Чувашская культура

План:
1. Этнические группы. Места проживания чувашей.
Язык чувашей          с.3
2. История чувашского этноса       с.4
3. Чувашское  традиционное хозяйство     с.9
4. Поселения и постройки чувашей      с.10
5. Национальная одежда        с.11
6. Традиционные кушанья чувашей      с.13
7. Исторические особенности быта       с.14
8. Религиозные верования чувашей. Традиционные обряды  с.15
9. Народное творчество и культурное развитие    с.18

Список источников          с.21
Приложения           с.22

1. Этнические группы. Места проживания чувашей. Язык чувашей
Чуваши делятся на три субэтнические группы: вирьял (тури) «верховые» (север и северо-запад Чувашии), анатри «низовые» (юго-восточная и южная части Чувашии, Закамье и Башкирия), анат-енчи «средненизовые», т. е. группа, средняя между первыми двумя (центральные и северо-восточные районы Чувашии).
По культуре анат-енчи ближе к анатри, по языку — к вирьялам. Низовые чуваши в большей мере сохранили булгарский компонент, в культуре верховых заметнее проявляются финно-угорские (главным образом марийские) элементы. У современных  чувашей высока степень консолидированности, более половины не причисляют себя ни к какой группе.
По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживают 1.773.645 чел. чувашей, что составляет 96,3% всех чувашей бывшего СССР; из них 77,54% считают родным чувашский язык, 22,26% — русский язык, 0,2% — другие языки. Основная этническая территория чувашей - Чувашская Республика (906.922 чел., или 49,2%) со столицей г. Чебоксары, проживают также в Татарии (134,2 тыс.), Башкирии (118,6 тыс.), в Москве и Московской обл., в областях РФ: Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, в Красноярском крае, в Казахстане (22,3 тыс.) и на Украине (20,4 тыс.).
Чуваши говорят на чувашском языке, относящемся к булгарской группе тюркской языковой семьи. В чувашском языке два диалекта: низовой («укающий») в южных районах Чувашии и верховой («окающий») в северных районах. Между ними пролегает зона переходных говоров (или, как их называют некоторые исследователи, средний диалект чувашского языка).
В группе тюркских языков чувашский язык занимает обособленное место. Он противостоит остальным тюркским языкам, не входя ни в одну из ветвей этой группы, но составляя отдельную ветвь. Чувашский язык отличается фонетическими особенностями: такими, как «ротацизм» (соответствие чувашских плавных р и л общетюркским свистящим и зубным звукам з, с, д); например, общетюркскому кыс (дочь) соответствует чувашское херь, тюркскому юз (сто)— сюр, тогуз (девять) - тахар, кыш (зима) -  хел и т. д.; другая черта - это палатализация (смягчение) согласных; третья - оглушение звонких согласных в начале и в конце слов. В области грамматики чувашский язык характеризуется также своеобразными чертами, например наличием префикса, что совершенно несвойственно тюркской речи.

