Человек и политика

1 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демография. Проблема тоталитаризма.

2. Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе

3. Индивид, индивидуальность, личность, как критерий общественного прогресса.

Список литературы

1. Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демография. Проблема тоталитаризма.

Политика есть особая сфера жизнедеятельности, и также как не все люди сеют хлеб, делают машины или поют со сцены, не все занимаются политикой. У некоторых просто нет к политической деятельности интереса. Часть людей не занимается ею потому что не хватает времени. Другие считают политику "грязным делом" и потому сторонятся политических дел. Для иных политика выступает чем-то таинственным, непонятным, слишком высоким, а они считают себя обычными людьми.

Отношение к политике может меняться в зависимости от возраста. Как правило, уже в школе у многих проявляются качества организатора, стремление к инициативному выполнению поручений, желание занимать лидерские позиции. В дальнейшем, если эти качества развиваются, человек может достичь многого, занять, как говорят, высокое положение в обществе, в различных организациях и учреждениях, в государстве. Но бывает и так, что интерес человека к участию в организаторской деятельности ослабевает, и он находит удовлетворение в иных далеких от политики сферах, иногда добиваясь значительных результатов в культуре, науке, предпринимательстве, спорте, в материальной деятельности на производстве. Часто жизнь заставляет человека соединять профессиональные интересы и интересы политические. Большой ученый, выдающийся актер или писатель, высокопрофессиональный рабочий становятся активными политическими деятелями.

Значит ли все это, что политическая практика касается не всех людей, что она не является общезначимой, что человек может прожить жизнь, не имея никакого отношения к политике? Действительно, большое число людей активно не участвуют в политике, но это не означает, что они не связаны с политикой, что последняя не влияет на их жизнь и не требует от них выполнения определенных обязательств. Современное общество - сложно организованная структура, в которой политическая власть выполняет важные функции. Уже тот факт, что каждый человек является гражданином того или иного государства, связывает его с политикой государственных структур, обеспечивает его определенными правами и налагает на него определенные обязанности. Человек соприкасается с политикой, читая газеты, слушая радиопередачи, включая телевизор. Человек может попытаться освободиться от политики, поселившись вдали от общества, от людей. Но такой "робинзон" либо вскоре потеряет человеческий облик, либо будет вынужден возвратиться в общественный мир. Не случайно древнегреческий философ Аристотель видел в общении людей глубокую причину возникновения государства и считал, что "государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек". Так как общество организовано в государство, то человек фактом своего существования в таком обществе имеет связь с политикой, приобретает ряд политических качеств.

Механизм включения человека в политику имеет свои особенности. Политические качества - это совокупность приобретенных свойств, необходимых для участия в политической жизни общества. Об этом будет подробно сказано в разделе о политической социализации. Здесь же отметим, что человек вообще участвует в политике в силу заинтересованности в ней. Этот интерес может быть вызван различными причинами.

Человек может стремиться в политику для удовлетворения каких-либо иных, не политических потребностей и интересов, которые без политики удовлетворить невозможно. Например, человека не удовлетворяет уровень заработной платы. Такое же чувство испытывают и другие люди. Они объединяются, создают организацию, которая предъявляет претензии правительству. Эти чисто экономические требования начинают наполняться все большим политическим содержанием, если правительство не идет на уступки либо медленно решает проблемы, и люди начинают требовать отставки правительства.

Таким образом, человек включен в политическую жизнь фактом своего существования в обществе. Политика - это сфера отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и функционирования государственной власти в обществе. Но это не значит, что каждый человек только политический человек. Политика - одна из сфер общественной жизни, и в ней человек участвует активно или пассивно, сообразуя свои основные интересы с интересами политическими. Политика играет в жизни человека большую или меньшую роль в зависимости не только от личных устремлений, но и от особенностей экономических, социально-политических и культурных условий развития страны.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов - demos - народ и cratos - власть и переводится буквально «власть народа». В политологическом словаре демократия определяется как «власть народа, народовластие, форма политического государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества».

В системе современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией называют политическую или социальную системы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая демократия;

3) форма правления, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, т. е. представительная демократия;

4) форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, которая гарантирует меньшинству условия для осуществления прав, таких как — свобода слова, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная демократия.

В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типы режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.

