варианта проведения, различиающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант – к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант - цвета ранжируются в порядке соответствия понятию.т

Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другимг и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности

Шкалы — в зависимости от цели и программы исследования. Процедура обработки: качественный анализ цветоасоциативных  ответов во взаимной связи друг с другом, 2   формализованный анализ цветоассоциативных ответов, предлагается ДО^ерно; па-раметрическое пространство, образованное характеристика.  Методика «Рисунок семьи» В. Хьюлса. Шкалы - дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье. Обработки: включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов: 1) анализ структуры «Рисунка семьи», 2) интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи, 3) анализ процесса рисования. Количество вопросов (заданий) — выполняется один рисунок и задается 6 вопросов.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.  Методика представляет собой набор лаконичных характе­ристик, по которым испытуемый оценивает себя свое актуаль­ное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. Результаты всех измерений переводятся в так называемую психограмму-круг, состоящий из 8 психологических тенден­ций (октант), которые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношени­ях: доминирование подчинение и дружелюбие агрессивность. Октанты заключают в себе качества, соответствующие 8 психо­логическим тенденциям. Методика полифункциональна, она при незначительных изменениях в инструкции применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности меж­личностного восприятия, оценки социального поведения лич­ности, взаимоотношений в малой группе, самооценки, «идеала Я», стиля руководства и др. Методика позволяет производить как количественную, так и качественную интерпретацию по­лученных данных, сравнивать результаты разных испытуемых. Данные методики позволяют по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогащают социально-психологическое исследо­вание малых групп. Методика может применяться при изуче­нии проблем не только лиц с пограничными психическими расстройствами, но и на контингенте нормы при изучении со­циально-психологической структуры учебных, спортивных и производственных групп, а также в процессе решения сложных вопросов кадрового отбора, расстановки кадров.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!