2. История чувашского этноса
Относительно этногенеза чувашей существуют разные точки зрения. Так, этническую основу чувашей видели в местном финно-угорском (а именно марийском) населении, подвергшемся сильному культурному и языковому влиянию пришлых тюркоязычных болгаро-суварских племен (эта гипотеза сейчас никем не поддерживается). Другое объяснение (не подтверждаемое археологически): чуваши сформировались на основе тюрков, проникавших в Среднее Поволжье еще до появления там болгар. Наконец, большинство исследователей принимает концепцию, согласно которой чуваши  как особый этнос сформировались в XIII—XVI вв. на основе части болгарских и суварских племен, которые не были ассимилированы кыпчаками-мусульмана-ми и которые смешивались с местными финно-угорскими племенами (предками марийцев, мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюрко-болгарского компонента. Истоки этнической истории чувашей, таким образом, прослеживаются через древнюю историю волжских болгар, первоначальная прародина которых находилась в Центральной Азии. Предки оногуро-болгар, сабиров (савиров) и др. входили в гуннскую (хуннскую) конфедерацию племен; в кон. 1-го тыс. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э. они заняли степи Казахстана и Средней Азии, где в результате взаимодействия тюркоязычных племен с ираноязычными племенами сформировалась протоболгарская этническая общность (оногуро-болгары). В 460 г. протоболгары появились в степях Северного Кавказа и Приазовья, основав государство Великая Болгария; савиры (сувары) и барсилы создали Сувар-ское царство в Прикаспии. После распада Великой Болгарии (ок. 650 г.) часть болгар в кон. VII в. начала переселение в Волго-Камье, к ним в сер. VIII в. присоединились сувары и родственные им бар-силы. В Среднем Поволжье болгары основали государство Волжская Булгария. Болгары в кон. VII- нач. XIII в. расселялись по обеим сторонам Волги в ее среднем течении, центр болгар находился в Нижнем Закамье. Сувары жили в бассейне. р. Черемшан, позднее они переселились и на правый берег Волги: сувары и болгары заселяли южные районы территории современной Чувашии вплоть до р. Сура. И у тех, и у других были тесные этногенетические и культурные контакты с угорскими, в том числе прамадьярскими (прото-венгерскими) племенами, которые пришли в IV-V вв. в Среднее Поволжье и Приуралье из южных районов Западной Сибири и жили в бассейнах рек Б. Черемшан, Кондурча, Сок и Кинель. Болгары ассимилировали также часть буртасов (племена неясной этнической принадлежности, возможно финно-угры). Волжская Булгария была завоевана Золотой Ордой (1236), через два века наступил период существования Казанского ханства (1445-1551). Все это время болгары подвергались сильному влиянию кыпчакского этнического элемента. С сер. XIV в. болгары расселялись в различных направлениях, что ускорило распад болгарской этнополитической общности и формирование чувашей, татар и башкир. Эти народы частично смешивались друг с другом, а также в различной степени ассимилировали в своем составе финно-угорские группы местного населения. Формирование субэтнических групп чувашей также происходило параллельно с процессом расселения и миграций болгарского, кыпчакского и финно-угорского населения в течение болгарского, золотоор-дынского и казанского периодов. Ядром складывания верховых чувашей было междуречье рек Выла и Сорма. Территория между реками Сорма, Шатьма и Унга была заселена марийцами вплоть до кон. XIV в. После ухода части марийцев сюда пришли средненизовые чуваши. Таким образом, формирование верховых чувашей  происходило в результате слияния чувашей бассейнов рек Выла — Сорма, Унга — Цивиль. Сундырская подгруппа верховых чувашей образовалась в результате ассимиляции болгаро-чувашами марийцев; здесь марийский субстрат проявляется более отчетливо, чем в других районах. Ядром складывания группы средненизовых чувашей было междуречье Аниша и низовий Свияги, эта территория в XIII-XIV вв. расширялась и охватила низовья Цивиля. Ядром низовых Ч. было Приказанье и Заказанье. Эта группа расселилась на юге современной Чувашии в XV-XVI вв., формирование же ее степной и лесной подгрупп продолжалось в XVII-XVIII вв., притом некоторое участие в этом процессе приняли также мишари и казанские татары. Низовые чуваши в большей степени сохранили этнические черты болгаро-чувашей по сравнению с верховыми, в культуре которых заметно выступали марийские элементы. Расселение чувашей  происходило в основном в южные