Демократия

26 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

 План:

 1. Подобрать из различных источников определения понятия «демократия».

2. Какое из определений кажется вам наиболее правильным и почему?

3. Что именно не устраивает вас в остальных определениях?

4. Какие устойчивые словосочетания с приведенным понятием знакомы вам?

5. Дать развернутую характеристику 4 – 6 найденным словосочетаниям с выбранным понятием.

6. В чем достоинства и недостатки демократии? (Дать аргументированный ответ.)

Список использованной литературы

1. Подобрать из различных источников определения

понятия «демократия».

Демократия (demos – народ + kratos - власть) – народовластие в государстве, политический режим, при котором установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа в управлении государством; закрепленные в законах свободы и равноправия граждан.

В. Д. Перевалов Политология

Демократия (demokratia – власть народа) – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Энциклопедический юридический словарь

Демократия – это управление народом силами самого народа

М. Рокар

Демократия – политическая или социальная система, которая ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия между членами данного общества.

Б. Гуггенбергер

Демократия – форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства.

Д. П. Зеркин Политология

Демократия - форма правления, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей.

М. Вебер

Демократия – форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, которая гарантирует меньшинству условия для осуществления прав, таких как – свобода слова, вероисповедания и т.д.

Радугин А. А. Политология

Демократия – форма политической системы и ее политический режим, основанные на соблюдении прав личности, народовластии, политическом и идеологическом плюрализме.

Л. Сморгунов Политология

2. Какое из определений кажется вам наиболее правильным и почему?

На мой взгляд, более точным (правильным) является последнее определение демократии, как особой формы политической системы в сочетании с производным от нее политическим режимом. Достоинство данного определения в его широте, поскольку оно характеризует особенности как политического режима, так и политической системы, не зацикливаясь на чем-то одном.

1. Что именно не устраивает вас в остальных определениях?

Другие приведенные выше определения указывают лишь на какую-то одну сторону демократии, опуская при этом ее другие особенности, подробно описывают одно в ущерб другому. Все (за исключением последнего) определения демократии характеризуют ее либо как политический режим, либо как политический режим. При этом указанные определения исходят из исторического понимания демократии как народовластия (demos – народ + kratos - власть), ярким примером которого является определение М. Рокара. В настоящее время в понятие демократии несколько шире, в него входит не только особая характеристика государства, выражающая степень политической свободы, политико-правового положения личности, степень политической культуры общества и личности, но и характеристика совокупности государственных и негосударственных организаций и отношений, связанных с формированием и осуществлением политической власти. В соответствии с вышесказанным, по моему мнению, данные определения не удовлетворяют перечисленным условиям.

2. Какие устойчивые словосочетания с приведенным понятием

знакомы вам?

В настоящее время существует огромное количество классификаций демократии, которые выделяют те или иные признаки демократии, и на их основе характеризуют те или иные виды демократии, дают ей своеобразные определения. В процессе изучения учебной литературы, монографий, специальной литературы, посвященной данной проблеме, я познакомилась со следующими определениями и характеристиками демократии, многие из которых стали уже устойчивыми словосочетаниями:

народная демократия

плюралистическая демократия

представительная демократия

непосредственная (прямая) демократия

идентитарная демократия

конкурентная демократия

партиципационная демократия

информационная демократия

интегральная технодемократия

5. Дать развернутую характеристику 4 – 6 найденным словосочетаниям с выбранным понятием.

Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демократии восходит к глубокой древности. Научные основы ее заложил Ж. Ж. Руссо в концепции народного суверенитета. Развернутую характеристику народной демократии дал американский президент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от народа, осуществляется народом и в интересах народа.

Большую роль в развитии учения народной демократии сыграл марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и сформулировали закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из общественных форм собственности и коллективизма, что народ творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправление как управление народом посредством самого народа.

Однако реализовать на практике народную демократию оказалось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем — как господство меньшинства (элиты) при формальном согласии большинства.

Плюралистическая демократия характерна для большинства западноевропейских государств. Французский политолог М. Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит "диффузия", или распыление, власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и множество негосударственных объединений граждан — заинтересованных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признается не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, официально представляют их. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представительными органами являются Президент РФ, президенты республик, коллегиальным законодательным и представительным органом — Федеральное Собрание (парламент). Представительные коллегиальные органы и выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении.

Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы". Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление.

Партиципационная демократия - под «партиципацией» в западной политической науке понимаются все виды участия граждан (добровольной и вынужденной) в политической жизни с целью оказания воздействия на принятие решении различными уровнями и институтами политической системы. Концепция партиципационной демократии тяготеет к непосредственной форме демократии. Ее авторы сосредоточивают свое внимание на обосновании необходимости участия большинства народа не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и во всех других видах политического процесса, включая формирование правящих групп и выдвижение политических лидеров.

При разработке понятий «партиципация» первоначально исходили из участия в политической сфере отдельного гражданина, то есть имелось в виду проведение в жизнь индивидуальных интересов. Затем, благодаря социальным исследованиям, стало ясно, что индивидуалистическая модель партиципации охватывает лишь ограниченный спектр всей комплексности явления. И был предложен иной подход, учитывающий групповые виды участия и дифференциацию населения на слои: апатично настроенные к политическим действиям, сочувствующие тем, кто участвует в деятельности, наконец, участвующие в политических действиях.

Концепция партиципации обосновывает всестороннюю демократизацию общественной жизни, ее политизацию и право участия личности в принятии решений, касающихся всех сфер жизни — через право голоса. В литературе подчеркивается утопический характер такой установки.

Немецкие политологи Б. Гуггенбергер и Д. Нолен рассматривают теорию партиципационной демократии как один из вариантов критической теории демократии, в центре которой — анализ политической действительности с позиции идеала индивидуального самоопределения и ориентации на автономию отдельной личности.

Интегральная технодемократия - этот строй основан на науке; как считает ряд политологов он должен расширить существующую политическую демократию (народное представительство и соучастие), экономическую (кооперативная собственность и самоуправление), культурную (культурная автономия вместе с универсальным доступом к культуре и образованию на протяжении всей жизни). Средства для ее достижения: просвещенное правление народа, посредством народа и для народа во всех сферах — в экономической, культурной и политической.

6. В чем достоинства и недостатки демократии? (Дать аргументированный ответ.)

У демократии есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на ее сильных и слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства, сложности и дорогостоящность при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием и это также отмечается как один из недостатков демократии (представительной). Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Слабости представительной демократии:

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;

7) основные звенья механизма представительной демократии: избиратель-парламент-правительство-премьер-министр или президент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.

Демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание же государства, его замена общественным самоуправлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отношений, свободу человека и различные интересы людей. Кроме того, сохраняя стабильность социальной системы, неизбежны обязательные для всех решения по определенным вопросам.

Известная нам плюралистическая концепция демократии находит практическое признание и применение во многих государствах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят:

1) идеализацию действительности, преувеличение участия граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью большинства;

2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, ВПК, профсоюзов;

3) углубление противоречия между равенством и свободой, ограничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение основополагающих прав личности. Поддержка государством социально ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения.

Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.

Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие большинства граждан.

Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве.

Современная парламентская демократия весьма далека от «народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной демократии, она сегодня является наиболее популярной формой правления.

Список использованной литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учеб. пособие. М., 1994.

2. Бро Ф. Политология. М., 1982.

3. Мельник В. А. Политология. Минск, 1996.

4. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.

5. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. 1993. № 2.

6. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

7. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

8. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

9. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

10. Зеркин Д. И. Политология. Ростов-на-Дону, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(12.3 KiB, 41 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!