Детство как социокультурный феномен

Детство - период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий. Детство - период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества.

Детство как социокультурный феномен

На самых ранних ступенях общественного развития ребенок рано приобщался к труду взрослых, усваивая способы добывания пищи. При этом нет необходимости готовить ребенка к взрослой трудовой деятельности. Д.Б. Эльконин выдвинул положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не владеет орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, ребенок рано приобщается к труду взрослых и у него нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей в производственный труд взрослых оказалось невозможным и появился период детства. А с развитием человеческого общества детство удлинялось. Появились подростковый и юношеский периоды.

Таким образом, согласно этим исследованиям, детское развитие необходимо изучать исторически, т.е. изучать изменения личности внутри каждого периода, происходящие в конкретных исторических условиях.

По данным исследований психологов современный ребенок существенно отличается от ребенка прошлых лет.

У сегодняшних детей:

  1. Большие различия паспортного и физиологического возраста. Различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готовности к началу обучения в школе.
  2. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер - возникает тревожность и неуверенность.
  3. У детей ощущение своего «Я» и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
  4. Здоровье современных детей более слабое.
  5. Современные дети в большинстве мало играют в сюжетно-ролевые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

И как следствие, дети приходят в школу учиться, не обладая навыками общения и практически не социализированными, т.е. плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Понятие роста и развития.

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Следует развести понятия «рост» и «развитие».

Рост - количественное изменение какого-либо объекта, в том числе и психических процессов без изменения внутренней структуры. Рост протекает во времени. За количественными изменениями могут происходить и другие явления и процессы, которые свидетельствуют об изменениях в самом организме (созревание железы внутренней секреции). Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур (комплекс оживления, появление знаковой функции сознания).

Может ли ребенок развиваться по-человечески, если не создавать ему человеческие условия жизни и не воспитывать? Изучение явления госпитапизма, характеризующегося изоляцией ребенка от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве, показывает, что дети несмотря на нормальное питание и физиологический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эмбриональном состоянии. Таким образом, наличие человеческого мозга - далеко не главное условие человеческого развития. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни и не заложена в мозгу или в организме ребенка.

Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Поэтому психическое развитие ребенка - особый процесс, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения. Главным преимуществом ребенка оказывается его врожденная беспомощность, его неспособность к каким-либо определенным формам поведения. Чрезвычайная пластичность мозга - одна из главных его особенностей, обеспечивающих психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения - в нем закреплены врожденные формы поведения -инстинкты. Мозг ребенка открыт для нового опыта и готов принять то, что дают ему жизнь и воспитание. У животных процесс формирования мозга в основном заканчивается к моменту рождения, а у человека этот процесс продолжается долгие годы после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ребенка. В животном мире определенные формы поведения передаются по наследству, или же приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи, то у человека свойственные ему формы деятельности и психические качества передаются другим путем - путем наследования культурно-исторического опыта. Поэтому развитие ребенка определяется не только и не столько созреванием организма, но прежде всего социальными и культурными условиями жизни и воспитания ребенка в обществе.

Психика животных: заложенная программа инстинктов; приобретение особью индивидуального опыта в процессе жизни. Психика ребенка:  рост; чрезвычайная пластичность мозга; присвоение культурно-исторического опыта.

Типы развития. Существует множество различных типов развития, которые можно условно разделить на преформированный и нспреформированный

Преформирпчянний тип - решающая роль принадлежит наследственности. Суть преформации: в самом организме закреплены те стадии, которые должен пройти этот организм (эмбриональное развитие). Вытекающий отсюда закон рекапитуляции (прежде было - С.Холл, биогенетическая теория) говорит о том, что ни воспитание, ни обучение не влияют на развитие ребенка.

Непреформироваиный тип - данный тип развития наиболее распространен на планете (Галактика, Земля, общество развиваются по данному типу. Суть: ничего не предопределено заранее, и дети развиваются по-разному, достигая разных уровней развития. Ребенку с рождения не даны те стадии, которые он должен пройти и то, кем он должен стать.

Таким образом, развитие ребенка определяется не только и не столько созреванием организма, но прежде всего социальными и культурными условиями жизни и воспитания ребенка в обществе. Эти условия существенно различаются в разных культурах в разные исторические эпохи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!