Деятельностная теория обучения (П.Я. Гальперин)

Деятельностная теория учения  П.Я.Гальперина основывается на фундаменталь­ных принципах:

— деятельностный подход к психике. Психика неразрывно свя­зана с деятельностью человека. А деятельность — это процесс вза­имодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика по­нимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечиваю­щая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика — это не просто картина мира, система обра­зов, но и система действий. Хотя связь между образами и дей­ствиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит дей­ствию. Ни один образ, ни чувственный, ни абстрактный, не мо­жет быть получен без соответствующего действия субъекта. Восприятие как чувственный образ — результат действий вос­приятия. Понятие — продукт различных познавательных дей­ствий человека, направленных на те объекты, понятие о которых у него формируется. Использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие. Следовательно, образ без действий субъекта не мо­жет быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован;

— социальная природа психического развития человека: про­гресс человечества определяется не биологическим, а социальны­ми законами.

Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью меха­низмов генетической наследственности, а закрепляется в продук­тах материальной и духовной культуры. Человек не родится с го­товыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново ни логических законов мышления, ни извест­ных обществу законов природы — все это он усваивает как опыт человечества, опыт общественно-исторической практики. Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих по­колений;

— единство материальной и психической деятельности (един­ство психической и внешней материальной деятельности в том, что то и другое — деятельность, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение (цель, мотив, объект, на который она направлена, определенный набор операций, реализующих дей­ствие и деятельность; образец, по которому она совершается субъектом; является актом его реальной жизнедеятельности, при­надлежит субъекту, выступает как активность конкретной лич­ности). Их единство заключается и в том, что внутренняя психи­ческая деятельность есть преобразованная внешняя материаль­ная деятельность, есть порождение внешней, практической дея­тельности).

Процессы учения и воспитания в педагогической психологии рассматриваются как деятельность. В процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования определенных видов дея­тельности, прежде всего — познавательной. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связан­ные с данными знаниями. Перед обучением встает задача — сфор­мировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах. Педагогичес­кая психология исходит из того, что познавательные возможно­сти обучаемых не являются врожденными, а формируются в про­цессе обучения. Задача науки — выявить условия, обеспечиваю­щие формирование познавательных способностей.

Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности надо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!