Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы

«Инвалид,— говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленное забо­леванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченным действиям и вызывающее необходимость его социальной защиты».

К категории детей-инвалидов в соответ­ствии с приказом Министерства здравоохра­нения Российской Федерации № 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицин­ского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет» относятся дети, имею­щие «значительные ограничения жизнедея­тельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслу­живанию, передвижению, ориентации, конт­ролю за своим поведением, обучению, обще­нию, трудовой деятельности в будущем».

Назначение инвалидности ребенку явля­ется юридическим актом и предполагает, что государство в лице различных своих служб берет на себя «социальную защиту и по­мощь этой категории детей, объем и струк­тура которых определяются в виде индиви­дуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических фак­торов».

Быстрый рост этого контингента детей в последние два года обусловлен в основном расширением «Медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет при­знается инвалидом»: дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах для глубоко-умственно отсталых детей и в6 домах-интер­натах для детей с недостатками в физиче­ском развитии, так как они нахо­дятся на полном государственном обеспече­нии и пенсии им не оформляются; дети-инвалиды, находящиеся в до­мах ребенка, входящих в систему Минздрава РФ дети-инвалиды, обучающиеся в  школах и интернатах для детей с недостат­ками в умственном и физическом развитии.

В осно­ве возникновения инвалидности лежит множество разнооб­разных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы: а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным по­ражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое рас­стройство здоровья.

Немаловажны также факторы медицинской и педаго­гической запущенности, под воздействием которых, напри­мер, ребенок, объективно способный обучаться и разви­ваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или дома-интерната, ока­зывается удален из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, даль­нейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях осо­бенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интел­лекта и поведения утрачиваются, и патология приобретает стойкий характер.

Следует указать также на низкий уровень культуры ряда родителей, их недостаточную мотивацию в поиске адекватной помощи для детей-инвалидов, в настой­чивом осуществлении реабилитационных процедур и ме­роприятий. Интенсивное развитие техники, транспорт­ных технологий и урбанистических процессов, не сопро­вождающееся гуманизацией технических воздействий, при­водит к росту техногенного травматизма, что также ведет к росту инвалидности

В нашей стране огромное количество детей-инвалидов, многие из них страдают не только из-за самой инвалидности, но и из-за сопутствующих заболеваний, что ведет к проблеме получения образования, профессионального самоопределения. Таким детям просто необходима поддержка со стороны государства, местных органов, социальных  служб. Каждому ребенку обеспечивается определенный комплекс реабилитационного воздействия медицинского, психотерапевтического характера, которые основываются на праве ребенка-инвалида получать особую помощь со стороны государства.

Анализ системы дополнительных гарантий детям-инвалидам в России позволил установить, что современнее законодательство до последнего времени содержало  множество отдельных прав и льгот для детей-инвалидов, а также их родителей в различных сферах жизнедеятельности.

Право на социальное обеспечение, при котором социальная пенсия ребенка-инвалида устанавливалось  на тот срок, на который определена сама инвалидность.

Материальное обеспечение включало в себя денежные выплаты (как единовременные, так и систематические - пособия, страховки, компенсации и др.). Получение различных выплат семьей ребенка-инвалида не лишало права получать материальное обеспечение других видов (пенсий, алиментных средств и др.).

Медикаментозная     помощь,     услуги     учреждений     здравоохранения предоставлялись  детям-инвалидам бесплатно, либо на льготных условиях. Дети   с   ограниченными   возможностями   имели   право   на   бесплатное обеспечение     протезно-ортопедическими     изделиями     и     средствами передвижения.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, дети-инвалиды имели право на бесплатные путевки в лечебные и профилактические учреждения, это же право давалось лицам, их сопровождающим.

Дети-инвалиды, их родители, опекуны и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Помимо того, детям-инвалидам, сопровождающим лицам предоставлялось  право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.

Инвалиды и их семьи принимались на учет и обеспечивались  жилыми помещениями на основании льгот. Инвалиды имели право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты, с учетом заболевания.

Инвалидам и их семьям предоставлялась скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а также льготы 50% по абонентской плате за телефон и радио.

Право на льготы имели семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в сфере трудовых отношений, связанные с предоставлением дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставлением неполного рабочего времени.

В настоящее время большинство льгот которые предоставлялись детям-инвалидам и их семьям, заменены денежной компенсацией. На наш взгляд, это отрицательно скажется на воспитании детей-инвалидов в семье, большинство из них попадут в учреждения социального обслуживания, так как денежная компенсация ничтожна мала по сравнению с тем объемом льгот, которыми обладали дети-инвалиды и их семьи.

Сегодня дети с ограниченными возможностями имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и культурной инфраструктуры. Сюда относятся организация свободного доступа к жилым, общественным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным, и др. учреждениям. Помимо всего, органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, в обеспечении тифлосредствами, в том числе книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Право на получение образования детьми-инвалидами регулируется законом «Об образовании». В соответствии с ним детям обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и высшего образования.

Образование и профессиональная подготовка всех уровней может осуществляться в общеобразовательных или специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Учащиеся обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях учебными пособиями, литературой, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков. Для реализации права на образование законодательно предусмотрен прием инвалидов вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения профессиям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!