Демократические преобразования в Японии после Второй мировой войны. Конституция Японии 1947 года

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие страны. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим. Отличительной и очень важной чертой послевоенных реформ была их комплексность (также как и период Мэйдзи), поскольку они затрагивали все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию. Демократизация была единственным способом сохранить власть в руках правящей элиты. Она была осуществлена прежними консервативными бюрократами и политиками так называемого второго эшелона, поскольку высший немногочисленный слой политической элиты подвергся чистке в годы оккупации. Не стоит также забывать о том, что понятие «демократия» для западных и азиатских стран не равнозначно. В частности, в Японии сложилась своя специфическая модель, на которую огромное влияние оказали социокультурные особенности народа, традиции политической культуры. При том, что японская демократия имеет все юридические основания и институты, необходимые для ее нормального функционирования, нельзя не заметить ее историческое своеобразие. Япония, как и все другие азиатские страны, заимствовала западные политические структуры, но их содержание под влиянием конкретной политической практики претерпело весьма серьезные изменения.

В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказалась единственно правильным путем подъема страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1% от валового национального продукта Японии. B бюджете Японии на 1988 г. доля расходов на оборону равнялась 6,5%. В абсолютных размерах Япония в 1987 г. расходовала на оборону 25,4 млрд долл., или около 207 долл. на душу населения. В японских «силах самообороны» числилось 246 тыс. человек. Японцы направляют 75% средств, выделяемых на НИОКР, на промышленное, торговое и коммерческое развитие, а на военные расходы тратят 1% своего ВНП. Это позволяет Японии становиться «первым номером» в экономической области.

В 1946 г. законом об аграрной реформе упраздняется крупное, т.е. помещичье, землевладение. Отныне его максимальный размер не должен был превышать 9 гектаров обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Остальная земля покупалась государством и продавалась крестьянам. Для предотвращения спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее продажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий. В результате появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных акционерных предприятий. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала.

Были демократизированы основы трудового и социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов и заключение ими коллективных договоров, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-ми часовой рабочий день и т.п. Предусматривался демократический порядок социального страхования. Меры первых послевоенных лет привели не только к ликвидации «Новой экономической» и «Новой политической» структур, но и к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, фашизма, преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе.

В 1946 г. был принят новый избирательный закон. Право голоса получили женщины, был снижен на 5 лет возрастной ценз. Обе палаты парламента стали избираться на основе закона о выборах в общественные учреждения от 15 апреля 1950 г. Право избирать получили все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей могут избираться лица, достигшие 25 лет, а в палату советников – 30 лет. На системе выборов в парламент Японии также лежит печать традиционализма. В Японии применяется система залога – в палату советников 2 миллиона иен, в палату представителей 3 миллиона иен, если кандидат не набирает достаточного количества голосов, то эти деньги достаются государству. Этот институт очищает выборы от недобросовестных кандидатов, от самовыдвиженцев и просто выскочек. Это напоминает средневековый институт заложничества, по которому губернатор при вступлении в должность оставлял в доме сёгуна своего сына в качестве гарантии того, что будет править честно и будет верен сёгуну. Кроме того, кандидат и выдвигающая его партия должны внести в государственную казну значительную денежную сумму в виде компенсации государственных расходов по проведению выборов.

В послевоенный период в Японии происходила перегруппировка основных политических сил. Процесс распада старых партий и появление новых объединений и организаций сказывались на стабильности политического положения в стране. Сложилась конституционная практика, что после парламентских выборов партия, получившая большинство депутатских мест, формировала правительство.

В последние послевоенные десятилетия кабинет министров формирует Либерально-демократическая партия (ЛДП), и она же располагает депутатским большинством в нижней палате парламента. Партия ЛДП была создана в 1955 г. Кроме нее, крупнейшими партиями Японии являются партия Комэйто (Партия чистой политики), Партия демократического социализма (ПДС), Социалистическая партия Японии (СПЯ).