районы Чувашии с сер. XVI до нач. XVIII в. В XVI-XVII вв. появилось много чувашских селений в Симбирском крае, тогда же возникли отдельные чувашские селения в Самарском и Саратовском краях. В XVII-XVIII вв. беглые крестьяне и переселенцы из Чувашии основали поселения в Закамье, Приуралье и Башкирии. В Западной Сибири чуваши появлялись еще в золотоордынский период; возможно, они приняли участие в формировании западносибирских татар Тоболо-Иртышского междуречья. Новое освоение чувашами Сибири происходило вместе с русской колонизацией с XVII в. Но начало формирования чувашского этнического массива в Западной Сибири относится к кон. XIX в. Самая мощная волна миграций Ч. и крестьянского освоения Сибири отмечалась в 1921-1929 гг. Политическая история чувашей связана с их последовательным вхождением в государственные образования Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, после падения которого Ч. вошли в состав России. В 1920 г. чуваши получили государственность с образованием Чувашской авт. обл., преобразованной в 1925 г. в Чувашскую АССР, в 1990 г. - в Чувашскую ССР, в 1992 г. - в Чувашскую Республику.
Этноним чуваш впервые встречается в русских источниках с 1508 г. В документе 1521 г. упоминаются «вси князи казанскиа и татарове и мордва и черемиса и чюваши» (ПСРЛ, т. XXIV, с. 218). До этого русские летописи долгое время отождествляли чувашей с черемисами (марийцами), затем стали выделять чувашей. В 1524 г. кн. А. Курбский писал: «горная черемиса, а по их чуваша зовомая, язык особливый». Отождествлялись чуваши и с бесермянами (причепецкими удмуртами), которые по происхождению являются потомками болгар и называли себя также чувашами; в писцовых книгах XV—XVII вв. бесермяне и чуваши  назывались чувашены (чувашане, чювашане). Сам этноним чуваш (чув. чаваш) происходит от названия суваз (зетаци-рованная форма этнонима сувар, употребленная в сочинении арабского историка Ахмеда ибн-Фадлана, который путешествовал на Волгу в 921-922 гг.). Это название сохранилось в горномарийском обозначении чувашей суасла мари «человек на сувасский лад», т. е. «человек на татарский лад» (слово суас в языке луговых мари, живущих в пограничных с татарами районах, означает татарина). В этногенезе как татар, так и в особенности чувашей  значительную роль играли волжские булгары. По-видимому, марийский язык сохранил древнее обозначение одного из болгарских племен с переносом этнонима на потомков болгар  чувашей и татар. Слово куркмари «горный человек» бытует в языке луговых марийцев, живущих по левобережью Волги, для именования их соседей чувашей с правого берега Волги. Мордва же с древности называла чувашей  веда (вада, вяда), в современных мордовских селах Чувашии устойчиво бытует этноним ветьке для обозначения Ч. В мордовских народных песнях существует топоним Веть-кень мастор «Ветьканская земля» или «Земля ветьке». Этноним веда (вада, вяда) упоминается и в «Слове о погибели Русской земли» (XIII в.) и относится, по-видимому, к Ч. Этимологически этот этноним может быть связан с этнонимом ватка — ныне одно из самоназваний северных удмуртов, в этногенезе которых приняли участие расселившиеся среди них чепецкие Ч. (или бесермяне). Названия субэтнических групп Ч. образованы по признаку расположения их территории относительно течения Волги. Этноним вирьял (вире ял, вире ял) подразумевает племя, народ, селение, располагающееся вверху (по Волге). Эта же группа чувашей носит другие названия: тури чаваш, ту енчи чаваш — т. е. чуваши «верхней, горной стороны», они же называются кай ен «западные». Чуваши, проживающие ниже верховых (в литературе группа, называемая анат енчи), называются анатри «низовые», анат енчи «нижней стороны», малти, мал енчи «восточные». Чуваши, известные в литературе как анатри «низовые», назывались также хирти «степные».
Можно считать доказанным - на основе всех этих исследований, - что основу чувашского этногенеза составляли древние аборигенные племена, близкие к предкам восточнофинских народов, и обитавшие главным образом в северо-западной части Чувашии. Крупную роль в формировании чувашского народа сыграли болгарские племена (смешанные по происхождению), передвинувшиеся на правый берег Волги в годы татаро-монгольского завоевания и слившиеся с населением юго-восточной Чувашии, а потом и северо-западной. Болгарский язык получил господство в образовавшейся народности. С другой стороны, давнее соседство со славянами (русскими) оказало заметное влияние на культуру чувашей.

