Человек, его происхождение, сущность и смысл существования

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Слова этого крупнейшего философа-мистика XX века остаются весьма актуальными на сегодняшний день. Несмотря на значительные успехи гуманитарных и психологических наук, ни на один из перечисленных Ошо вопросов однозначных ответов не существует. А человеку крайне важно разобраться в самом себе – ведь объективная реальность вне человека нейтральна, значение ее проявлениям придаем мы. Как говорят позитивисты, мы превращаем события в факты, исходя из особенностей своего внутреннего мира. Это мы воспринимаем событие как трагедию, комедию или фарс. И рай, и ад каждый из нас несет в себе. По мере познания человеком самого себя многие проблемы исчезают. Поэтому философия как мировоззренческая дисциплина не может не заниматься проблемой человека.

Тема человека, традиционная для восточной философии, в XX–XXI вв. стала актуальной и в западной культуре. Вероятно, причиной такой переориентации западной мысли является разочарование людей последствиями развития науки и техники: в небоскребах люди не стали счастливей, не исчезли многие старые проблемы, появились новые. Многим сейчас стало ясно, что необходимо перенести акцент с деятельности по преобразованию внешнего мира на задачи исследования внутреннего мира человека. Но для этого нужно решить вечный вопрос: «Что такое человек?». Материалистическая традиция рассматривает его как продукт естественного развития материи.

В научно-материалистической картине мира человек есть продукт естественной эволюции живого мира, где неживой мир по неустановленным пока причинам порождает из себя простейшие формы жизни, из которых по законам эволюции возникают все более и более совершенные виды живой материи.

Важным аргументом, подтверждающим это мнение, выступает результат исследования наследственных механизмов живых систем. Оказывается, что генетическая информация человека «записана» в молекулах его ДНК по тем же законам, какие свойственны и обезьянам, и лошадям, и насекомым, и бактериям, и растениям. А ДНК шимпанзе и человека содержат более 90 % сходных генов!

О большом родстве между людьми и обезьянами говорят данные исследования белкового состава сыворотки крови. Так, если условно принять альбуминовый коэффициент человека за единицу, то этот показатель у гориллы равен 1,09, а у шимпанзе – 1,14. Близкими у человека и обезьяны оказались и другие показатели. Например, у всех человекообразных обезьян есть особи с кровью 0. Наличие в крови большинства людей резус-фактора, характерного для обезьян, также подтверждает наше родство с ними.

Идею происхождения человека от обезьяны впервые высказал Ч. Дарвин. Она поддерживается большинством материалистов, занимающихся проблемой антропогенеза. Считается, что от первого обезьяночеловека до появления человека прошло около 20 млн лет, в течение которых возникали и исчезали многие виды гоминидов – австралопитек трех видов, палеантроп, синантроп, атлантроп, неандерталец и т. д. Современный человек, согласно этой гипотезе, возник не позднее 40 тыс. лет тому назад. Имеющая солидную доказательную базу, эта гипотеза страдает одним существенным недостатком: она не раскрывает причину и механизмы самого скачка от животного мира в мир социальный. В науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Академик Н. Дубинин считает, что появление человека является следствием мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли. Известно, что радиационный фон Земли и отдельных ее участков непостоянен. Некоторые ученые предполагают, что в результате сильных сейсмических явлений в ряде регионов Земли произошло обнажение залежей урановых руд, что привело к резкому повышению радиации, вызвавшему значительные мутационные изменения в наследственном аппарате нашего животного предка.

Причиной мутаций могла быть и космическая радиация, сдерживаемая в обычных условиях магнитным полем Земли. Но с определенной периодичностью магнитное поле Земли ослабевает, после чего следует смена знаков электромагнитных полюсов Земли (геомагнитная инверсия, причины которой пока не установлены). Доказано, что наиболее мощные вспышки появления новых биологических видов совпадают во времени с геомагнитными инверсиями. Например, появление питекантропа совпало с геомагнитной инверсией, происшедшей примерно 790 тыс. лет назад. Происшедшая 250–300 тыс. лет назад смена электромагнитных полюсов Земли совпадает с временем появления неандертальца. Появление современного человека авторы этой гипотезы связывают с геомагнитной инверсией, наблюдавшейся 35-40 тыс. лет тому назад.

