Быт и нравы римского общества в I в. до н. э.

2 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Бурные события II и I вв. до н. э. не приос­тановили того культурного движения, какое началось в эпоху борьбы Рима за гегемонию в Средиземноморье. В последнее столетие Рес­публики и в первый век Империи завершается син­тез старинных италийских культурных основ и тех многообразных течений, какие шли из развитых эл­линистических стран. Главными носителями появившихся культурных течений были представители высших слоев римско­го общества.

Источники дают сведения о жизни, взглядах и на­строениях привилегированных групп населения. Что же касается культурного уровня и культурных запро­сов римской бедноты и средних слоев римского населения, а также жителей италийских муниципи­ев, то о них известно сравнительно мало. Роскошь господствующих классов и нищета малоимущих сло­ев населения достигли в эту эпоху крайних пределов. Непомерные траты нередко вели представителей ари­стократии к разорению, задолженность нобилей (осо­бенно молодых) толкала их на всевозможные поли­тические авантюры.

В течение многих веков римское общество сохра­няло определенные черты патриархального уклада. Однако изменившиеся социальные и экономические условия, влияние греческих обычаев и эллинистиче­ских культурных течений действовали разлагающе, и крепкая семья оставалась скорее социальным иде­алом, чем достоянием действительности.

При заключении браков большую роль играли политические мотивы и финансовые расчеты. Обыч­ным явлением были разводы. Самые широкие разме­ры приняла в это время проституция. Любовные при­ключения женщин высшего общества были общеиз­вестны и лишь в исключительных случаях (как, например, свидание жены Цезаря с переодетым в женский костюм Клодием во время праздника в честь Доброй богини) привлекали всеобщее внимание.

Изменилось положение римских женщин высше­го круга. Они приобрели большую самостоятель­ность в семейной жизни, а также в распоряжении сво­им имуществом. Многие из них получали солидное образование, а про некоторых известно, что они иг­рали определенную роль в политической жизни. По­ложительно отзываются античные авторы о Корне­лии, дочери Сципиона Старшего и матери Гракхов. Дочь Гая Гракха Семпрония была причастна к дви­жению катилинариев. Сервилия, мать Марка Юния Брута, воодушевляла своего сына на борьбу с цеза- рианцами. Порция, дочь Катона Младшего и жена Марка Юния Брута, также принимала участие в по­литике. Она не перенесла смерти своего мужа и по­кончила самоубийством. Фульвия, жена Марка Ан­тония, руководила движением, завершившимся Перу- зинской войной. Эмансипация женщин имела и от­рицательные стороны. В речах и письмах Цицерона, например, нередко упоминается Клодия, сестра Кло- дия, трибуна 58 г., прославившаяся своими любовными похождениями и подозревавшаяся даже в преступ­лении уголовного характера (в отравлении мужа).

Раздоры между родителями и детьми были обыч­ны. Надежда на богатое наследство заставляла детей желать скорой смерти своим родителям. Особенно много примеров в этом отношении дает история про­скрипций 43 г.

Разложение патриархальной семейной жизни вы­зывало протест со стороны консервативно настроен­ных представителей аристократии. Некоторые из них были убеждены, что строгими законами можно вер­нуть старые патриархальные нравы и исправить тем самым современное им общество. Саллюстий, напри­мер, критикует существующие порядки и предлага­ет Цезарю провести ряд реформ, которые должны восстановить нравы раннереспубликанского периода, представлявшиеся ему идеальными. С подобным же обращением к Цезарю выступил и Цицерон.

Общественная жизнь того времени полна рази­тельных противоречий. Мы можем указать немало случаев продажности и измены политическим убеж­дениям, а также примеров проявления истинного са­мопожертвования и героизма. Эти противоречия характерны и для духовной жизни высшего класса римского общества той эпо­хи. В официальной римской религии с конца III в. До н. э. не произошло каких-либо существенных изме­нений.

Справлялись традиционные праздники, каждый акт политической жизни сопровождался жертвопри­ношениями и ауспициями, в честь новых побед уст­раивались пышные многодневные торжества. Тем не менее традиционная религия не играла прежней роли. Среди образованных римлян было немало ра­ционалистов и скептиков, которые, хотя и интересо­вались национальной религией и изучали ее, но да­леки были от искренней веры. В меньшей степени затронуты были рационализмом и скептицизмом семейные культы, но и они выполнялись скорее по традиции, нежели по искреннему убеждению. Связь с эллинистическим Востоком способство­вала проникновению в Рим разнообразных мистиче­ских культов. Греко-фракийский культ Диониса, египетский культ Изиды и Сераписа, культы малоазийской Ма- Белонны, фригийской Великой богини и даже иудей­ского Ягве находили немало почитателей среди раз­личных слоев общества. Новые культы приносили с собой побывавшие в дальних странах солдаты, куп­цы и всякого рода «негоциаторы»; большую роль иг­рали в этом отношении рабы. Вместе с ними восточ­ные верования проникали даже в дома знатных рим­лян; отпущенные на волю уроженцы эллинисти­ческого Востока растворялись среди городского плебса и способствовали распространению своих ре­лигиозных взглядов среди римской бедноты.

Больше всего сторонников новых религий было среди низших и средних слоев населения, для высших же классов римского общества I в. до н. э. характер­но увлечение рационалистическими философскими системами.

Наибольшим успехом пользовалось учение стои­ков. Отвлеченный идеал мудреца, строгого к себе и к людям слился с представлением о римлянине ста­рого закала, воплощавшем в себе исконные римские добродетели (мужество, справедливость, благочестие

и др.). Учение о разуме, царящем во всем мире, о ра­венстве людей, о разумной справедливости нашли отражение и в политических идеях и в правовых нор­мах того времени. Получило известное распростра­нение и материалистическое учение Эпикура. Зна­комство с философией — один из признаков римской образованности, которая получает все большее и большее распространение.

Следует отметить, что в данную эпоху римляне не создали оригинальных философских систем. Эк­лектизм — одна из характерных черт римской фило­софии конца Республики.

Большую роль в развитии римской культуры сы­грали выходцы из различных италийских муниципи­ев. После Союзнической войны постепенно стала ис­чезать долго существовавшая замкнутость италий­ских городов и областей. Немало юных представите­лей муниципальной знати получало образование в Риме и приобщалось к разным кружкам римской ари­стократической молодежи. Среди этих молодых ита­ликов, «новых людей» (homines novi), как называли их в Риме, нашлось немало талантов, которые впос­ледствии приобрели широкую известность. Круг лиц, получавших образование, к концу Республики значи­тельно расширился, выработались определенные при­емы обучения, которое начиналось в Риме с 7 лет. В привилегированных семьях занятия с детьми этого возраста вел раб-педагог, обычно из греков. Но чаще дети с семилетнего возраста ходили в школу, где учились чтению, письму и счету. С 12 до 16 лет рим­ские юноши посещали обычно школы грамматиков, организованные по эллинистическим образцам. Глав­ным предметом была литература вместе с граммати­кой. Кроме того, в школах преподавались логика, арифметика, геометрия, астрономия и некоторые эле­менты музыки. В 16 лет юноша облекался в мужскую тогу и приступал к специальным занятиям ритори­кой под руководством греческих ораторов или же латинских учителей красноречия. Риторическое об­разование пополнялось изучением римского права под руководством видных юристов. Некоторые знат­ные римляне уезжали завершать образование в гре­ческих культурных центрах (в Афинах, Родосе, Пергаме, а также в Массилии).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!