3. Чувашское  традиционное хозяйство

В чувашском народе наиболее концентрированно воплотились элементы оседлой земледельческой культуры. Исследователи XIX в. не раз подчеркивали, что чуваши тщательнее и успешнее занимаются земледелием, чем соседние русские и тем более татары. Любовь чуваша к земле, его преданность работе земледельца отмечалась многими. Это связано с тем, что крупных городов поблизости не было. Все население концентрировалось в деревне, а условия природы благоприятствовали развитию земледелия. Однако малоземелье чувашской бедноты и низкий все же уровень техники не позволяли большинству населения выйти из вечной нужды. В земледелии господствовала трехпольная система (заимствованная у русских). Земледельческие орудия были сходны с русскими; в южных районах употреблялся и татарский сабан.
Главные зерновые культуры — рожь, полба, овес, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лен, коноплю. Было развито хмелеводство. Традиционные с.-х. орудия — соха, косуля, борона, серп, цеп и др. В степных местах для подъема целины применяли тяжелый однолемешный плуг (агапусь).
Другие отрасли хозяйства имели лишь вспомогательное значение. Скотоводство никогда, или во всяком случае давно, не играло крупной роли в чувашском хозяйстве.
Животноводство   (овцы,   коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством.
Были развиты резьба по дереву, гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, кустарные промыслы — гл. обр. деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный, также веревочно-канатное, рогожное   производство; существовали плотничьи, портняжьи и др. артели, в нач. ХХв. возникли небольшие судостроительные предприятия (в Козловке, Мариинском Посаде).
Для вышивки характерно сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами, основные цвета — приглушенно красный, мареновый с желтым, зеленым, синим. Вышивку верховых чувашей отличают мелкий рисунок, часто на цветной основе, низовые вышивали всегда на белом холсте, для них характерен крупный рисунок в сочетании с мелким узором. Для чувашского узорного ткачества характерны двуцветные (красный по белому) и многоцветные узоры. В Чувашии современные изделия с использованием традиций национальной  вышивки изготовляются на предприятиях объединения «Паха тёрё» («Красивый узор»).
Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники. Распространена глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропильная резьба.

4. Поселения и постройки чувашей
Основные типы поселений — села и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный, планировки — кучево-гнездовой (в северных  и центральных р-нах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й пол. 19 в.
Традиционная изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью (камака) у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского  типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. К нач. ХХ в. курная печь заменяется русской печью с трубой и полатями, при этом сохраняется традиционный очаг (вучах) с подвешенным (у вирьял) или вмазанным (у ана-три) котлом. Позднее распространились печи-голландки. Крыша 2-, на юге часто 4-скатная, крытая соломой, дранкой или тесом. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, т. н. «русские» ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах — барельефной  резьбой, позднее росписью. В традиционных  избах живет 80% сельских чувашей.
Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча). Сохраняются традиционные локальные отличия в жилище и планировке усадьбы: у верховых чувашей жилой дом и хозяйственные постройки соединены Г- или П-образно, распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Современный сельский дом — четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиционные  вышивки (сёлке).

5. Национальная одежда

Тип костюма тот же, который с известными разновидностями встречается у других народов Поволжья. В основе лежит рубашка («кёпе») туникообразного покроя. Способ ношения рубах у «верховых» женщин, как у мордвы-мокши, с высоким подбиранием под пояс; у «низовых» этого нет. Женская рубашка украшается богатой вышивкой и подвесками из монет и металлических бляшек. К поясу спереди и иногда сзади приделываются украшения в виде треугольников, набедренников и т. д. Верхний костюм мужчин и женщин—кафтанообразный «шубор» («шупар»), запахивающийся на левую сторону, как это вообще характерно для народов Восточно-Европейской равнины. Поясная нательная одежда обоих полов -штаны («йём») с широким шагом.
Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри — без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Головные уборы праздничные: у женщин — полотенчатый холщовый (сурпан), поверх которого анатри и анат-енчи надевали шапочку в форме усеченного конуса, с наушниками, застегивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу), вирьял скрепляли сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак).
Девичий головной убор — шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами. Женщины и девушки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Женские украшения — наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни. Для низовых чувашей характерна перевязь (тевет) — полоса ткани, покрытая монетами, надевавшаяся через левое плечо под правую руку, для верховых чувашей — плетёный с крупными кистями пояс с полосками кумача, покрытыми вышивкой и аппликацией, и подвесками из бус. Верхняя одежда — холщовый кафтан (шупар), осенью — поддёвка из сукна (сахман), зимой — приталенная шуба из овчины (кёрёк).
Традиционная обувь — лыковые лапти, кожаные сапоги. Вирьял носили лапти с черными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными (вязаными или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины — круглый год, причем обертывали их вокруг ног в виде ровных столбиков. В кон. XIX-нач.ХХвв. праздничной обувью считались резиновые калоши, надевавшиеся на чулок. В селе 21% чувашей, главным образом, женщины старшего возраста, носят полный национальный костюм или его отдельные элементы. Мужской традиционный костюм почти исчез из обихода и используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.

