Декоративно-прикладное искусство и литература Московской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На протяжении первой по­ловины XV в. в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI в. шитье выполнялось в основном гладью. Разно­цветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя общей радо­стной гаммы (19).

Прикладное искусство Москвы XVI в. дало много непревзой­денных образцов резьбы по дереву, ювелирного искусства и худо­жественного шитья. Из памятников древнерусской резьбы по дереву наиболее примечательно «Царское место» (1552 г.). На боковых стенках этого трона помещены рельефные сцены^ изображавшие легенду о получении Владимиром Мономахом царской шапки и барм (оплечья) из Византии. Из произведений московского юве­лирного искусства выделяется своим изяществом большое золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 г. Троицкому монасты­рю. В центре блюда как бы в ореоле лучей находится двуглавый орел — символ могущества Российского государства. В тонком рас­тительном орнаменте по краям блюда — мотивы, родственные за­падноевропейскому Возрождению. Не имеют себе равных по тонкости исполнения три золотые цаты (подковообразные подве­ски), сделанные по распоряжению Ивана Грозного для иконы «Троица». Золотой ажурный орнамент окружает три крупных дра­гоценных камня, помещенных на каждой из подвесок (История Москвы).

Московские вышивальщицы в XVI в. создали разнообразные предметы художественного шитья, в которых они стремились пере­дать образы русских людей, их настроения и окружающий мир. В XVI в. лицевое шитье остается, как и прежде, близким к иконным традициям. Однако в нем появляется ряд новых черт. Мастерицы стремятся достигнуть особой пышности и богатства, обильно упот­ребляя жемчуг, драгоценные камни, золотые нити. Стежки, распо­ложенные в определенном порядке, дают многообразные узоры. На некоторых изделиях прикладного искусства этого периода оказало влияние творчество Рублева, например, на покрове с изображением Сергия Радонежского, хранящейся в Загорске, чувствуется глубокая человечность образа, которая восходит к рублевской традиции в русском искусстве. Разнообразием швов вышивальщицы подчерки­вают форму. Они искусно комбинируют нити серого, фиолетового, серо-коричневого тонов, придавая серебристость всей палитре (19).

В XVI в. существовало несколько больших мастерских шитья, каждая из которых отличалась своими особенностями. В произве­дениях, созданных в мастерских Старицких, фигуры грузные, дви­жения преувеличенные. Красочная гамма мягкая, но в то же время звучная. Наиболее яркий пример деятельности этих мастерских — плащаница 1561 года в Историко-художественном музее-заповед­нике Сергиева Посада (9).

Шитье «строгановской» школы по подбору красок, по рисунку близко к иконам, заказанным Строгановыми. Самым значительным памятником этих мастерских можно считать плащаницу, подарен­ную Никитой Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. Богоматерь, святые, ангелы в торжественном ритуале скло­нились над телом Христа, которого они оплакивают. Выполнена плащаница на красной камке лиловыми, голубыми, зелеными шел­ками.

Руками московских мастеров создавались бессмертные шедевры национального гения, по праву занимающие выдающееся место в мировой сокровищнице искусства.

Татаро-монгольское нашествие затормозило разви­тие летописания, хотя даже в самые мрачные годы ордынского ига оно не умерло и продолжало свое развитие, донеся до нас многие подробности жизни людей той эпохи. Основной темой литературы начиная с XIII в. становится патриотическая тема. Воинский подвиг во имя спасения Отечества, любовь к своей земле, скорбь по погибшим — все это находит непосредственное воплощение в ле­тописании, агиофафии, повестях и поучительных словах. Развива­ясь в разных удельных землях, русская словесность тем не менее составляла единое целое на основе общности религии, языка, истории, культурных традиций.

Литература в конце XIV— начале XV вв. развивается особенно интенсивно. В ней можно различить большое количество стилей и тенденций, многообразие жанров и местных особенностей. Веду­щими, несомненно, следует признать произведения, посвященные борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига, проникнутые героическими и патриотическими идеями. Первому столкновению с ордой посвящена «Повесть о битве на Кадке», написанная, по всей видимости, в период между 1223 и 1238 гг. Исследователи полагают, что «Повесть», вошедшая в Новгородскую первую лето­пись, была создана очевидцем или участником Калкского сражения непосредственно после битвы. Из-за разобщенности князей битва была проиграна, скорбь охватила русскую землю, надолго поселив в сердцах наших предков мистический страх перед ордынцами, преодоленный лишь с победой на Куликовом поле. Мамаево побо­ище освещалось с разных позиций и в разное время. Одна из версий представлена в прекрасном поэтическом произведении — «Задо-нщина», которая является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Сегодня известно шесть вариантов «За-донщины», самый ранний из которых относится к 1470-м гг.

Мысль о единстве русских земель пронизывает большинство литературных произведений этого периода. Так, например, извест­ное произведение: «Слово о погибели Русской земли» — XIII в. мыслит русскую землю как единое целое: от Тамани до Прибалтики и от Дуная до Суздальщины.

Начиная с конца XIV в. в литературе развивается экспрессив-но-эмоциоанальный стиль, названный Д.С. Лихачевым «абстракт­ным психологизмом». Ученый пишет: «В центре внимания писателей конца XIV— начала XV в. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства, отдельные состояния человеческой души не объединяются еще в характеры. Отдельные проявления психологии изображаются без всякой индивидуализа­ции и не складываются в психологию. Связывающее, объединяющее начало — характер человека — еще не открыто, индивидуальность человека по-прежнему ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий — добрых или злых, положительных или отрицательных» (12).

Москва, объединяя разрозненную, израненную Русь, создавала общерусскую культуру. В XV в. в Москве создавались общерусские летописные своды. Первым московским летописным сводом подо­бного рода была летопись, составленная митрополитом Киприаном в 1408 г. В ней были собраны летописи Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска и др. В XV—XVI вв. расширялось количество литературных жанров и произведений. Большой популярностью у читателей пользовались жития святых. С наибольшей яркостью этот жанр отразился в творчестве великого Епифания Премудрого. Он написал, вероятно, много сочинений; сегодня мы можем судить о степени его мастерства и огромной начитанности по двум агиографическим памятникам — «Житию Стефана Пермского» и «Житию Сергия Радонежского». В «Житии Сергия Радонежского» имеется описание самых разных эпизодов жизни святого (19).

В XVI в. была составлена Степенная книга, содержавшая жиз­неописание династии Рюриковичей. Появилась «История Казан­ского царства», посвященная взятию Казани. В устном народном творчестве отразилась борьба с монголо-татарами («Задонщина» — рассказ о Куликовской битве, «Повесть о Щелкане» — о восстании 1327 г. в Твери). Появились описания путешествий в далекие страны («Хожение за три моря» Афанасия Никитина, посвященное поездке тверского купца в Индию, дневник поездки русского посольства на церковный собор во Флоренцию). Почти во всех богатых домах имелся «Домострой» — сборник полезных советов по ведению домашнего хозяйства и «Хронограф» — своеобразный учебник всемирной истории (26).

Во второй половине XV— первой половине XVI в. завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего, усиливается интерес к филоло­гии, к комментированию древних текстов, к изучению иностранных языков. Среди многочисленных литературных жанров на первое место выдвигается публицистика. Стремление обосновывать особое значение Руси — «третьего Рима» — и роли великого князя больше всего сказывается в произведениях литературы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!