Черты художественной культуры постмодернизма

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Художественная культура последних двух десятилетий XX - начала XXI века - культура постмодернизма. Это культура, в кото­рой уже нет привычного для классики стилевого единства, нет даже стремления к систематизации художественных приемов и средств. Художественная культура постмодернизма отказалась от традици­онных противопоставлений: Восток - Запад, внутреннее - внеш­нее, реальное - воображаемое и т. д. В этой культуре центром является не субъект, как всегда было в культуре, а «безличные потоки Желаний». В искусстве постмодернизма стираются грани между автономными, самостоятельными сферами духовной жизни, между «высоким искусством» и «китчем». Явью становится балан­сирование между различными видами искусства - архитектурой и дизайном, графикой и скульптурой, философией и рекламой. Все ярче обнаруживается зыбкость границ между реальным и иллюзор­ным мирами. В современном искусстве можно наблюдать пересе­чение жанров, когда традиционное, классическое искусство для создания художественного образа начинает взаимодействовать с авангардным искусством. Некоторые композиторы пробуют себя в музыкальном творчестве, опираясь на джаз и классику, создавая новые музыкальные формы; нередки случаи сотрудничества певцов оперного искусства и рок-музыкантов. Есть примеры сотворчества в музыкальной культуре народного фольклора и современных джа­зовых и рок-музыкальных ритмов. Интересны опыты пересечения культур разных континентов, которые приводят к созданию транс­национальных проектов. Так, японский архитектор Шигеру Бан в Ганновере создает интересный проект, где вступают в творческий диалог традиционная японская архитектура с ее лаконичностью форм, близкой «дзеновской» образности и современные технологи­ческие и конструктивные решения, свойственные европейской архитектуре. Над проектом вместе с японским архитектором рабо­тает немецкий архитектор Фрай Отто и английское конструкторское бюро. В культуре постмодернизма часто нарушается привычная «чистота» феномена «искусство». Художник в своем творчестве имеет теперь дело не с «чистым» исходным материалом, как раньше, а с тем, в котором уже «живет» человеческая культура. В силу этого искусство постмодернизма нередко представляет собой цитирова­ние, компиляцию, создание коллажей, а не творение оригинальных произведений. При оценке такого состояния художественной куль­туры не случайны тревожные ноты, которые звучат в размышлениях интеллигенции, воспитанной на классических художественных тра­дициях. Так, доктор политологии, почетный президент Австрий­ского литературного общества в Вене Вольфган Краус характеризует состояние искусства 90-х годов по сравнению с 60-ми годами XX века, как «слабость, хотя и переполненную шумом и звоном». Он констатирует, что современная художественная культура прожи­вает положение, при котором «искусство без публики и публика без искусства». Ученый обращает внимание на сетования самих деятелей искусства, в которых проявляется их озабоченность тем, что творчество не находит заинтересованную публику - истин­ных ценителей поэзии и прозы, театра и живописи, и это при условии благоприятных критических публикаций в прессе. Се­годня не эпос, не холст, не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер составляют ценимые в обществе результаты творчества человека, с грустью подытожи­вает деятель культуры (9).

И вместе с тем, художественная культура постмодернизма не лишена своеобразной полноты и целостности. Постмодернизм - это открытая, неравновесная художественная система, созвучная образу «хаоса». В ней доминирует установка на эстетику стреми­тельной динамики перемен, на гибкую полиформную систему, находящуюся в саморазвитии и самоискании. В этой художествен­ной системе происходит постоянный поиск новых художественных средств, способных передать динамику и открытость эстетико-ху-дожественных исканий в современной культуре. Поэтому для со­временного искусства характерно сосуществование приемов и принципов разных исторических художественных систем и тради­ций в одном художественном образе. Художники свободно и рас-крепощенно обращаются к прошлым искусствам, «насыщаясь» художественной информацией разных времен и регионов, пробуя себя в разных художественных опытах, пытаясь органически вклю­чить их в новые художественные формы. Культура «постмодерниз­ма» как бы пересматривает, «перетряхивает» веками накопленный художественный багаж, примеряя на себя то те, то иные «наряды», а по сути, овладевает всей художественной культурой. Это позволяет современным художникам, опираясь на традиции, увереннее искать новое в искусстве, приближаться к рождению новой художествен­ности. Из этого творческого «хаоса» может родиться новый худо­жественный порядок, новый художественный космос.