6.Традиционные кушанья чувашей
Традиционные кушанья бывают на столе у 46,0% cсовременных   сельских  и 13,4% городских чувашей. В традиционной пище преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени — сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшенная, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура сакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (ку-каль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу — большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты — турах — кислое молоко, уйран — пахтанье, чакат — творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых чувашей — конина) было относительно редкой — сезонной (при забое скота) и праздничной едой. Готовили шартан — колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш — варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Масло и яйца шли в основном на продажу. Изредка использовалась дичь, главным образом, зайчатина, у прибрежных жителей — рыба. Из сладостей чуваши едят мед, который применяли также для изготовления медового напитка и браги. Излюбленным хмельным напитком было пиво из ржаного или ячменного солода (сара) — крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья. В будни пили пахту, кислое молоко, воду. Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

7. Исторические особенности быта

Сельская община сохранилась вплоть до 1920-х гг. В XIX — нач. ХХ вв. существовали две её основные формы — простая, объединяющая жителей одного поселения, и сложная, включавшая крестьян неск. поселений с общим земельным наделом. Существовали национально-смешанные общины, гл. обр. чувашско-русские и чувашско-русско-татарские.  Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Традиционная семья  возглавлялась старшим мужчиной, женскими работами руководила старшая женщина, она же являлась главой семейного культа. Существовал обычай сорората. После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многоженства и левирата. Большие неразделённые семьи уже в XVIIIв. были редки. Основным типом семьи во 2-й пол. XIX в. Стала малая семья. Муж являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. Девушка готовила приданое с 12-13 лет. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха). Размеры современной семьи у чувашей в  среднем больше, чем у русских (3,1 чел.). Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник).

8. Религиозные верования чувашей. Традиционные обряды

Чуваши формально в большинстве числились православными. Крещение чувашей началось с середины XVIII в. и проводилось очень часто насильственным путем. Чувашей заставляли переходить в христианство, но это вовсе не означало действительной перемены чувашами религии: наряду с формальным православием у них сохранилась очень устойчиво своя собственная религия. Так было до середины XIX в., когда по целому ряду причин -усиление гнета самодержавия и административной опеки, усиление миссионерской проповеди и т. д. - старые верования начали приходить в упадок и забываться. Лучший знаток чувашского быта Сбоев отмечал, что он, приехав к чувашам вторично после 25-летнего перерыва, был очень удивлен тем, что они почти отказались от своей прежней религии и стали ревностными христианами. Некоторые же чуваши, в то время находившиеся'" под татарским влиянием, переходили в ислам. Таким образом, как бы с двух сторон происходило разъедание старых религиозных верований.
Однако некоторые пережитки этих верований сохранились, а в описаниях конца XVIII в. старая религия чувашей видна с полной отчетливостью. В этой религии играли большую роль семейные формы верований, очевидно, пережитки родовых форм быта. У каждой семьи имелись свои семейные божества-покровители, так называемые «ирих» (слово, соответствующее тюркскому «изых»). Ирихи имели разную форму: это или небольшая кадушка, или ковш, или корзина, которую ставили в амбар в определенное место и наполняли жертвоприношениями, привязывали кисти рябины и т. д. Это была семейная святыня. Некоторые ученые связывали эти божества с культом предков, но это едва ли вернет. Настоящего культа предков чуваши не знали.
