Демократический и автократичный стили лидерства

3 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Названия этих стилей лидерства говорят за себя. Слово «авто­кратия» произошло от греческого autokrateia - самодержавие, оно означает единовластие, неограниченную власть одного лица. Демо­кратия же буквально переводится как «власть народа» (от греч. demos - народ и kratos - власть). Ниже мы будем употреблять еще несколько понятий, содержание которых напомним: либерализм ве­дет свое начало от латинского слова liberalis - свободный, этим тер­мином сегодня обозначают свободные убеждения, терпимость к другим позициям, уважение прав других людей. Директивным же называют руководство путем строгих указаний и распоряжений (ди­ректив), отдаваемых «сверху вниз».

В прошлом два стиля лидерства, вынесенные в заголовок этого раздела, рассматривались как две стороны одного целого. Более поздние исследователи пришли к выводу, что это совершенно разные стили. Если лидеры распределяют обязанности между своими подчи­ненными и говорят им, что и как надо делать, то такой стиль лидер­ства называют либерально-директивным. Если же лидер поощряет участие подчиненных в процессе принятия решений, то такой стиль называется автократично-демократическим. Совместив эти два сти­ля, можно получит четыре различных типа руководителя: (1) дирек­тивный автократ, (2) либеральный автократ, (3) директивный демо­крат и (4) либеральный демократ. Хотя любая попытка раз­делить людей на категории вызывает серьезные проблемы, в этой классификации типов руководства есть здравый смысл.

Можно ли сказать, что какой-нибудь из этих стилей руковод­ства предпочтительнее, чем другие во многих, если не во всех, си­туациях? Вряд ли. В каждом из четырех стилей лидерства есть свои достоинства и недостатки. Более того, успех применения каждого стиля зависит от ситуации и уровня развития организации. Напри­мер, представьте менеджера, который мог бы быть описан как ди­рективный автократ. Такой человек принимает решения, не кон­сультируясь с подчиненными, и жестко контролирует их действия. Многие считают этот вариант нежелательным, так как это противо­речит ценности личной свободы, но этот подход может быть высоко успешным в некоторых ситуациях, например, если служащим не хватает опыта или квалификации. Напротив, либеральный авто­крат - это лидер, который сочетает стиль принятия решений и от­сутствие контроля над подчиненными. Либерально-автократичный стиль эффективен при работе с высококвалифицированными спе­циалистами, которые предпочитают работать самостоятельно (на­пример, ученые, инженеры, программисты), но не участвуют в обычном процессе принятия решений. Следовательно, задача лиде­ров состоит в том, чтобы их стиль руководства соответствовал по­требностям организации. В общем, нет ни одного универсального метода, который может использоваться абсолютно во всех случаях. Стиль руководства должен соответствовать ситуации.

На основе исследований, проводимых в 1950-х гг. в Университе­те Мичигана и в Государственном университете Огайо (США) была разработана система, согласно которой поведение руководителей классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным.

Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель сосредоточен на выполнении конкретной работы. Его деятельность включает в себя организацию работы, контроль за исполнением правил подчиненными, постановку задач и четкое разграничение ролей лидеров и подчиненных.

Внимание к подчиненным подразумевает такое поведение, когда руководитель строит свои взаимоотношения с подчиненными на ос­нове доверия и уважения.

На первый взгляд может показаться, что руководитель сосредо­точен либо только на структуре поведения в работе, либо только на внимании к подчиненным. На самом деле, это не так. Эти два кри­терия независимы друг от друга, т. е. руководитель может: 1)либо быть сосредоточен на структуре и одновременно заботиться о подчиненных; 2) либо сосредоточиться только на структуре; 3) либо только на человеке.

Более эффективным является стиль руководства, когда руково­дитель сосредоточен и на работе, и на человеке. Лидеры, сочетаю­щие эти две составляющие в своем собственном стиле управления, имеют несомненное преимущество перед остальными руководите­лями. Для того чтобы эффективно управлять, человек должен обла­дать опытом и сочувствием. Обе эти черты можно преднамеренно и систематически развивать. Работа над собой, как мы уже говори­ли, - первое условие для эффективного лидерства.

В предыдущих разделах мы сосредоточились на лидерах: их чер­тах характера и поведении. Исполнители, или ведомые, игнорирова­лись. Однако исполнители - это одна из главных составляющих лидерства. Без них лидерства просто не может быть.

Важность, исполнителей и сложность взаимоотношений между лидерами и исполнителями признается большинством исследовате­лей. Действительно, многие теории лидерства прямо или косвенно доказывают, что лидерство - это двухсторонний процесс. При изу­чении связи лидеров и исполнителей исследователи выделяют четы­ре основных подхода к лидерству:

- модель взаимодействия лидера и исполнителя;

- теория компетентности;

- харизматическое лидерство;

- трансформационное лидерство.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!