Таким образом, можно отметить, что современная художествен­ная культура переживает состояние бифуркации, то есть она стоит сегодня перед выбором альтернативных вариантов своего дальней­шего саморазвития.

Художественная культура конца XX - начала XXI века живет в условиях смены культурной парадигмы. Она чутко улавливает рож­дение новых ценностей, впитывает их в себя, старается воплотить в художественных творениях. Уже сегодня можно проследить неко­торые тенденции, отражающие новую систему ценностей. В искус­стве находят свое отражение процессы глобализации. Сегодня все очевиднее художественная культура принимает планетарный харак­тер. Это объективный процесс, который проявляется в различных формах и тенденциях художественной культуры. Все чаще прово­дятся разнообразные международные фестивали и конкурсы, при­суждаются международные премии в области литературы, кинематографа, театра, музыки. Причем, те конкурсы, которые раньше носили узконациональный характер, сегодня расширяют свои границы, вовлекая новые континенты, регионы и страны, новых участников. Идет интенсивный процесс приобщения к новым культурам, новым художественным традициям, процесс творческого обмена и взаимообогащения. Культура все чаще вступает в творчес­кие дилоги и полилоги. Однако очень важно, чтобы в этих пози­тивных тенденциях глобализации художественной культуры соблюдались деликатность и чуткость. Предполагается, что члены международных жюри при оценке художественных явлений, пред­ставленных на конкурс, будут без личных пристрастий и антипатий объективно оценивать представленные материалы, не судить их «свысока» или предвзято. При организации международных худо­жественных проектов важно преодолевать политическую или идео­логическую конъюнктуру, стереотипы прежних отношений к художественным явлениям разных стран и народов, и т. д.

К числу явлений глобального характера художественной куль­туры относятся новые организационные структуры и органы, кото­рые возникают, формируются в современном мировом обществе, чтобы придать художественным процессам в мире более позитивный и благоприятный характер. К ним можно отнести ЮНЕСКО и Совет Европы, где есть структуры, курирующие развитие художественной культуры; это отделы культуры в Европейском Союзе и Министер­ства, Управления и Отделы культуры в разных странах и регионах мира, которые сегодня чаще координируют свою деятельность в интересах общемировой культуры. Мировое сообщество проявляет большую заинтересованность в слаженной работе исследователь­ских институтов по проблемам культуры. Их деятельность помогает осознавать многие процессы, происходящие в культуре, информи­ровать мировое сообщество об этих процессах, приобщать его к новым культурным ценностям, прилагать все усилия по сохранению памятников культуры всемирного значения.

Глобальная культурная система, которая формируется ныне в мире, может стать хорошей опорой для положительных процессов в обществе, заботясь о пробуждении в человеке подлинных духовных ценностей: порядочности, любви к ближнему, великодушия к людям и терпимости к их различиям, чувство такта в общении с непривычными. художественными культурами. В этой мировой культурной системе могут найти свое достойное место и мистицизм неоплатонизма, и рационализм Аристотеля, и дух Ветхого и Нового Заветов и культурные традиции Востока, и ценности средневековой и возрожденческой культуры и духовно-художественные искания Нового времени. Глобальная культурная система может стать и постепенно становится открытой и гостеприимной для художест­венных традиций Азии, Африки и Латинской Америки. Она обога­щается этими культурами, неся всем людям на земле новые знания и ценности, формируя у них чувство приобщенности ко всему миру, ко всем людям. Здесь как никогда актуальны слова, произнесенные французским писателем Роменом Ролланом в его обращении к писателям Америки: «Что касается меня, я громко заявляю: для меня узок духовный идеал не только одной нации, взятой в отдель­ности, но даже идеал всего примирившегося Запада, всей объединив­шейся Европы был бы узок для меня. Для человека - для истинно живого человека - настал час устремиться к идеалу, объемлеющему человечество, в котором европейские расы Старого и Нового Света соединят свои духовные сокровища с древними культурами Азии - Индии, Китая, Японии - ныне возрождающимися. Все эти великие формы человечества дополнят одна другую. Мысль о будущем должна быть синтезом всех великих мыслей Вселенной» (10).