Похоронно-поминальная обрядность в основных чертах сохраняется до настоящего времени. Чуваши-язычники хоронили умерших в деревянных колодах или гробах головой на запад, с покойным клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили временный памятник — деревянный столб (мужчине — дубовый, женщине — липовый), осенью, во время общих поминок в месяц юпа уйих («месяц столба») сооружали постоянный антропоморфный памятник из дерева или камня (юпа). Его вывоз на кладбище сопровождался обрядами, имитирующими погребение. На поминках исполнялись поминальные песни, разжигались костры, совершались жертвоприношения.
Поминальные обряды были очень развиты и имели целью кормление умерших, но к этим умершим не относились как к заступникам или божествам-покровителям; напротив, их считали скорее опасными существами, и поминками хотели их только умилостивить. Во время поминок говорили, обращаясь к умершим: «Мы поминаем вас, ничего не жалеем для вас, молим Тору (бога) за вас; но вы за то будьте смирны, не бранитесь в могилах, не беспокойте пас, не ходите к нам».
После христианизации традиционные  обряды сочетались с церковными.
Традиционные родильные обряды: обрезание пуповины (мальчика — на топорище, девочки — на стояке или донце прялки), кормление младенца (ныне — смазывание языка и губ) медом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага — сохраняются в измененном виде).
Современные бытовые верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников (например, д. Чувашские Алгаши Ульяновской обл., с. Афонькино Самарской обл., д. Новоильмово и Сережкино в Татарии, д. Зириклы в Башкирии). В языч. верованиях Ч. прослеживается влияние зороастризма, иудаизма (через хазар), ислама. Ч. почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Силт тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов — «хозяина дома» (хёртсурт) и «хозяина двора» (карта-пусе). Каждая семья хранила домашние фетиши — куколки, прутики и пр. Среди злых сил Ч. особенно опасались и чтили киреметя (культ которого сохраняется поныне). Киреметем называли также место (урочище, рощу), где по представлениям Ч. обитали злые духи и где проводились моления и жертвоприношения.
Культовые отправления совершали определенные лица: общественными молениями руководили старейшие члены общины, семейными — йомзи, хотя иерархии служителей культа не существовало. Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), праздник цветения природы, сочетающийся с днем поминовения мертвых. После сева проводились моления и жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой. По завершении уборки хлебов в честь нового урожая устраивали моления духу-хранителю овина, моления с пивом, благодарения богам и духам. Молодежь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой — посиделки. В середине зимы проводился молодежный праздник «девичье пиво»: девушки в складчину варили пиво, устраивали пирушку, ездили со своим пивом к родственникам в соседние селения.
Свадьба продолжалась 4—5 дней, проходила в домах невесты и жениха, а также одного из родственников-покровителей новой семьи (хайматлах). Основные её элементы: обращение старшего дружки с приветственным монологом к родителям невесты, выкуп ворот (символическая плата за въезд во двор невесты), плач невесты, переезд невесты в дом жениха. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или другом нежилом помещении, где но обычаю молодая разувала мужа. Во второй день свадьбы совершался ряд обрядов (хождение новобрачной за водой, проверка её хозяйственных способностей). Последний день завершался обрядом снятия покрывала (пёркенчёк) с молодой. После свадьбы происходило посещение молодыми родственников мужа (сён сын кёртни) и новобрачной родительского дома (сурпан сари — буквально  показ сурпана). Церковное венчание могло быть как до, так и после свадьбы, нередко спустя значительное время. Известны браки с похищением невесты (с её согласия или насильно). В конце XIX в. существовали различия в свадебных обрядах различных групп чувашей. У вирьял обряды стали упрощаться быстрее, чем у низовых чувашей. В ХХ в. сохранились основные  элементы традиционной  свадьбы: поезд жениха, пир в доме невесты, ее увоз, пир в доме жениха — сочетающиеся с совр. обрядами; часть обрядов исчезла (плач невесты, смена головного убора), другие приобрели игровой характер (выкуп приданого и др.).