Конституция 1947 г. Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии, хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Важнейшими положениями нового Основного закона стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония, таким образом, получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией. Примечательно, что текст послевоенной Конституции был подготовлен американскими юристами из штаба оккупационных войск (хотя и с учетом мнения японских правоведов и политиков). Это обусловило появление время от времени в политических кругах страны требований пересмотреть Конституцию и придать ей «исконно национальный» характер. B области внешней политики статья 9 Конституции провозгласила отказ от права ведения войны и вооружённых сил.  Изменения в Конституцию могут вноситься только с одобрения двух третей состава парламента с проведением затем народного референдума. Роль императора в государстве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль английского монарха – «царствовать, но не управлять», олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть» (с. I).

Правомочия императора существенно ограничивались. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний. Все другие действия императора, относящиеся к делам государства, могут обрести законную силу только после одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом. Действует салическая система престолонаследия, эта система полностью исключает из круга престолонаследников женщин, если в семействе имеется несколько сыновей, то вполне естественно, что престолонаследником является старший, год вступления наследника в должность объявляется новой эрой, и с этого года начинается новое летоисчисление. Например, император Хирохито вступил на престол в 1926-ом году, и была объявлена новая эра – эра Села (эра лучезарного мира), и всем детям, которые родились после 1 января 1926-го года, будут писать в свидетельстве о рождении 1 января 1 года эры Селы. Это показывает, что император до сих пор обожествляется. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.

Реальная  власть  по  Конституции  принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Высшим законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 512 депутатов, избираемых сроком на 4 года. По закону о новых избирательных округах от 21 ноября 1994 г. во время выборов в палату представителей, ключевую палату парламента система многомандатных округов среднего размера (как это было с 1945 г. по ноябрь 1994 г.) заменена на 300 одномандатных и 11 округов с пропорциональным представительством, по которым избираются 200 кандидатов от партий. Палата советников состоит из 252 членов, избираемых сроком на 6 лет. 152 члена палаты избираются от 47 префектур, а 100 – от всей страны по системе пропорционального представительства. Состав палаты советников обновляется наполовину каждые 3 года. Обе палаты избираются на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. Законопроект считается принятым, если он одобрен обеими палатами парламента простым большинством голосов. В случае разногласий между палатами решающее слово остается за палатой представителей.

В соответствии с Конституцией установлен следующий порядок принятия законов: а) проект обсуждается в палатах и после принятия его обеими палатами становится законом; б) принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствующих депутатов; в) важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от палаты представителей, и соглашение между палатами не достигнуто, то решение палаты представителей становится решением парламента.

Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру.

Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. В Японии принято называть палату представителей нижней палатой, а палату советников – верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте. В обеих палатах действуют постоянные, специальные и другие комиссии. Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней – утверждение бюджета.

В результате парламентских выборов 2000 г. большинство голосов снова получила Либерально-демократическая партия. Представителям партии в нижней палате принадлежат 233 места из 480 (в предыдущем парламенте – более половины). Правящая коалиция, состоящая из членов ЛДП, Комэйто и Консервативной (за которую голосовали в основном крестьяне и пенсионеры) партии, имеет 271 место. Оппозиционная Демократическая партия получила 127 мандатов (в предыдущем парламенте 95).

По Конституции исполнительная власть в Японии осуществляется кабинетом министров. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов и затем уже номинально назначается императором.

Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности.

Конституция закрепила принцип гражданского правительства. В послевоенном кабинете отсутствуют должности военного и военно-морского министров и министра внутренних дел. Однако начальник Управления национальной обороны является министром без портфеля. Часть функций военного ведомства и МВД выполняет министерство по делам местного самоуправления, но оно не руководит полицией, которая является самостоятельным ведомством.

Японский кабинет министров в полном составе несет ответственность перед палатой представителей. С января 2001 г. действует обновлённая структура центрального министерского аппарата. Важнейшие нормы функционирования исполнительной власти содержатся, помимо Конституции, в Законе о Кабинете, Законе об административной организации страны, Законе о государственных должностных лицах и др. Осуществляемая ныне крупномасштабная административная реформа призвана дать мощный импульс развитию страны в XXI в.

После «реставрации Мэйдзи» и послевоенных преобразований радикальные реформы предстоит провести в стране в третий раз. Реформа центральных правительственных органов направлена на «обновление правительства». Инициативу при этом берет на себя сама государственная власть, которая занимается собственным реформированием. Имея цель создать «правительство, которое идет вместе с народом и пользуется его доверием», она намерена способствовать расширению открытого доступа к информации, выработке системы оценки деятельности правительства и повышению транспарентности работы административных органов, чтобы давать отчет народу.

