Декоративно-прикладное искусство в Киевской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Прикладное искусство Ки­евской Руси отличается большим разнообразием, высоким техни­ческим мастерством, совершенством художественного вкуса. В этом отношении показательны многочисленные произведения ювелир­ного искусства, которые находят в большом числе во время архео­логических раскопок: это серьги, подвески, гривны, браслеты. Они выполнены из серебра или золота с применением скани и зерни, техник, известных еще древним славянам. Тонкие крученые прово­лочки или крошечные зерна напаивали на основу, создавая причуд­ливые орнаменты. Уже в IX в. появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым.

Большого мастерства достигли киевские мастера в изготовлении изделий из эмали. Техника эмали была заимствована в Византии. Искусство эмали было чрезвычайно популярным — русские худож­ники киевского периода достигли высочайшего технического уров­ня в изготовлении перегородчатой эмали. Расстояния между тонкими золотыми перегородками заполняли яркой стекловидной массой, окрашенной окисью металлов в разные цвета— эмалью, которая при обжиге затвердевала. Многочисленные маленькие эма­левые образки могли иметь самостоятельное значение или украшать оклады (переплеты) книг.

В кладах, найденных в Рязани в 1822 г. и в Киеве в 1889 г., обнаружено несколько замечательных ювелирных изделий из золота и эмали, датируемых двенадцатым столетием. Расцвет этого вида прикладного искусства свидетельствует о высокой художественной зрелости киевской культуры.

Высоко было развито в Киевской Руси и искусство вышивки, хотя до нас дошло совсем немного ее образцов. И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а кня­гини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни и коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах, и в деревнях была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова.

XII—XIII в.— период расцвета новгородского прикладного ис­кусства. Характерный орнамент, напоминающий плетение из ре­мней, который использовался для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла. В художественном отношении особенно примечательны две дарохранительницы из ризницы Со­фийского собора. Это своего рода модели храмов. Большой сион украшен рельефными фигурами двенадцати апостолов. Они отли­чаются легкими и стройными пропорциями, тонкой проработкой деталей. Рельефы другой манеры мы видим на потирах — сосудах для причастия. Ручки украшены гроздьями винограда. Для рельефов типична известная плоскостность. Фигуры святых большеголовы, коренасты и напоминают о новгородской иконописи демократи­ческого направления. В надписи на поддоне одного из них указано имя мастера — Коста, на другом — Братила. Как можно опреде­лить по характеру начертания букв, сосуды выполнены в первой половине XII в. Как и Киев, Новгород славился искусством перегородчатой эмали. Об этом можно судить по маленьким иконкам оклада Мстиславова евангелия XII в., хранящегося в Историческом музее (9).

Разнообразие орнаментальных форм характерно для всех изде­лий русского прикладного искусства. Оно проявляется в украшении рукописей, вышивках, эмалях, в резьбе по дереву, изделиях из кости и т. д. Оно повлияло не только на искусство высших классов, но и на народное искусство, так как эти традиции сохранились в народ­ном творчестве и в более поздние периоды.

Татаро-монгольское нашествие 1237—1241 гг. застигло Киев­скую Русь цветущей державой. Однако постоянные междоусобицы уже подточили ее могущество. В 30-е гг. XIII в. Киевская Русь начала распадаться на мелкие княжества. В 1223 г. на реке Калке произошло первое сражение русских войск с татаро-монгольской ордой, закон­чившееся их полным разгромом. Зимой 1237 г. войска Батыя, внука Чингисхана, вторглись в рязанские земли, а в 1240 г. пал Киев. Захват русских земель проходил в упорной и кровопролитной борьбе. Батый, первоначально вынашивавший планы покорения Европы, не смог двинуться на Запад, ослабленный этой борьбой. Кочевники обосновались на Нижней Волге, назвав свое государство Золотой Ордой. Русские княжества стали их вассалами. За этими скупыми фактами стоит многолетняя трагедия нашего народа, завершение самого древнего периода нашей государственности, прекращение блестящего культурного расцвета Киевской Руси. Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского кня­жества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла (9).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!