Что такое диалектика?

21 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С момента появления «Науки логики» Гегеля профессиональные философы не могли обойти молчанием такое заметное явление в сфере их деятельности, как диалектический способ объяснения мира. Появившийся в 40-е гг. XIX века марксизм, полностью включил в свое содержание диалектику Гегеля, переиначив ее, правда, на материалистический лад. Так в духовном пространстве Европы появилась новая философия – диалектический материализм, которая в XX веке почти во всех странах социализма стала единственной официально одобренной философией, обязательной для изучения в вузах. С крахом коммунизма монополия этого учения кончилась, но, видимо, в пылу борьбы с коммунистической идеологией некоторые философы решили покончить и с диалектикой – тема эта исчезла из ряда учебников, ее изучение ныне не является обязательным в учебных заведениях Российской Федерации. Думается, такое решение является поспешным: ряд идей, разрабатываемых диалектикой, не потеряли свою актуальность и эвристичность с переходом нашего государства в иное экономическое, политическое и духовное пространство. В этой лекции мы рассмотрим ряд идей, составляющих основу диалектического мышления.

Ф. Энгельс писал, что диалектика есть «наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления». Видно, что в этом определении диалектика рассматривается как наиболее общая теория развития. Но в другом месте этой же работы Энгельс определяет диалектику как науку о всеобщей связи. Если исходить из этих двух определений, то предметом диалектики, в ее марксистской интерпретации, следует считать всеобщие законы развития и взаимосвязи материальных и идеальных объектов.

Таким образом, марксисты считают, что существуют всеобщие законы развития и взаимосвязи, охватывающие собой все явления материального и духовного мира. Согласно этой точке зрения, объективный мир и человеческое сознание развиваются по одним и тем же законам и диалектика является учением об этих «общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира».

В этой концепции, являющейся ярким выражением принципа тождества бытия и мышления, законы человеческого познания и законы развития объективного мира абсолютно совпадают: законы развития материи можно применять в качестве законов познания, а законы познавательного процесса, оказывается, являются одновременно и законами развития объективной реальности. Известный отечественный специалист в области логики и методологии научного познания П.В. Копнин так комментировал эту идею: «Законы объективного мира, после того как они познаны, становятся и законами мышления, а все законы мышления являются отраженными законами объективного мира; вскрывая законы развития самого предмета, мы постигаем и законы развития познания, и, наоборот, через изучение познания и его законов обнаруживаются законы объективного мира».

Такому пониманию диалектики противостоит позитивистское ее толкование, согласно которому, законы диалектики представляют собой только некоторые особенности человеческого мышления. Позитивисты полагают, что о диалектике в лучшем случае можно говорить лишь как о диалектической логике, что сфера действия законов диалектики – только сознание человека.

Существуют и другие интерпретации диалектики. Так, известный исследователь философий Гегеля и Маркса Д. Лукач (1885-1971) считал ошибкой распространение законов диалектики в сферу природы – «диалектику природы»: «Недоразумения, которые возникают из изложения диалектики Энгельсом, покоятся по существу на том, что Энгельс, следуя ложному примеру Гегеля, распространяет диалектический метод также на познание природы».

Кроме рассмотренных вкратце вариантов диалектики существует так называемая «трагическая диалектика», экзистенциалистская диалектика, «онтологическая» диалектика, «диалектический гиперэмпиризм», диалектическая теология и др. Оставив в стороне вопрос об объективности законов диалектики, рассмотрим далее место этого учения в теории познания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!