Девиантное поведение подростков: понятие, факторы, причины

Отклоняющееся или девиантное (в переводе с латыни - отклонение от дороги) поведение связано с несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Под «отклоняющимся (девиантным) поведением» понимается: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;2) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. В первом случае отклоняющееся поведение является предметом психиатрии, психологии и педагогики; во втором - социологии и социальной психологии.

Существует два вида отклоняющегося поведения: созидательной и разрушительной направленности. Отклоняющееся поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой содержание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность - поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одну из форм данного вида отклоняющегося поведения. Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный вектор эволюционного развития общества.

Общие причины девиантного поведения. 1.   В основе отклоняющегося поведения лежит прежде всего социаль­ное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь несовершеннолетних и молодежи; в расслоении общества на богатых и бед­ных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного при­знания; в ограничении социально приемлемых способов получе­ния высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тя­жело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарас­тающая социальная напряженность «низов». 2. Морально-этический фактор отклоняющегося поведения вы­ражается в низком морально-нравственном уровне общества, безду­ховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выра­жение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажи любви», взрыве насилия и правонарушениях. 3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве выходцы из неблагополуч­ных семей, в которых один или оба родители пьют. Как правило, воз­главляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде, имеется свое представление о нормах поведе­ния. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой ос­нове конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию. К ним относятся: 1) генетические, которые передаются по наследству. Это мо­гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. 2)  психофизиологические, связанные с влиянием на орга­низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых ви­дов энергии, приводящих к различным соматическим, аллер­гическим, токсическим заболеваниям; 3)  физиологические, включающие в себя дефекты речи, вне­шнюю непривлекательность, недостатки конституционно-сома­тического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

  1. Психологические факторы, в которые включаются нали­чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража­ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра­стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая яв­ляется отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязви­мы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо­ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценно­стей подростка сфера его интересов начинает принимать пре­имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб­ладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пре­небрежительного отношения к существующим нормам и пра­вам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

  1. Социально-педагогические факторы, выражаются в дефек­тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные осо­бенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив­ного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с раз­рывом связей со школой (педагогическая запущенность), веду­щей к несформированности у подростка познавательных моти­вов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сек­суальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.
  2. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обни­щание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безра­ботицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряжен­ность.
  3. Морально-этические факторы, проявляются, с одной сто­роны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру­гой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равноду­шия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжниче­ство, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркоти­ков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!