Глобальная художественная система III тысячелетия имеет по­тенциальную возможность культивировать и развивать тенденцию к гуманизации. Культура может проявлять себя, по определению 3. Фрейда, как «форма жизни», то есть как цивилизация, где высоко ценится комфорт, материальное благополучие и благоустройство быта. Это необходимое качество жизни человека. Но культура - это и содержательность жизни, ее духовная наполненность, одухотво­ренность. Духовность нашей жизни, деятельности, общений и отношений в мире - важная, сущностная составляющая культуры. Один из современных авторов - Габриэль Марсель заметил: «Мыш­ление - как абстрактное понятие - это ничто; я существую, только когда я думаю о судьбе своего брата».

Оптимальное развитие будущей культуры в мире во многом будет зависеть от того, насколько человечеству удастся преодолеть про­пасть между культурой и цивилизацией, насколько цивилизация станет культурой. Современные деятели культуры - и научно-тех­ническая и художественная интеллигенция - все глубже проникаются пониманием того, что они не имеют права сегодня, располо­жившись в академических городках или эстетских башнях из сло­новой кости, свысока взирать на реальность; они несут моральную и духовную ответственность за все свои открытия и деяния. Сегодня они острее ощущают, что вся их деятельность должна нести гума­нистическую, духовную компоненту. Современное искусство, впи­тывая в себя эти ценностные установки, пытается по-своему выразить их в художественных явлениях. Эти опыты не всегда и не сразу могут быть удачными. Любое творчество не бывает без пора­жений и ошибок, а тем более на рубежах нового, неизведанного. Главное - это желание донести до современного человека очень важные для него ценности. Так, у современных средств коммуни­кации есть огромные возможности по раскрытию человеческой личности, ее богатства и своеобразия. Сегодня очень важно подска­зать человеку, что в современном мире ценится его уникальность и неповторимость, что каждый человек в этом мире незаменим, что без него мир будет ущербным и не полным. Это современное «прочтение» гуманизации. Не случайны в этом плане такие «откры­тия» современного телевидения, как ток-шоу - «Час пик» Влада Листьева, «Момент истины» Андрея Караулова, программы Влади­мира Познера и Владимира Молчанова и многие-многие другие, где телеведущий приглашает на встречу известного человека и ведет с ним беседу. Такие беседы, особенно если они задушевного харак­тера, помогают нам лучше понять другого человека, почувствовать его своеобразие. Человек раскрывается перед нами неожиданными сторонами, в нем открывается для нас та сторона, которую мы прежде в нем не замечали. Можно говорить о недостатках этих телепередач, можно упрекать их в том, что в них мелькают одни и те же «звезды», а интересных людей гораздо больше: они есть не только в сфере шоу-бизнеса или эстрады, но и в других областях жизнедеятельности человека. Профессионализм телеведущего может проявиться в том, чтобы найти таких людей, помочь им раскрыться в интересной беседе и тогда никому неизвестный чело­век, «не знаменитость» проявится как яркая и самобытная неза­урядность, как личность, с которой интересно общаться и нам, телезрителям. Можно упрекнуть телеведущих и за то, что они нередко стремятся «показать себя», а не помочь раскрыться собе­седнику. Но важнее сама тенденция этой формы работы телеви­дения - значимая и перспективная, которая может совершенст­воваться и улучшаться, но уже сегодня помогает утверждаться в нашем сознании очень важной ценности - гуманизму и духовности в общении с миром. Эту особенность современной художественной культуры точно подметил поэт Андрей Вознесенский:

«Германия известна Лютером. 20-е годы - Татлиным. Штаты сильны компьютером.

Россия - читателем.

Он разум и совесть будит.

Кассеты наладили.

В будущем книг не будет?

Но будут читатели».