Диктатура и тоталитаризм противостоят демократии. Термин "тоталитаризм" происходит от средневекового латинского слова "total", что означает "весь", "целый", "полный". Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

Диктатура (от лат. "неограниченная власть") - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых -возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I века до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии - и в средневековье, и в новое время - диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 - 1945). Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 - 1944) раскрывал содержание "тотального государства" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)". Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX - начале XX веков Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) монопольно существующая признанная всеми идеология; в) монополия на средства массовой информации; г) монополия на средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная система контроля и управления экономикой. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.

2. Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе

Всякое развитие, как известно, происходит вследствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового.

Разрушение старого предмета есть его отрицание. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс чистой негации, просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

Итак, прогрессивное развитие осуществлено тогда, когда старое качество отрицается новым с запоминанием, удержанием положительного содержания прошлого развития. Это накладывает известные требования и на ход развития познания. В наиболее общем виде они состоят в том, что в процессе познания отрицание одного положения другим нужно осуществлять так, чтобы выявление различия между старой и новой точкой зрения сочеталось с выявлением их связи, тождества, с отысканием в утверждаемом отрицаемого. Квантовая механика, отрицая существовавшую до нее классическую механику, в то же время находит ей место в виде одного из своих предельных случаев.

Отрицание охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания. Но в отличие от разрешения противоречий, которое указывает на конечность существования любого конкретного бытия, отрицание отрицает бесконечность события. Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия, диалектическое отрицание схватывает момент преемственности в развитии, его непрерывности. Таковы некоторые особенности диалектического отрицания, такова его специфическая роль в процессе развития.

Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т. е. разрушение старого и возникновение нового качество, присуще любому процессу развития и движения вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию, либо является зряшным отрицанием, внешним образом прерывающим процесс развития (размол зерна, гибель человека в уличной катастрофе и т. д.).

Процесс развития представляет собой не одно отрицание, а цепь их. Возникшее в результате отрицания явление будучи обременено противоположностями в конце концов так же отрицается новым состоянием, более высоким по сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Каково же соотношение между первым и вторым отрицанием, какова же роль второго отрицания в процессе развития? Отвечая на этот вопрос, отметим, что прогрессивное развитие, происходящее путем отрицания отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе. Таким образом, отрицание отрицания охватывает повторение в процессе развития, пройденного на новой, более высокой основе. Специфика второго отрицания состоит в том, что оно оказывает воздействие не только на непрерывность и бесконечность бытия, не только на связь низшего и высшего, но и на возвращение в процессе развития якобы к старому, но обогащенному всем прошлым опытом развития, более богатому и конкретному.

Ярким выражением этого закона является следующий пример. В результате проникновения в организм болезнетворного вируса возникает лихорадочный процесс. Это - отрицание нормального состояния организма. Выздоровление есть отрицание патологического состояния организма, восстановление норм, но на более высокой основе. Это именно возврат «якобы к старому», так как следы процесса остаются в организме. Это проявляется прежде всего в том, что организм приобретает иммунитет к действию этого болезнетворного агента. Это обстоятельство, т. е. развитие через возврат к старому на новой основе используется в профилактической медицине. Важно запомнить, что возвращение к пройденным ступеням происходит тогда, когда предмет в процессе отрицания переходит в свою противоположность.

Действие закона отрицания отрицания превращает узловую линию отношений меры в спираль, каждый виток которой лежит выше предшествующего, но в то же время над ним, отражая момент тождества прошлого и будущего. Развитие носит спиралеобразный характер. Для любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для прогрессивного развития — действием закона отрицания отрицания.

3. Индивид, индивидуальность, личность, как критерий общественного прогресса.

Опыт истории учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимыми условиями ее социальной эффективности являются наличие в обществе согласия по основным вопросам совместного проживания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуалистического сознания (ценность личности приоритетна по отношению к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенденций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства.

Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (сравни: русское «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т. д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Социальная роль (скажем, роль революционера, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест — свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность – это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование, на мелочный начальственно-бюрократический надзор. За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людям приходится расплачиваться всеми бедствиями командно-административного управления. И это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность и завистливость.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во - вторых» на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятий описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности: каждый индивидуум имеет право на свою особенность — это его природная данность, развернутая социализацией. Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие индивида есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.

В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность какого сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.

Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, это, разумеется, человек, но еще не личность. В нем лишь «проклевывается» личность, он еще должен стать ею. Если же нарушаются социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.

Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

3. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

4. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992

6. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

8. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

9. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

10. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1999.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(15.2 KiB, 39 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!