Реализация  реформы, считают японские специалисты, позволит: а) повысить ведущую роль премьер-министра и кабинета министров и сделать администрацию более гибкой и внимательной к голосу народа; б) при реструктуризации правительства сделать процесс принятия решений  внутри  кабинета  министров  более действенным и эффективным; в) при введении новой системы НАО (Независимых административных организаций) обеспечить выполнение политических решений на более высоком уровне; г) при сокращении административных работников существенно удешевить правительство. Поставлена цель сократить количество государственных служащих на 25% за 10 лет.

Судебная система по Конституции Японии образуется из Верховного суда, высших судов (8), местных судов (50), семейных судов (50), дисциплинарных судов (438). Они имеют множество отделений на местах. В настоящее время в стране изучаются пути реформирования судебной системы с целью сделать судебную систему более доступной для населения, повысить качество судопроизводства.

Судебные органы в Японии – это организационно самостоятельная система. Министерство юстиции судами не руководит. В стране действуют суды пяти уровней:

  1. Верховный суд – это высшая судебная инстанция и высший орган управления судебной системой. Помимо разрешения уголовных и гражданских дел, он рассматривает вопросы о конституционности любого закона, приказа или какого-либо другого официального акта.

Согласно ст. 76 судебная власть входит в компетенцию Верховного суда и судов низших инстанций, исполнительные органы лишены права вмешательства в дела органов судебных. Судьи же «действуют независимо, следуя голосу своей совести, и связаны только действующей конституцией и законами». Верховный суд и нижестоящие суды рассматривают не только обычные уголовные и гражданские дела, но и дела, связанные с незаконными действиями органов исполнительной власти, находившихся ранее в ведении особых административных судов.

В соответствии со ст. 77 Верховный суд Японии руководит деятельностью судов низших инстанций, определяет порядок и организацию их работы, а также правила судопроизводства. Установленные Верховным судом правила обязательны для всех работников суда и прокуратуры.

Согласно ст. 78 «Судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания».

Hовый Основной закон положил конец прямой зависимости судебных органов от императорского дома, а это означает ликвидацию одной из многочисленных традиций японской государственной системы. Показателем некоторого прогресса является и новый метод формирования Верховного суда. В соответствии с Конституцией члены Верховного суда назначаются кабинетом министров. В отличие от прежних времён, каждая кандидатура должна быть одобрена избирателями на ближайших парламентских выборах. Кандидатура каждого нового члена Верховного суда выносится на референдум, который происходит раз в 10 лет. Избиратели подтверждают их полномочия или высказываются против дальнейшей их деятельности. Референдум проводится по каждому члену персонально. Судьи Верховного суда народу известны, а если неизвестны, то человек голосует по общему своему отношению к суду. Это самый эффективный способ контроля над Верховным судом.

Однако демократизм формирования Верховного суда крайне ограничен. Народные массы лишены возможности выдвигать в высший судебный орган Японии своих представителей и имеют лишь право одобрять или отвергать результаты голосования по кандидатам правительства. Десятилетний интервал между референдумами не даёт населению возможности быстро избавляться от потерявших доверие членов Верховного суда, что практически равнозначно их несменяемости. К тому же назначение судей низших инстанций производится не выборным, а бюрократическим путём – по назначению кабинета на основании списков, представленных Верховным судом.

Помимо указанных полномочий, Верховный суд наделён ещё одним очень важным правом, зафиксированным в ст. 81: «Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или иного официального акта». Тем самым Верховный суд как бы поставлен над парламентом.

В Японии действует только исковое судопроизводство по вопросу о признании того или иного закона неконституционным. Это означает, что любой поданный Японии (юридическое или физическое лицо) может обратиться в окружной суд с иском о признании того или иного закона неконституционным. Окружной суд рассматривает это дело и выносит предварительное решение (например, признает закон неконституционным) и передает материалы дела в Верховный суд, решение которого является окончательным. Существует мнение, что Верховный суд консервативен, и что за всю историю существования он удовлетворил всего несколько исков о признании закона неконституционным, но это объясняется только высокой квалификацией парламента и законодательства Японии.