На телевидение появился еще один интересный формат - «Двойной портрет», где зритель может познакомиться с героями одной и той^е профессии или увлечения, но живут эти герои в разных странах, представляют собой разные культуры, разные со­циальные системы. Такая интересная форма - диалога-сопоставле­ния позволяет сравнивать и оценивать особенность и колорит разных культур, понимать своеобразие людей, выросших в разных культурах, и одновременно приобщаться к этим культурам, ощущать их не как «чужие» и «чуждые», а интересные культуры во всем их многообразии. Можно по-иному, по-доброму посмотреть даже на бесконечные латиноамериканские сериалы. Посмотреть в аспекте гуманизации культуры, культуры человеческого общения и увидеть в них не только недостатки: не очень высокий художественный вкус, повторяемость сюжетов, некоторый примитивизм проблем и т. д., но и средство приобщения к другим культурам, способ, позволяю­щий людям знакомиться с новыми культурами, расширять свой культурный кругозор, узнать много нового, не выходя за стены родного дома... Эти «мыльные оперы» позволяют человеку другой культуры и традиции понять, что на другом континенте живут такие же люди, в чем-то не похожие на нас, но в целом с теми же проблемами, тревогами и переживаниями за близких и родных людей, с теми же радостями и страхами. Это нас объединяет. Вместе с тем - это другая культура. Герои носят непривычные нам имена, у них другой климат, у них непохожие на наши города, в чем-то по-иному организован их быт, они иначе переживают жизненные коллизии, более эмоционально и экспансивно, чем мы. Они при­влекают нас своей непохожестью, они входят в наш дом, становятся нам ближе, понятнее и даже роднее. Даже эти сериалы выполняют важную задачу по гуманизации нашего мира.

Еще одна важная ценностная установка в современном мире находит свое проявление в художественной культуре, в искусстве - установка на гармонизацию. Весьма актуальной становится проблема восстановления гармонии человека с миром, гармонии внутри человека, в его духовном мире. Искусство сегодня ищет ответ и на эту проблему. Современная архитектура в новой системе ценностей начинает понимать свои перспективные задачи, как создание эсте­тически значимой, гармоничной Среды жизни человека. Призвание современных архитекторов состоит в том, чтобы создавать среду, которая бы органично вписывалась бы в мир природы, в историко-социальный и культурный контекст, не разрушая, не деформируя, а если необходимо, то и оздоровляя их. Современный английский архитектр Кристофер Дей убежден, что сегодня архитектор должен проектировать здоровую среду и лечить ее, если ранее ей был нанесен вред человеком. Он верит, что архитекторы способны создавать такие интерьеры и экстерьеры, где человек будет ощущать себя комфортно физически и духовно. Современная архитектура способна инициировать в человеке ощущение внутреннего равно­весия и гармонии с самим собой и с миром; она может даже инициировать его творчество, раскрепощая его творческие потен­ции. И конечно, современная архитектура своими выразительными художественными средствами помогает приобщать человека к новым культурным ценностям, выделяя приоритет духовности в современном мире. В контексте нового понимания коэволюцион-ных процессов общества и природы, то есть процессов их гармони­зации и ритмизации, в современной архитектуре на передовые рубежи выдвигаются такие новые направления, как экологическая архитектура, архитектурная бионика. Эти направления в архитек­туре приучают человека внимательно и бережно относиться к природе, учиться у нее ее гармоничности, целостности, ритму и даже творчеству с большими степенями свободы, чем у человека. Переоцениваются по-новому и традиционные направления архи­тектуры и градостроительства. Большое внимание уделяется сегодня «вживлению» природы в городские ландшафты, преодолеваются жесткие урбанистические каноны, когда-то безжалостно исторгав­шие природу из больших городов. Современные программы градо­строительства предусматривают широкое использование «малых садов» - как архитектурной формы, способной оздоровить, благо­устроить и гармонизировать среду жизни городского человека. В последние десятилетия XX века получили развитие новые типы открытых озелененных пространств - «покет-парко (от английско­го - карманный). В больших городах подобные пространства часто примыкают к высотным зданиям и решаются, как атриум, скверы или игровые площадки. «Малые сады» становятся неотъемлемыми элементами современного города в США, Японии, ряде европей­ских стран, в России. Нашла свое место в современном городе и программа озеленения в производственной среде. Эта программа позволит гармонизировать среду промышленной деятельности че­ловека, создавая более благоприятные условия для него и условий его труда. Человек сегодня все острее ощущает недостаток общения с природой, он «рвется» на природу, на дачу, приусадебные участки, огороды, строит загородные коттеджи. Но и архитектура помогает ему в этом стремлении к природе, проектируя озеленение на подоконниках, лестничных площадках, на крышах жилых домов и офисов, размещая «зимние сады» в учреждениях. В контексте новых ценностей по-новому понимается и такое традиционное направле­ние в архитектуре, как ландшафтная архитектура. Традиция связы­вает ландшафтную архитектуру с садово-парковым искусством. Но в условиях обострения экологической ситуации и актуальности гармонизации отношений между природой и человеком, задача ландшафтной архитектуры качественно меняется. Теперь она реша­ет задачи создания здоровой среды для человека, не нарушая при этом гармонию самой природы, находя соответствие и гармонию между «мерками человека» и «мерками природы». Ландшафтная архитектура рассматривает теперь свои задачи в глобальном плане, заботясь о гармонизации природы и человека, космоса и человече­ства. Для нее теперь поле деятельности не только сад или парк, а вся среда жизнедеятельности человека, которая должна быть спро­ектирована и обустроена в свете новых ценностных установок:

гармонизации и гуманизации.

В современной художественной культуре, искусстве есть еще один важный аспект - искусство развивается в условиях новых информационных технологий. Они также оказывают огромное вли­яние на «судьбу» искусства. Нередко можно услышать сетования на то, что в современных условиях компьютеризации, глобальных интернетовских сетей, изживают себя традиционные виды искусст­ва. Возникает сомнение в необходимости существования традици­онных книг, беллетристики, когда есть электронная библиотека. Высказываются предположения, что Интернет «убьет» литературу. Но и при появлении кино звучали подобные прогнозы о гибели театра, а когда родилось телевидение, с его рождением предсказы­вали «уход» с культурной арены и театра, и кино. Однако практика художественной жизни XX века убедительно показывает, что каж­дому виду искусства, и традиционному и новому, находится свое, вполне определенное место в культуре человечества, которое не может занять ни одно из самых современных и наиновейших искусств. Каждое искусство владеет своим арсеналом выразитель­ных средств, которые способны по-своему отразить те или иные стороны жизни, раскрывая всю ее полноту и разнообразие, богат­ство духовного мира человека. Ни одно искусство не может заменить другое, поглотить его, не нанося ущерб всей художественной куль­туре и тем самым самому человеку. А вот воспользоваться новыми технологиями, чтобы обогатить свой выразительно-художественный «багаж», расширить и разнообразить его, традиционные искусства не только могут, но и активно этим занимаются. Например, кинематограф сегодня стремится освоить технические средства, сделать их своими и превзойти в этом саму технику. С помощью лазерных, видео и виртуальных возможностей кино создает сегодня новую эстетику, формирует особый вид эстетического пространства в кино.

Современный театр активно экспериментирует, внедряя приемы кинематографа, используя выразительные средства, пришедшие из компьютерных технологий, открывая новые выразительные воз­можности. Сегодня театральное искусство не может ограничиваться только традицией. Но важно, чтобы за этими технологическими новшествами не умер дух театрального искусства, дух задушевности в общении со зрителями, когда в театре идет процесс общения с залом и возникает уникальная ситуация сопереживания всего зала с теми идеями, мыслями и чувствами, которые рождаются на сцене. В театр приходят разные люди с разной культурой и жизненным опытом, с разными судьбами и своими, во многом столь не похо­жими житейскими проблемами, а в театре все эти люди объединя­ются в единый духовный организм и подчиняются сильному магнетизму театрального искусства. Это суть и природа театрального искусства не должны быть утеряны. С появлением Интернета, его совершенствованием и развитием у человека появляется возмож­ность приобщаться к художественным ценностям дома, уютно устроившись в домашней, привычной обстановке. Интернет при­ходит в дом человека и дает возможность ему выбирать те или иные художественные ценности «здесь и сейчас». У современных инфор­мационных средств огромные возможности для распространения художественной культуры. Но этими возможностями важно поль­зоваться умело, не нанося вреда ни искусству, ни человеку. Инфор­мационные технологии создают комфортные условия знакомства с искусством, но они не в состоянии создать той особой атмосферы, какую можно наблюдать в зрительном зале кинотеатра и театра, в концертном зале или на выставке. Такая атмосфера рождается только в условиях непосредственного общения с художественной культурой совместно с другими ценителями художественной куль­туры. Новые технологии должны помогать искусству во всех его видах и жанрах, проявлять свою суть и свою уникальную специфику. Тогда они не навредят художественной культуре и помогут челове­честву в его дальнейшем самосовершенствовании и саморазвитии.

