Культ Мена на монетах Римской империи (I-II вв. н.э.)

28 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Культ Мена привлек наше внимание не случайно. Это малоазийское божество дважды покидало свое отечество и распространялось на Западе: первый раз - в IV веке до н.э. в Аттике и второй раз - в I – II  веках н.э. в Риме. Однако и в том и в другом случае его культ не приобрел особой популярности, как, например культы других малоазийских «пришельцев»: Кибелы, Аттиса и т.д. Причину этого следует усматривать в том, что Мен был божеством по преимуществу рабским, естественно, это не способствовало особой популярности его культа.
Сказанное выше подтверждается нумизматическими данными, поскольку в общеримской чеканке I – II в. н.э. не зафиксировано ни одного появления этого божества. Изображения этого божества фигурируют исключительно в провинциальной городской чеканке. Дело в том, что в Римской империи Мен сохранил свою функцию «покровителя общины» и в ряде римских городов считался официальным патроном.
Мен был особенно популярен в городах Анатолии. Это зафиксировано городскими монетами II-III веков н.э. Так, на монетах Филомелии (Азия), Гидрелы (Азия), Лаодикеи (Азия), Меонии (Азия), Нисы (Азия), времени династии Юлиев-Клавдиев часто появляются изображения Мена. Однако, монетные типы с этим божеством не отличаются большим разнообразием: как правило, это Мен во фригийском колпаке, Мен на спине лошади и некоторые другие.
Непосредственно в императорской чеканке Мен появляется лишь несколько раз, таким примером могут служить кистофоры Адриана, относящиеся к восточному выпуску 128-132 гг., на реверсе которых изображается Мен с патерой и скипетром в руках.
Во многих римских провинциях Мен также отождествлялся с Аттисом-Менотираном - богом целителем и покровителем могил. Нам известна существовавшая в середине II века н.э. в городе Коллиде коллегия, которая ставила посвящения Мену Тиаму, Мену Петрайету и Матери богов.
Культ бога Мена был также распространен и в Северном Причерноморье. Он содействовал, как и Аттис, плодородию земли и здоровью людей. Это было доброе семейное божество, защитник слабых, охранник могил. Мена почитали городские низы, рабы, вольноотпущенники. Видимо, поэтому изображения Мена известны только в терракотовых статуэтках.
В Пантикапее широко распространен образ Мена в виде ребенка, сидящего на петухе, притом в одежде Аттиса. Как уже отмечалось, Мен был божеством одновременно и небесным и хтоническим, содействовал плодородию земли и охранял могилы. В этом отношении он был очень близок Аттису. Одним из атрибутов и Аттиса и Мена была шишка сосны, циста со змеями.
Данные стороны культа находят отражение на римских провинциальных монетах II-III вв. н.э. - божество сопровождают следующие атрибуты: шишки пинии, звезды, серп луны, фригийский колпак. Данные монеты указывают на полное отсутствие каких-либо претензий божества на связь с императорской властью, как это пытались сделать в то время Кибела, Аттис, Исида, Серапис, Юпитер Аммон.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!