9. Народное творчество и культурное развитие

Чувашское народное искусство во многом близко к искусству соседних финноязычных народов. Это проявляется в стиле орнамента на вышивках - главной области применения декоративного искусства, в орнаменте деревянной резьбы и пр. Более самобытно словесное и музыкальное творчество чувашей, например, их сказки, предания. Песни очень разнообразны по содержанию: различаются застольные, свадебные, хороводные и игровые, посиделочные, масленичные песни; одни из них веселые, другие грустно-лирические, даже торжественно-трогательные; например, таковы некоторые застольные песни, которые запевают старики-предводители пира. Прежние рекрутские песни - теперь забытые - полны были тоски и грусти о долгой разлуке с близкими, с родным краем. По форме песни обычно одноголосны или поются на два голоса параллельными октавами. Текст состоит из четырехстопных хореических или ямбических стихов - по 7-8 слогов.
Музыкальные инструменты чувашей сходны с бытующими у соседних народов: это -  гусли («кёсле»), «пузырь», или волынка.

Распространены легенды, сказки и предания, в т. ч. исторические предания о жизни предков чувашей, о временах Болгарского ханства, о казанских ханах, о присоединении чувашей к России, о переселении на Урал и в Сибирь, о возникновении чуваш, деревень на новых землях, о чуваш, богатыре Улыпе, о взятии Казани, о Степане Разине, Е. Пугачеве, топонимические предания и др.
Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются у чувашей в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В XVIIIв. создаётся письменность на основе русской графики. Первая печатная грамматика чувашского языка появилась в 1769 (старо-чуваш. письмо). Позднее распространяются словари, переводы церковной литры, записи фольклора и др.
Новочувашская  письменность и литература созданы в 1871 чуваш, просветителем И. Я. Яковлевым (1848-1930), издавшим в 1872 «Букварь для чуваш» и основавшим в 1869 Симбирскую чуваш, учительскую школу. Ее выпускниками в разное время были поэт К. Иванов, этнограф Н. Охотников, математик П. Миронов, художник А.  Кокель, композитор Ф. Павлов, лингвист В. Егоров и др.
К классикам чувашской поэзии причисляют К. В. Иванова (1890—1915) — автора поэмы «Нарспи». Формирование чуваш. нац. культуры шло параллельно с интеграцией чувашей в рус. культуру: архитектор П. Е. Егоров (1728—1798), создатель ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге, ученый-востоковед и миссионер Н. Я. Бичурин (Иакинф) (1777—1853), историк и этнограф Н. В. Никольский (1878—1961) и др.
В 1906-07 выходила первая чуваш, газета «Хыпар» («Вести»). В 1923 при газете «Канаш» («Совет») создается первое лит. объединение, в 1934 - Союз писателей. Наиболее крупные писатели и поэты — М. Сеспель, П. Хузангай, Я. Ухсай, С. Элгер, Ф. Уяр, А. Емельянов, Н. Мранька, М. Юхма, П. Яковлев и др. Из современных чувашских  писателей, живущих за пределами Чувашии, известны поэт Г. Айги и прозаик Е. Лискина.
Чувашская национальная музыкальная культура зародилась в Симбирской учительской школе. В 1924 был создан Государственный ансамбль песни и танца, в 1929 — музучилище, в 1932 — симфонический (ныне камерный) оркестр, в 1936 — филармония и Дом народного творчества. В 1940 организован Союз композиторов. В 1953 открылся муз. театр, в 1964 начал действовать музыкально-педагогический факультет в Чуваш, госуд. пед. институте им. И. Я. Яковлева. Первые национальные  композиторы — Ф. Павлов, С. Максимов, Г. Лисков, В. Воробьев, А. Тогаев — главным образом обрабатывали музыкальный фольклор. Создание опер, балетов, симфонических произведений относится к послевоенному времени и связано с именами Ф. Васильева, Ф. Лукина, Г. Хирбю, А. Асламаса, А. Орлова-Шузьма, В. Ходяшева и др. В 1980- 1990-х гг. большую известность получили сочинения А. Токарева, Т, фанде-ева, А. Васильева, Н. Казакова и др. Развито самодеятельное хоровое исполнительство.

Список источников

1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. – М.: Академия,2000.
2. Болгары и чуваши. – Чебоксары,1984.
3. Воробьев Н.И. Этногенез чувашского народа по данным этнографии // Советская этнография. – 1950. - №3.
4. Иванов  Л.И. Формирование этнографических групп  и подгрупп чувашей: краеведческое исследование. – Чебоксары,1992.
5. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа: Основные этапы этнической истории. – Чебоксары,1965.
6. Культура народов России. – М.,1993.
7.  Маркова О.Л. Этнология. – М.: МГУ,1998.
8. Народы России: энциклопедия / Гл.ред. В.А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия,1994.
9. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. – М.: Изд-во МГУ,1958.
10. Третьяков П.Н. Вопрос о происхождении чувашского народа в свете археологических данных // Советская этнография. – 1950. - №3.

(1.2 MiB, 70 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Комментарии к записи "Чувашская культура"
Оставить комментарий
  1. Думается , что савиры были не совсем тюрками . Я думаю , что тюркское племя было сильно истреблено в части женщин (китайцами ? ) и им пришлось смешиваться с угорскими самодийскими народами .+ думаю , что были смешивания с населением казахстана представлявшем тогда ( в начале эры ) индоевропейское население . Безусловно болгарский элемент присутствовал , но не имеет отношения к чувашам . Так как болгары совсем другой народ - это татары . Но само собой какая то часть болгар вошла в савирское объединение племён .Нельзя сказать , что предки чуваш были тождественны болгарам в массе своей и от смешения с мари образовались чуваши . Хотя есть чуваши которые по генотипу 100% мари .Но будучи ещё в предкавказье они были уже тогда (да и до этого ) не идентичны болгарам .

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!