Бытие человека

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В современной философии и науке изучение человека исходит из понимания его как целостного социокультурного, биологического существа. Во всех проявлениях своей жизни человек предстает как биосоциальный организм, в единстве биоло­гического и социального. Биологизаторский и социологизаторский подходы к изучению природы человека, взятые по отдельности, недостаточны.

Биологизаторский подход к человеку ограничен, так как ак­центирует лишь эволюционно-биологические предпосылки чело­веческой природы; Социологизаторский подход объясняет природу человека исходя из социально значимых факторов и приводит к представлению о человеке как социальном функционере, винтике государственной машины, использовать который можно без ог­лядки «на какие-то гены». Здесь человек предстает как податливый слепок социокультурной среды, он лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вынужден существовать. У Маркса было понятие «частичного человека». Однако ситуация «частично­го человека» актуальна и сегодня. Она обусловлена разделением труда, существованием неравенства, определяет отношение к че­ловеку как к носителю определенной, весьма ограниченной соци­альной функции. «Частичный человек» - это послушный испол­нитель предписанной ему социальной роли. Вместе с тем весьма притягательно заключение отечественного психолога АЛеонтьева, резюмировавшего, что человек рождается с единственной «спо­собностью приобретать человеческие способности».

В дискуссиях о биологическом и социальном в человеке совер­шенно не получили освещения проблемы Сексуальности, гендер-ные отношения, различия между мужчинами и женщинами, отно­шения поколений, проблемасмерти. Между тем реальная жизнь че­ловека «квантована» биологически датами рождения и смерти. В этих границах, как отмечает Р. Карпинская, жизнь континуальна и пере­полнена смысловыми измерениями, весьма зависимыми и от отно­шений поколений, и от отношений полов.

Современные ученые пытаются сломать схему социологизиро-ванного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в свое время Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природ-но-биологические задатки индивида. Широко обсуждаемые пробле­мы гтпй-Ьойу (разум-тело), пагиге-пиг1иге (природа-воспита­ние) говорят о необходимости комплексного подхода и создания единого биосоциального образа бытия человека.

Изучение человека происходит в рамках философской дисци­плины-антропологии. Философская антропология необыкновенно богата размышлениями философов о природе и сущности человека. Многочисленные произведения, носящие самые прямые и броские названия, как, например, «Речи о достоинстве человека» Пико дел-ла Мирандолы, «О человеке» Гоббса и, наконец, «Человек-маши­на» Ламетри, обогащают сокровищницу человеческой мысли муд­рыми наставлениями и бесценными откровениями. Проистекающий из философской антропологии антропологический подход выясняет специфику и особенности собственно человеческого бытия, зани­мается экзистенциальной аналитикой человека.

Принято различать природу и сущность человека. И хоть стро­гой демаркационной линии здесь провести нельзя, потому что че­ловек всегда останется загадкой Вселенной, ее нераскрытой тайной, с природой человека принято связывать всю совокупность его на­клонностей и качеств. Они, не посягая на его естественные прояв­ления (о которых иногда с огорчением говорят: «Такова уж чело­веческая природа»), позволяют увидеть в нем гомо сапиенс. Среди них, конечно же, разумность, способность к общению и социаль­ной жизни.

С сущностью же человека связывают глубинное ядро челове­ческой натуры, «истинно человеческое» или нечто критериальное, позволяющее в эволюционном плане отличить человека от высше­го животного. На вопрос: «В чем состоит сущность человека?» мыс­лители отвечают по-разному. Марксова формула, согласно которой «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному ин­дивиду. В своей действительности она есть совокупность всех обще­ственных отношений», утверждает человеческую социальность в качестве приоритетной и фундаментальной составляющей всего человеческого рода. Она является реальной альтернативой антро­пологическому релятивизму, который отрицает наличие единой глубинной сущности всего человечества и четко фиксируемой че­ловеческой природы.

Понятие экзистенции (существования) направляет исследова­тельское мышление в сторону поиска и выявления связей человека и мира, проявляющихся в первую очередь в его деяниях и страданиях. Философский анализ нацеливает на различение слоев духовного смыслополагания: от низших, чувственно ориентированных, до выс­ших, истинно духовных, занимающихся критикой чувств.

Философская антропология как направление современной запад­ной философии берет свое начало в трудах М.Шелера (1874-1928) и получает дальнейшее развитие в работах Плеснера, Гелена. Плеснеру принадлежит знаменитое суждение: «Если жизнь животного центрич-на, то жизнь человека эксцентрична, он не может порвать центри­рования, но одновременно выходит из него вовне. Эксцентричность есть характерная для человека форма фронтальной поставленности по отношению к окружающей среде». Это значит, что подлинное познание человека предполагает наблюдения над самим течением его жизни с многообразием его эмоциональных проявлений, среди ко­торых забота, отчаяние, надежда, радость, любовь и раскаяние, че­редуясь, сменяют друг друга. Это и постижение человека в «погра­ничной ситуации», где на прочность проверяется истинно челове­ческое в нем. Это и размышление о человеке как вечном одиноче­стве, о котором Ортега-и-Гассет писал: «Мы оказываемся одни в универсуме, каждое Я по самой своей сущности является одиноче­ством».

Индивидуальный аспект человеческого существования пред­полагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченного во времени датами рождения и смерти. В качестве первичной пред­посылки бытия человека является жизнь его тела. В этих границах бытие человека весьма зависимо как от его телесно-природных данных, так и от общественно-исторических условий существования. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Из факта существования человека как живого тела выте­кает его подвластность законам наследственности, отменить кото­рые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с при-родно-биологическим потенциалом человеческого бытия. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизован­ных странах признание фундаментальных прав человека на удов­летворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохра­нением жизни, закреплено юридически.

Включенность человека в бытие культуры раскрывает личност­ный аспект и смысл существования человека. Индивид становится общественно значимой личностью, обретает особый смысл своего существования в ходе самореализации, воплощения своих способно­стей и возможностей, в ходе освоения и пополнения сокровищницы человеческой культуры. Психолог А.Леонтьев назвал именно деятель­ность человека «единицей жизни», наделяющей ее смыслом.

Мыслители многих времен и народов искали связь между телом человека и его духовными исканиями, отмечая, что детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Эгоизм телесных по­требностей перекрывается поступками и действиями окультуренного существа, личности. Человек оказывается в состоянии контролиро­вать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но наделяя их смыслом в соответствии с социально-исторически закрепленными нормами и идеалами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!