2. Г. Вейнерт, И. Забелин, Г. Шмидт пытались объяснить скачок, связанный с возникновением человека из животного царства, резким похолоданием, наступившим в ледниковом периоде. «Ледниковый период создал человека», – писал Г. Вейнерт[1]. Значительные изменения среды обитания, полагают авторы этой гипотезы, вызвали новый тип поведения наших животных предков, основанный на интеллекте.

3. Ф. Энгельс считал, что процесс превращения обезьяны в человека связан с возникновением труда.  «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг»[2]. Эта гипотеза, пропагандируемая марксистской философией, страдает одним недостатком – труд уже предполагает наличие человека с его сознанием. Объясняя сущность труда, Маркс писал, что действия самого плохого архитектора отличаются от действий искусно строящей свои соты пчелы тем, что первый сначала создает в голове план, который только затем реализуется. Труд, таким образом, есть целеполагающая (сознательная) деятельность. Поэтому труд не мог возникнуть раньше сознания. На это противоречие в концепции Энгельса указал Б. Ф. Поршнев, выдвинувший свою гипотезу антропогенеза. На него указывает и П. С. Гуревич, который пишет, что «труд с самого начала предполагает сознание в качестве необходимого условия своей целостности. Но откуда взялось сознание?»[3].

4. Б. Ф. Поршнев полагал, что переход от психики обезьяны к сознанию человека связан с возникновением речи. Согласно автору, наши животные предки каким-то образом поняли, что звуком можно воздействовать на психику других животных, вызывая у них такое поведение, которое желательно. Такой прием представляет собой один из широко распространенных методов суггестии (внушения). Позднее наши предки стали обращать это оружие против своих нежелательных действий. Появилась речь, обращенная к себе, которая затем переродилась во внутреннюю речь, по сути, представляющую собой мышление. Вот почему языковые и логические структуры тождественны[4].

5. В. И. Плотников считает, что прыжок из животного царства в мир разума наш предок смог совершить благодаря случайному сочетанию в его жизнедеятельности ряда высших биологических качеств. К ним автор относит: а) прямохождение, освободившее передние конечности для действий с орудиями; б) орудийную деятельность, сопровождаемую подработкой орудий; в) наличие так называемых «тасующихся» стад. В этих стадах количество и статус членов стада непостоянны, что является предпосылкой для возникновения многовариантного типа поведения животных при одних и тех же ситуациях. Например, со сменой вожака и ряда активных членов стада может возникнуть другая схема решения задачи. Обогащение психики такими новыми схемами способствует ее развитию; г) сопровождение совместных действий звуками, выражающими, как правило, эмоциональные состояния. При многократных повторениях эти звуки стали превращаться в знаки отдельных действий и предметов, т. е. слова[5].

Итак, в науке пока нет единой теории антропогенеза. Существующие мнения на этот счет являются лишь гипотезами. Главная трудность заключается в определении причин, лежащих в основе перехода биологической формы движения в социальную, и механизмов такого скачка. Располагая значительными фактическими данными, подтверждающими близкое родство обезьяны и человека, наука, однако, не может пока объяснить, почему и как обезьяна превратилась в человека. Такая же проблема существует и при объяснении эволюции неживой материи в живую, а также скачков в развитии, связанных с появлением атомов из элементарных частиц, молекул – из атомов, а из последних – макромира.

[1] Вейнерт Г. Происхождение человечества. М., 1935. С. 301.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 490.

[3] Гуревич П. С. Философия: учебник. М., 2003. С. 209.

[4] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

[5] Плотников В. И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1976.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!