В Конституции по-прежнему нет никаких упоминаний об институте присяжных заседателей, без которых судебное заседание легко теряет демократический характер. К тому же гласность судопроизводства сворачивается, если это нужно для поддержания правопорядка.

  1. Высшие суды являются, главным образом, апелляционной инстанцией.
  2. Местные суды. К их юрисдикции относятся все уголовные преступления, за исключением тех, за которые предусмотрено наказание только в виде штрафа, а также дел взрослых преступников, относящихся к юрисдикции семейных судов.
  3. Семейные суды рассматривают материалы на несовершеннолетних правонарушителей, разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в примирительных комиссиях. В порядке уголовного судопроизводства рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство о несовершеннолетних.
  4. Дисциплинарные суды. К их юрисдикции относятся: а) преступления, за которые предусмотрен штраф в виде альтернативного наказания; б) преступления, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа; в) кражи, присвоения, укрывательство краденого, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.

Ведущую роль продолжают играть традиционные формы примирительного посредничества и полюбовного улаживания споров. Японцы продолжают упорно придерживаться старых традиций, несмотря на коренные изменения условий их существования. Даже в случае дорожно-транспортного происшествия пострадавший или его родственники стараются не обращаться в суд, а прибегают к услугам опытного посредника. Им может быть, например, вышедший на пенсию полицейский чиновник, компетентный в разрешении подобного рода дел. Чаще всего конфликт гасится именно на этой стадии. Разумеется, склонность японцев к полюбовному решению споров не следует переоценивать. В ряде случаев нежелание японцев обращаться в суд объясняется не традиционными установками, а такими причинами, как перегруженность японской судебной системы, непомерная продолжительность процессов в судах первой инстанции, которые нередко тянутся многие годы.

Система органов прокуратуры строится по четырехуровневой схеме: 1. Генеральная прокуратура. 2. Высшие прокуратуры. 3. Местные прокуратуры. 4. Участковые прокуратуры. Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но оно не наделено правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.

В Японии прокуратура – это единственный орган, наделенный правом возбуждения уголовного преследования. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпораций, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществление надзора за исполнением приговора.

Полиция Японии. Это самостоятельное государственно-муници-пальное ведомство, в котором имеет место сложное сочетание централизирующего (государственного) и децентрализирующего (префектурного) начал. Главное полицейское управление подчинено премьер-министру через государственную комиссию общественной безопасности, которая состоит из представителей различных социальных групп и призвана обеспечивать контроль за деятельностью полиции со стороны общества. Префектурные полиции относительно самостоятельны. Главное полицейское управление лишь координирует их деятельность.

На полицию возложены профилактические, оперативно-разыскные и следственные функции. Профилактикой преступности занимаются низовые звенья патрульно-постовой службы полиции в тесном контакте с населением. Низовые звенья – это полицейские будки (в городах) и полицейские посты (в сельской местности).

В полицейских будках работают посменно 3-4 полицейских, в полицейских постах – 1 полицейский. Помещение полицейских постов делится на две части – служебную и жилую, где полицейский постоянно живет вместе со своей семьей. Престиж полиции среди японского населения очень высок.