Экранная культура несет с собой не только открытия, но и проблемы. Она обостряет вопросы «экологии культуры». Человек должен опасаться попасть в зависимость от машины. Главным действующим лицом в диалоге с машиной должен оставаться чело­век, личность. Да и сама экранная культура нуждается в авторском моделировании. Мышление от «первого лица» - важнейшее усло­вие творчества, в том числе и с помощью компьютера. Навыки и умения общения с миром от своего внутреннего, неповторимого и уникального мира - основа гуманизации и гармонизации экранной культуры, предпосылки ее успешного развития.

Опираясь на информационные технологии, активно используя компьютерную культуру, искусство III тысячелетия и вся художе­ственная культура может вновь стать главным архитектором воз­рождения человечества на качественном уровне. В век выбора социальная ответственность художников возрастает. Личные и об­щественные интересы художественной интеллигенции могут про­явиться в неразрывной связи и единстве, как это было в периоды взлетов и расцвета художественной культуры в истории человече­ства. Но для этого искусство вновь должно повернуться лицом к обществу, преодолевая свою «элитарность», которую нередко куль­тивировало на протяжении XX столетия. Творческие умы в период определения выбора развития человечества должны быть сосредо­точены на жизненно важных процессах и уникальных возможно­стях, которые открываются в перспективе. Именно высокое искусство способно, как оно уже не раз доказывало, раскрепостить и одновременно творчески дисциплинировать воображение, при­водя к новым озарениям в понимании природы человека и соци­альных отношений, взаимосвязи общества и природы, и служить надежным и верным компасом при выборе целей и задач.

Искусство, пройдя сложный и противоречивый путь в XX веке, в том числе и на службе у политики и прибыли, может снова обрести подлинную свободу от них. Но высокое искусство не может быть свободным от социальной ответственности. Эта ответственность в III тысячелетии может только повышаться. Даже через самовыра­жение в творчестве, которое доминировало в уходящем веке, искус­ство способно апеллировать и к самому творцу, и к широкой публике, передавая ценный эстетико-художественный опыт по по­ниманию и освоению мира. Художник не может не быть свободным, спонтанным, творчески активным и в третьем тысячелетии - это суть художественного творчества, но как личность он воспринимает и художественными средствами выражает социальные потребности. И эта способность будет крайне важна в новую эпоху цивилизации, ибо художники способны делать новое - привычным, кристалли­зовать подсознательные понятия в доступном образе и способство­вать рождению и распространению широкого комплекса новых ценностных установок, ценностей и идей, которые выбирает обще­ство на рубеже III тысячелетия.

Культурный опыт второй половины и конца XX века позволил осознать приоритетные направления существования цивилизации, человека, актуальные и перспективные ориентиры для третьего тысячелетия. Это: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - как новая мера культуры;

ГУМАНИЗАЦИЯ - как главное направление и смысл развития культуры; ГАРМОНИЗАЦИЯ, коэволюция природы и общества, подвижное равновесие во всех сферах человеческой жизнедеятель­ности как главное условие выживания и дальнейшего развития человека и культуры.

Человечество в наши дни должно быть готово к выбору одной из альтернатив будущего существования: встать на путь самоунич­тожения, самоистребления, повторив ошибки прошлого, или осу­ществить прорыв в принципиально новые области человеческого духа, творческих возможностей. Выбор в XXI веке открыт.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!