Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке

До начала 18 века нехватка рабочих рук приводила к тому, что го­сударство отдавало беспризорных детей в услужение как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такую практику можно считать лишь примитивной формой заботы общества и государ­ства о сиротах.

Прямое попечение о детях в специальных учреждениях появи­лось в первой четверти XVIII в., когда в 1706 г. в Холмово-Успенском мона­стыре за счет церковных средств была построена «сиропитальница» для «зазорных» младенцев. Вскоре было открыто еще десять подобных заведений.

Получило в это же время дальнейшее развитие и государственное попечение о детях через специальные детские учреждения. Петр I повелел монастырям призревать и воспитывать сирот до семилет­него возраста, а потом посылать их в школы для обучения ремес­лам. Кроме того, указом от 1715 г. он предписал устраивать в Мос­кве и других городах «гошпитали для зазорных младенцев». Источ­ником содержания этих заведений были городские доходы и сред­ства, пожертвованные частными лицами и церковью. Когда дети подрастали, их отдавали: мальчиков — в учение мастерам, дево­чек — в услужение. Раздавали детей также по деревням.

Для дальнейшего развития государственной системы призре­ния детей-сирот много сделала Екатерина II, которая утвердила план создания Императорского воспитательного дома в Москве. Его проект, автором которого был известный деятель просвеще­ния И.И.Бецкой (1704—1795), незаконнорожденный сын князя Трубецкого, предполагал из сирот и «зазорных» детей вывести через воспитание и обучение новую породу людей — новых отцов и матерей — и таким образом создать в России новое сословие. Это заведение с особым гошпиталем для неимущих родильниц было государственным учреждением, которое должно было стро­иться «общим подаянием». Одновременно церкви было предложе­но путем сбора пожертвований и на свои собственные средства основать сиропитальницы и в других городах.

В 1764 г. Воспитательный дом в Москве был открыт. В нем пред­полагалось воспитывать «детей-граждан», способных служить оте­честву «делами своих рук в различных ремеслах и искусствах». Вос­питанники этого заведения имели особые привилегии. Они и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены. Свое­образным был и сам статус Воспитательного дома, который рас­сматривался как самостоятельное ведомство, освобождался от пошлин, мог покупать дома, деревни, заводить фабрики, полу­чать часть доходов от увеселительных мероприятий и учреждений.

В 1770 г. Воспитательный дом открылся и в Петербурге. Учреждались и сиротские дома, где дети, оставшиеся без пропитания, оставались до трех лет, после чего направлялись в один из столичных воспитатель­ных домов. По свидетельству современников, туда дети «препро­вождались целыми транспортами».

Число детей, нуждающихся в призрении, неуклонно росло. Все заведения для сирот были переполнены, не хватало кормилиц, что приводило к высокой смертности среди их воспитанников. Поэто­му детей стали отдавать на воспитание в частные семьи, которым государство платило определенные суммы денег. Интересно отме­тить, что при подобном устройстве детей к воспитателям соблю­дался принцип их сословной принадлежности, т. е. дети ремеслен­ников передавались ремесленникам, дети торговцев — купцам.

В 1775 г. был основан приказ общественного призрения — по существу, система государственной помощи. Это произошло на 100 лет раньше, чем в Америке — родине социальной работы. Новое ведомство проводило всю социальную политику в стране. В каж­дой губернии воспитание и призрение нуждающихся детей осу­ществляли народные школы, приюты, сиротские дома, на что регулярно выделялись государственные средства. Кроме того, вся­чески поощрялись общественные и частные пожертвования на эти цели.

При Екатерине II впервые было законодательно разрешено со­здание благотворительных обществ. Однако вплоть до начала XX в. отношение власти к этим обществам было двойственным: с од­ной стороны, их поощряли как источник помощи государству, с другой — опасались как возможного «рассадника» свободомыслия. Одним из важнейших направлений деятельности благотворитель­ных обществ было учреждение воспитательных, учебных и других детских заведений — школ, приютов и т. п.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!