После Второй мировой войны со всей очевидностью проявилась тенденция к снижению уровня преступности. Эта тенденция стала результатом восстановления культурных традиций по внушению чувства стыда нарушителям, включающих действенное объединение этих традиций с наказанием. Отмечаемый спад не был явлением лишь первых послевоенных лет: за период между 1976 и 1980 годами количество убийств в Японии сократилось на 26%. Уровень преступности в Японии является, вероятно, наиболее низким среди всех развитых стран. Система уголовного правосудия действует эффективно (в том смысле, что процент задержания правонарушителей высок) и крайне снисходительно (лишь некоторые из этих правонарушителей отправляются в тюрьму). Так, в 1978 г. японская полиция успешно расследовала 53% всех известных случаев кражи, но только 15% из 231 403 подозреваемых были арестованы. Судебное преследование начинается только по серьезным делам или по делам менее серьезным в том случае, если обычная процедура принесения извинений, возмещения ущерба и выражаемого жертвой прощения в той или иной степени не реализуется. К тюремному заключению приговариваются менее 10% осужденных, две трети из которых получают срок условно. В Японии при рассмотрении 27% дел, связанных с убийствами, выносится условный приговор. Более того, со временем отмечается снижение среднего срока тюремного заключения. Естественно, основными социальными единицами, принимающими на себя ответственность за реинтеграцию осужденных правонарушителей, являются семьи. Помимо семьи, однако, существуют быстро разрастающиеся образования общественных добровольцев. В Японии действуют 540000 местных подразделений Ассоциации по предупреждению преступности и 10725 профессиональных объединений по предупреждению преступности, 126 000 добровольных сотрудников Организации руководства и помощи несовершеннолетним, которые выполняют «полевую» работу с подростками, 8000 членов Объединения «старших братьев и сестер», занимающихся трудными и делинквентными подростками, 32000 добровольцев Женской ассоциации содействия реабилитации правонарушителей, 80000 членов Добровольного объединения работников службы пробации, 1640 добровольных посетителей пенитенциарных учреждений, 1500 представителей Товарищества работодателей, оказывающих содействие условно-досрочно освобожденным при приеме на работу, 2028 Советов по связям полиции и школы, а также многие другие организации. Стремление нации к реинтеграции прописано даже в статье 1 Закона о реабилитации правонарушителей. Цель данного закона – обеспечение социальной защиты и развития частного и общего благоденствия посредством оказания помощи в исправлении и реабилитации правонарушителей и содействия в мероприятиях по предупреждению преступности. Ассоциации по предупреждению преступности и другие добровольческие объединения связаны с системой неформального местного управления, которое распространяется на каждый дом, каждую семью, а также с системой «местной полиции».

Когда речь заходит об организованной преступности (ОП) в Японии, то обычно возникают ассоциации – «якудза». Такое именно название ОП в целом более характерно в неофициальном обращении. С принятием же государственной программы борьбы с оргпреступностью японский законодатель ввел в официальное употребление новый термин для обозначения ОП: «Борекудан». Динамика развития оргпреступности в Японии выглядит примерно следующим образом: в 1963 г. правоохранительные органы учитывали 5216 групп с численностью 184000 человек. После этого отмечается резкое сокращение и количества преступных групп, и числа их членов. В 1976 г. групп уже насчитывалось всего 2502 с общей численностью членов 108266, а на конец декабря 1981 г. эти цифры составили 2452 и 103263 соответственно.  В 1988 г. – 3201 группы,  объединяющие  86287 человек. В 1990 г. – 3155 группировок общей численностью 87260 человек. И, наконец, в 1992 г. эти цифры составили 3300 «борекудан» и 88300 их членов. Это наполовину меньше чем 30 лет назад, но беспокойство у полиции вызывает то, что группы консолидируются, пытаются оказывать влияние на общественную и даже политическую жизнь страны.

Объективно оценивая тот материальный и духовный (моральный) ущерб,  который  причиняется оргпреступностью обществу, японский законодатель принял реальные шаги в противодействии ей. По данным на 1997 год, в Японии существовало 7 гангстерских кланов. Крупнейший из них – «Ямагучи-гуми» – состоит из 400 групп. В каждой может быть до ста якудза. По данным полиции, общее число членов «Ямагучи-гуми» достигает 23 100 человек, затем идут синдикаты «Дзюкити-кай» (8000 членов); «Иногава-кай» – 140 групп (7400 членов); «Кёкуто-кай» (2300 членов); «Сумиёси рэнго» – 112 групп (600 членов).

Местная полиция. Современные концепции социального контроля над преступностью, помимо иных идей, возлагают надежды на «community policing», что несколько условно можно перевести как взаимодействие, сотрудничество населения и полиции. Речь идет о том, что если полиция будет лучше сотрудничать с населением, будет внушать населению больше доверия, то и деятельность ее будет более эффективной. Предлагаются различные модели community policing – от программ сотрудничества до местной («коммунальной») полиции, сотрудники которой хорошо известны жителям района (микрорайона). Такая полиция должна финансироваться местными органами власти, т.е. оплачиваться налогоплательщиками –  жителями места дислокации «коммунальной полиции».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!